среда, 31 января 2018 г.

Словарь по дисциплине “Русский язык и культура речи”



Предисловие

Предлагаемый вашему вниманию словарь в краткой, популярной форме раскрывает содержание основных понятий и терминов, с которыми встречаются студенты при изучении такого курса, как «Русский язык и культура речи».

Словарь дает анализ основных понятий и явлений лингвистического и социально-культурологического характера. Он позволяет студентам и всем интересующимся в значительной степени обогатить свой словарный запас, расширить кругозор.

Для удобства пользования слова расположены в алфавитном порядке.

Содержание понятий и терминов раскрыто на основании ранее изданных словарей, практикумов и пособий.

В словаре применена единая система ссылок и сокращений, принятая для справочных изданий.







Абстрактная лексика — слова, обозначающие отвлеченные понятия:            идеалистический, причина, необходимость.

Активная лексика — слова, часто употребляемые говорящими: работа, дети, идти.

Аллегория (греч. Allegoria) — выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах; иносказание; например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость — в образе зайца и т.д.

Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки.

Анадиплосис (стык) — последующая фраза начинается с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую — подхват. Например: "... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он (Гоголь) восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам". (И. С. Аксаков)

Аналогия (греч. analogia) — сходство предметов, явлений, процессов и             т.д. В каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — умозаключение, в котором на основании  сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках. Знания, полученные по аналогии, носят, как правило, правдоподобный, вероятностный характер и во многом зависят от соблюдения следующих условий: общие признаки сравниваемых предметов должны быть по возможности более разнообразными; общих признаков сравниваемых предметов должно быть как можно больше; общие признаки сравниваемых предметов должны быть существенными; чем менее существенны различия между сравниваемыми предметами, тем выше вероятность заключения. Несоблюдение этих условий ведет, как правило, к ложным аналогиям. 

Анафора (единоначатие) (от греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистическая фигура, состоящая в повторении начального слова в каждом параллельном элементе речи. Фигура, обратная эпифоре. Например: "Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья..." (М. Лермонтов).

Анекдот — короткий юмористический или сатирический рассказ злободневного содержания, бытующий, как правило, в устной речи. В публичной речи анекдот нередко используется как композиционно-стилистический прием в целях оживления речи, для поддержания внимания и т.д.

Антитеза (от греч. antithesis — противопоставление) — риторическая фигура, которая подчеркивает противоположность, противопоставление предметов, понятий, явлений. Основные цели антитезы — выявить сущность предмета, понятия, явления, показанного на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон. Например: "Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят  лет, чтобы научиться держать язык за зубами." (Л. Фейхтвангер)

Антонимы — слова с противоположным значением: молодой — старый.

Апострофа — обращение к отсутствующему человеку или неодушевленному предмету: Где вы, друзья моей юности!

 Арго (фр. argot  - жаргон) – язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления.

Аргумент (латин. argumentum) — основание, довод, приводимые для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: "чем надо доказывать тезис?" в логике традиционно различают следующие виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение, закон науки. В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть: истинными суждениями; доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; достаточными для тезиса. При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки: "ложность оснований" (основное заблуждение) — возникает тогда, когда  в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, выдаваемые за истинные. Примером может служить диалог маленького принца с пьяницей в повести Антуан де Сент-Экзюпери. Пьяница объясняет, что пьет он потому, что ему совестно, а совестно ему потому, что он пьет. Мысль оказалась в заколдованном круге.

Архаизмы — слова и речевые обороты, вышедшие из употребления и Перешедшие в разряд пассивной лексики: паче чаяния — "сверх ожидания", вран — "ворон".

Ассертивность (от лат. assero — претендовать) — способ поведения, при котором человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать (без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и др. Форм нападения на противоположную сторону); не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но и не позволяя "вить из себя веревки"; желаемой цели добивается, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа; умеет склонить других к оказанию помощи или любезности; при столкновении интересов способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Аудиторный шок (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи. По сравнению с речью в обычных условиях: возрастает количество и длительность пауз (так называемые паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит так, как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с "гм", "кх", "ну"; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа "это", "такой", "в общем" и т.п.; часты заполнители молчания — "видите ли", "знаете ли", "вот", "ну"; происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики. Напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: "Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем... Охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних". 

Афоризм — глубокая обобщающая мысль, облеченная в лаконичную,             отточенную языковую форму: знание — сила (Ф. Бэкон).

Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или   понимание изящного. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек   отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Вульгаризмы - грубые слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка.

Выразительность – свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться.

Глоссарий (лат. Glossarium - словарь глосс) – толковый словарь устаревших и малоупотребительных слов к какому-либо тексту, преимущественно к древнему.

Грамматика (греч. Gramma – письменный знак) – 1) раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, строение слов, словосочетаний и предложений; 2) грамматический строй языка; 3) совокупность правил словоизменения, их соединения в словосочетания и предложения.

Дебаты (франц. debats) — обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями обычно после доклада. 

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.

Дейктические элементы – указательные элементы внутри текста, облегчающие его восприятие в целом. Например, вводные слова типа как уже было сказано, во-первых, вопросы к самому себе и т. д.

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Важнейшая особенность делового общения состоит, в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов.

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю и греч. grapho — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Диалектизмы — слова, формы слов и обороты речи, свойственные тому или иному говору, диалекту: баской — "красивый",   без пять час — "без пяти час".

Дикция (от лат. dictio — произнесение) — произношение, степень отчетливости в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении  и т.п.; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, "проглатывания" отдельных слов и звуков, дефектов речи — шепелявости, гнусавости, заикания; необходима для лучшего восприятия речи оратора.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) —корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного,             обычно научного вопроса; для нее характерны четкость формулировки             темы, стремление прийти к единому мнению, найти общее решение,             установить истину, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду             полемического диалога. 

Диспут (от лат disputare — рассуждать, спорить) — публичный спор на             научную или общественно важную тему; для него, как и для дискуссии,             характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к             единому мнению, общему решению, установить истину.

Доводы – виды аргументов, основанных на чувствах. Различаются доводы к отвержению и доводы к сопереживанию.

Доказывание — установление истинности тезиса.

Доступность речи — качество публичного выступления, заключающееся в  том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной  аудитории.

Жанр (франц. genre — род, вид) — исторически сложившийся тип литературного произведения; устойчивая композиционно-речевая схема. Каждый речевой жанр имеет свою структуру, свои правила расположения материала и т.п.

Жаргонно-арготическая лексика — слова и обороты речи, характерные для языка той или иной относительно обособленной социальной группы, выделяемой по возрастному (молодежный жаргон), социальному признаку (воровское арго):  забить — "не обращать на что-либо внимания", медведь — "сейф".

Законы края речи (высказывания) — правила оформления начала и конца речи (высказывания). Вступление к любому жанру имеет психологические, содержательные и структурные функции. Задача оратора при этом — установить контакт со слушателями, вызвать расположение и доверие, привлечь внимание, заинтересовать темой. Психологические функции такого начала заключаются в разжигании положительных эмоций: удивления, интереса. 

Зевгма (от греч. zeugma) — экспрессивная синтаксическая конструкция, которая состоит из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению, вследствие чего в многозначном главном слове одновременно актуализируются минимум два разных значения или смысловых оттенка. Создает юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости сочетаний, которые образуются при экономии языковых средств. Например: "шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении."

Изобразительность – наглядность (не только зрительная) речи, облегчающая ее восприятие и усиливающая доходчивость.

Имидж - впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

Инверсия (от лат. Inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в изменении обычного порядка слов и словосочетаний в предложении; используется для придания своеобразного выразительного оттенка, смыслового или эмоционального выделения слова. В русском языке в предложении более информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное — в ее начале. Середина фразы наименее информативна. Поэтому для придания слову большей выразительности его следует поместить в конце фразы. Например: "Свершилось! В миллионах огней сегодня ликует мир: свершилось! Враг раздавлен! Объединенные нации победили!" (С. Эйзенштейн)

Иноязычная лексика — слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный запас данного языка: оратор, менеджмент.

Интонация — ритмомелодические свойства устной речи, выполняющие смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.

Ирония (от греч. eironea — притворство, насмешка) — вид тропа, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики или восхваления. Строится на игре буквального и подлинного значений слов. Например: "откуда, умная, бредешь ты, голова?" (пренебрежительное обращение к человеку).

Исконная лексика — слова, восходящие к праиндоевропейской, праславянской древнерусской эпохам и унаследованные русским языком, а также созданные в русском языке по существующим в нем моделям.

Историзмы — слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, понятия: ботфорты, кадь, опричник.

Каламбур (франц. calembour) — игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов, с целью создания комического эффекта. Особенность каламбура — лаконизм и неожиданный поворот мысли. Например: "взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии" (А. Пушкин)

Кальки — слова и обороты речи, заимствованные путем буквального перевода: алфавит (из греч.), небоскреб (из англ.).

Канцеляризмы — слова и речевые обороты, характерные для делового стиля, но перенесенные в иные стили речи. Канцеляризмы придают речи сухость и шаблонность: в осенний период времени (вместо осенью).

Каталог (от греч. katalogos — список) — 1) перечень, список предметов (книг, картин, рукописей и т.п.), составленный в порядке, облегчающем их нахождение; 2) справочное издание, содержащее такой список. Различают: алфавитный каталог, описания в котором располагаются по алфавиту фамилий авторов или заглавий произведений; систематический каталог, описания в котором располагаются по отраслям знания, научным дисциплинам и т.д. (например: политическая литература, художественная литература, литературоведение, лингвистика и т.д.); предметный каталог, описания в котором группируются по наименованиям предметов или предметным рубрикам, расположенным в алфавитном порядке (например: авиация, архитектура и т.д.). 

Книжная лексика — слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску: бессмертие, существенный, аполитичный, превалировать.

Коммуникация - общение, передача информации. Коммуникация в деловом общении есть обмен информацией, значимой для участников общения.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — расположение и соотнесенность компонентов литературного произведения, где компонент (от лат. componens (componentis) — составляющий), или единица композиции, — отрезок произведения, в котором сохраняется один способ изображения или единая точка зрения на изображаемое. Композиция гораздо более сложная и многослойная конструкция, чем план или схема, к которой ее иногда пытаются свести. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство оратора и слушателей. 

Конкретная лексика — слова, обозначающие понятия чувственно воспринимаемой действительности: дом, хлеб, вечером.

Контаминация — речевая ошибка, смешение двух, обычно близких по значению или звучанию слов и синтаксических конструкций, в результате чего появляется третье выражение, чаще неправильное: играть большое значение из "играть роль" и "иметь большое значение".

Контекст — фрагмент текста, относительно законченный по смыслу, позволяющий определить конкретное значение входящих в него элементов — слов и предложений.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса; основная точка зрения на явление, процесс. У оратора, выступающего с публичной речью в официальной обстановке, должна быть определенная точка зрения, на которую он опирается. Создавая замысел своего выступления, вычленив и определив предмет речи, оратор в процессе поиска ответов на поставленные им вопросы темы самостоятельно вырабатывает или выбирает подходящую для его мировоззрения теоретическую концепцию и предъявляет ее в начале своего высказывания в виде предисловия. Она должна пронизывать все высказывание.

Косвенная оценка – способ убедить в хороших качествах чего-либо (например, товара) не путем оценки (отличный, превосходный и т. д.), а сравнением с чем-либо, что оценивается положительно.

Красноречие — 1) ораторское искусство: судебное красноречие; 2) дар речи, ораторский талант: красноречие рассказчика увлекло слушателей.

Крылатые слова — устойчивые обороты речи, имеющие книжное происхождение и отличающиеся меткостью, образностью, выразительностью, лаконизмом: блудный сын, зарыть талант в землю.

Культура   делового   общения  - это высокий уровень умения общаться в деловом мире, т. е. это 1) высокая коммуникативная культура, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать; 2) умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера; 3) умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействий на основе обоюдных интересов.

Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил.

Культура речи — 1) соблюдение языковых норм произношения, ударения, словоупотребления и построения высказываний; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование языка с точки зрения его нормативности и предписывающий правила пользования литературным языком.

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — умение быстро переключаться с обдумывания одних вопросов на другие, не допуская при этом ошибок в решениях, находить верные решения в цейтноте.

Лексика — вся совокупность слов какого-либо языка или диалекта (русская лексика, лексика архангельских говоров), а также часть этих слов, употребляющаяся в определенной сфере (разговорная лексика, лексика А. С. Пушкина).

 Лид – краткое содержание статьи, выделенное графически и обычно помещенное следом за заголовком. Вместе с заголовком и подзаголовком лид помогает структурировать материал, облегчая его восприятие. Лид обладает собственными убеждающими возможностями.

Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.

Литота или мейозис (от греч. litotes — простота): прием выразительности речи, заключающийся в намеренном ослаблении говорящим признака или свойства, о котором идет речь. Достигается с помощью двойного отрицания: не без умысла, небесполезный. Такие высказывания являются смягченной формой выражения несогласия с собеседником: "не думаю, что вы правы" (в смысле — "думаю, что вы неправы").

Логическое ударение — выделение слова или словосочетания как наиболее важного смыслового элемента. 

Люфт-пауза — незначащая остановка в звучащей речи для вдоха.

Макрориторические стратегии – риторические стратегии, учитывающие национальную специфику аудитории. Стратегия охватывает аргументацию, композицию, речевые приемы.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или   отрицательную оценку окружающих Они основаны на привычках. Манеры отличают   воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от   простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо   воспитывать.

Межличностное общение - общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личностными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей.

Межстилевая лексика — слова, не закрепленные за каким-либо стилем, свободно употребляющиеся во всех стилях. Ее называют также нейтральной, так как она не имеет стилистической окраски.

Мелодика речи — понижение и повышение голоса, изменение его тона в процессе говорения.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: "говор волн"; "сии птенцы гнезда петрова"; "шелковые ресницы"; "ситец неба голубой". Традиционно метафора понимается как сокращенное сравнение. Например: "господи, это же не человек, а — дурная погода." (М. Горький)

Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности: "ликует буйный рим" (М. Лермонтов); "шипенье пенистых бокалов" (А. Пушкин). В отличие от метафоры, метонимию трудно переделать в сравнение. С помощью метонимии часто называют: предмет по материалу: не то на серебре, на золоте едал. (А. С. Грибоедов) предмет по производителю действия: читал Пушкина; содержимое по предмету: чайник кипит (вода в чайнике); время по предмету: любить до седых волос; процесс по предмету: приходите к нам на чай. 

Микрориторические стратегии – риторические стратегии, ориентированные на возрастные, психологические и другие особенности аудитории. Для микрориторических стратегий необходимо предварительное исследование аудитории.

Многозначность (полисемия) — наличие у слова нескольких значений. Забросать цветами — выразить особое уважение, любовь. Забросать песком — засыпать. Забросать гранатами — уничтожить.

Многосоюзие — многократное повторение союза подчеркивает значение каждого компонента конструкции. Например: "люди небезразличны к тому, кто, как и в какой последовательности обращается к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу или воспринимает ее как должное... Или довольствуется своей безнаказанностью." (А. Крон)

Мода — периодическая смена образцов массового поведения. Обычай   ориентирован на традиции, а мода — на современность, обновление,   нововведения.

Мозговой штурм ("мозговая атака") — вид диалога, состоящий в активизации творческого потенциала участников при коллективном выдвижении идей и последующим формулированием контридей. Предусматриваются следующие этапы работы: формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости; создание группы анализа проблемной ситуации, формулирование исходной задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки; генерирование (создание, выдвижение) идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки" (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки); систематизация и классификация идей; изучение признаков, по которым можно объединить идеи, и, согласно им, классифицировать идеи в группы; составление перечня групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи; деструктурирование идей, т.е. Оценка идей на реализуемость. "мозговая атака" на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей; оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа обсуждения практически используемых идей; в расчет берутся только те идеи, которые не были отвергнуты после критики, а также выдвинутые контридеи. Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники "мозговой атаки" рационально распределяются на группы: 1) генерирования идей; 2) анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) генерирования контридей.

Морфология - грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Мыслеречедеятельность — ведущая, определяющая деятельность человека, от эффективности которой во многом зависит результативность других видов его деятельности. Управляемая мыслеречедеятельность является объектом изучения риторики, при этом под мыслительной деятельностью понимается процесс использования человеком данной ему от природы мыслительной энергии. Речь интересует риторику как средство выражения мысли и рассматривается как синтез словесных и несловесных (эмоциональная окраска, интонация, язык телодвижений) средств. Управляемая мыслеречедеятельность — это организованная, контролируемая, направляемая, сконцентрированная на главном деятельность, дающая максимум результата при минимуме затрат.

Научная лексика — слова, характерные для научного стиля, называющие отвлеченные понятия и не содержащие оценок: интерфикс.

Невербальное общение - несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т. д.

Нейтральная лексика – слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Неологизмы — новые слова и значения слов, новизна которых ощущается говорящими: совок — "советский человек".

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа: «Да!", «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно" и т.д.

Норма в лингвистике – единое образцовое общеупотребительное использование элементов языка в данную эпоху данными носителями языка.

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп, классов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Это реальная форма нашего человеческого существования. 

Окказионализмы — слова, не вошедшие в общепринятое употребление,  отражающие индивидуальное словотворчество: многопудье (В. Маяковский).

Оксиморон (оксюморон) (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — вид  тропа, состоящий в сочетании противоположных по значению или  противоречащих по смыслу слов, например: "красноречивое молчание", "звонкая тишина", "горькая радость", "сладкая боль", "пессимистический оптимист".

Олицетворение — вид метафоры, наделение неодушевленных или  абстрактных предметов, явлений, событий, их качеств и свойств, признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: "…и звезда с звездою говорит" (М. Лермонтов)

Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и(или) написанию, но не  связанные по значению: нота — музыкальный знак, нота — дипломатическое письмо.

Ономастика (греч. onomastikos – относящийся к имени) – раздел лексикологии, изучающий собственные имена.

Оратор (лат. orare – говорить) – тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия.

Оппонент (от лат. opponens (opponentis) — возражающий) — участник  спора, опровергающий выдвинутый другой стороной тезис.

 Орфография (греч. orthos  - правильный, прямой) – система правил правописания слов и значимых частей речи, слитных, дефисных и раздельных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки на другую.

Орфоэпия (греч. epos – речь) – раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.

Открытость — способность в высказывании давать сообщение о себе, о  своих личных качествах, критериях, об уровне своего самоуважения и  самооценки, о степени своей заинтересованности предметом сообщения, о своей общей компетентности в избранной тематической области, о действительных мотивах своей деятельности и лежащих в ее основе  личностных смыслах.

Память — способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Долговременная память — механизм формирования грамматических форм и хранения лексики, синтаксических структур в мозгу человека, который можно представить в виде трех зон: в первой зоне находятся слова, легко воспроизводимые — активный словарь, во второй — такие, которые находятся труднее, — пассивный словарь, и в третьей — забытые слова. 

Парабола (от греч. parabole — сравнение, сопоставление, подобие) — распространенное сравнение, которое слагается в некий законченный образ, маленькая сказочка, притча, анекдот; в основе лежит принцип параболы: повествование удаляется от современного автору мира, от конкретного времени или места, а затем снова, как бы по кривой, возвращается к оставленному конкретному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. "между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это жалуют бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это наконец повершал бас, может быть, старик. Или просто наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе, тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и всё, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла..." ( Н. В. Гоголь ).

Парадокс (от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — утверждение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. "не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра." (О.Уайльд)

Параллелизм (от греч. parallelos — находящийся или идущий рядом) — стилистическая фигура, представляющая собой тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей. Например: "Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?" "От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же как от смерти." (А. А. Блок)

Паронимы — сходные по звучанию, но разные по значению слова: эффектный — эффективный, наследие — наследство.

Парцелляция — такое построение высказывания, когда намеренно отделяются грамматически и по смыслу связанные слова с целью подчеркнуть их значимость: Любить... Но кого же?.. (M. Лермонтов).

Пассивная лексика — слова и выражения, известные говорящему, но редко им употребляемые. В пассивный запас входят архаизмы, историзмы, неологизмы, устаревающая лексика.

Пауза — перерыв в звучащей речи, обусловленный физиологическими, грамматическими, психологическими или логическими факторами.

Перифраз (а) (от греч. periphrasis — окольная речь) — описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например: Страна голубых озер — Карелия; город на Неве — Санкт-Петербург.

Персонификация (от лат. persona — маска, лицо и facio — делаю) — вид метафоры, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе, например: "Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильная, ты молодая, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны". (А.Н. Толстой).

Плеоназм — 1) стилистически значимое повторение близких по значению слов и оборотов: отправиться в путь-дорогу; 2) словесная избыточность, повторение сказанного: штурвал руля, май месяц.

Повтор — риторический прием, состоящий в повторении темы, или общего тезиса речи, или повторы в переходах от одной части речи к другой и т.д., усиливающий выразительность речи. Например: "Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей." (Л. Н. Толстой)

Позиция (от лат. positio — положение, расположение) — положение, обоснованное и обусловленное отношением к чему-либо, выбранной концепцией (позиция гуманиста, фашиста; позиция информатора, полемиста; позиция критика-конструктивиста).

Полемика (франц. polemique от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — острый спор, столкновение мнений по какому-либо вопросу. Полемический диалог — спор двоих; предполагает:   сопоставление и противоборство различных точек зрения, идей; активно преследует цель выявить логические противоречия и заблуждения, разоблачает ложь и обман;   связан с аргументацией, т.к. Вне доказательства (опровержения) он немыслим;   невозможен вне учета логического, психологического и нравственного компонентов. Полемика — это не только логика и психология общения, но еще и обязательно нравственная позиция полемистов, которая, как правило, определяет характер и направленность логических рассуждений сторон. 

Понятие — мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы слов). Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. 

Потребность — необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения; желание, стремление. Потребность в высказывании появляется в соответствии с ситуацией: какое-либо обстоятельство вызывает интерес и соответственно желание выразить свое отношение к нему. Например, Потребность написать "Клеветникам России" у Пушкина была вызвана многочисленными нападками на Россию во французской прессе. Наиболее эффективно, выразительно осуществляется тогда, когда мысль порождает эмоции, а не наоборот.

Проблема (от греч. problema — задача, задание) - это общественно или научно важный вопрос, решение которого назрело.

Привычка — это   установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.   Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни   осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать,   читать за обедом) — они свидетельствуют о плохих манерах.   Речевые привычки, приобретаемые в университете, отличаются маркированностью и социальной значимостью: уверенный тон, прямота, ироничность. На основании вышеназванных характеристик студента и выпускника престижного университета можно отличить от остальных носителей языка. Образованным людям присуще самоутверждение при помощи умения хорошо говорить. Среди них очень ценится искрометная игра ума, намеренно используемые стилистические приемы, разнообразие эмоционально окрашенных прилагательных. Сложность и изящество речи, многоплановость смысла словесных построений –все это характеризует речь образованного человека.

Принуждение — эмоциональное воздействие на собеседника с целью заставить его отказаться от своей точки зрения в споре; собеседник обычно не меняет своих взглядов, а лишь уступает под эмоциональным натиском противника.

Пропонент (от лат. proporiere — утверждать) — участник спора, выдвигающий и защищающий тезис. 

Просторечная лексика — слова и формы обиходного языка, выходящие за пределы нормы: ляжь, ехай.

Профессионализмы — слова, характерные для языка людей определенных профессий: склянки (в речи моряков), еж, игла (названия видов снежинок у метеорологов).

Психологические уловки — приемы, используемые в споре для победы, для убеждения или принуждения оппонента принять тезис. Эти приемы могут быть корректными (дозволенными) и некорректными (недозволенными). 

Пунктуация (лат. punctum – точка) – собрание правил постановки знаков препинания.

Разговорная лексика — слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску и характерные для устной литературной речи в условиях непринужденного неподготовленного общения: бедняга, зачетка.

Резюмирование - подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.

Рема – ядро высказывания, содержание сообщения, то новое, что говорящий сообщает, опираясь на тему.

Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — краткое устное или письменное изложение основного содержания научной работы, книги и т.п. Наиболее существенная черта реферата — информативность. 

Рефлексивное слушание  - это процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Речевой этикет - это принятая в определенной культуре совокупность требований к   форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности   высказываний. 

Речь — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Выполняет две функции: средства, орудия общения (коммуникации) и средства обобщения, орудия мышления. Различают: собственно речь, или внешнюю речь, которая имеет коммуникативную направленность и ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность; внутреннюю речь-общение человека с самим собой для постановки и решения какой-либо познавательной задачи; отличается использованием вспомогательных средств (образы, схемы и т.д.), специфическим синтаксическим строем, "она свернута, в ней нет ничего лишнего" (панов); отличается от внутреннего проговаривания ("речь про себя", "беззвучная речь") и внутреннего программирования (создания плана будущего высказывания). 

Риторика (греч. rhetorike) — теория и искусство ораторской речи. Классическая риторика — наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства; теория художественной речи. Современная риторика — теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторический вопрос — предложение, которое по интонации и структуре является вопросительным, а по цели высказывания — повествовательным или побудительным. Риторический вопрос не требует ответа. Его цели: привлечь внимание и сформировать у адресата желательное отношение к содержанию высказывания. Усиливает эмоциональность, выразительность высказывания, "ненавязчиво навязывает" некоторую идею; особенно эффективен при напряженном ожидании, возбуждении аудитории. Например: Рассказывают такой случай из судебной практики адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Прокурор заявил, что "кража невелика, но это преступление, и оно подрывает основы закона империи". Плевако, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: "Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашему государству и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не могли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя один старый чайник ценою в 50 копеек?" Старушку оправдали.

Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно. Используется в моменты наивысшего напряжения в речи, когда слов уже недостаточно, чтобы выразить чувства говорящего, выражает внутреннюю убежденность оратора. Например: "Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!" (И. С. Тургенев)

Риторическое обращение — обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету). Риторическое обращение обязательно интонационно окрашено — положительно или отрицательно. Например: "Что скажу я тебе, брат мой Квинт, товарищ былых моих дней, который теперь далеко?" (Цицерон).

Ролевое поведение - поведение, заданное той или иной социальной ролью. В деловом общении ролевое поведение партнеров определяется их положением в системе существующих экономических отношений, что прямо влияет на их деловые отношения.

Рукопожатие - традиционный символический жест, который используют при приветствии, прощании, поздравлениях, в знак одобрения, заключения определенного соглашения или примирения. Цель рукопожатия — демонстрация благонамеренности и доброй воли. В России этот способ приветствия наиболее распространён среди мужчин Этот рыцарский ритуал произошел, скорее всего, от движения рук, показывающих, что в них нет оружия. В греческом изобразительном искусстве фигуры пожимающих друг другу руки людей встречаются уже в V веке до н.э. В литературных источниках рукопожатие упоминается в первом веке нашей эры в поэме Овидия "Метаморфозы".

Семантика – (греч. semantikos – обозначающий) – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм.

Силлогизм (греч. syllogismos) — дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (заключение). В зависимости от вида суждений (посылок), входящих в силлогизм.

Синекдоха (от греч. synekdoche — соотнесение) — частный случай метонимии; вид тропа, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия большего в значении меньшего, целого в значении части или наоборот. Например: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести." (В. С. Шефнер)

Синонимы — слова одной и той же части речи, у которых значения совпадают полностью или частично: бегемот — гиппопотам, увеличиваться — усиливаться — повышаться — возрастать.

Синтаксис (греч. syntaxis – составление) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Ситуация (франц. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств) — система знаний о предмете речи. "Человек может стать рабом ситуации, а вся идея риторики в том, чтобы сделать человека господином ситуации..." Анализ ситуации состоит из четырех последовательных этапов: 1) свое видение автором предмета (темы); 2) анализ предмета (темы), т.е. проблемы для изучения; 3) выбор из предмета определенных граней (проблем); 4) пропускание чужого опыта сквозь призму своего видения и наоборот (чужое + свое) и формирование позиции. Такой же анализ ситуации необходим при подготовке к деловым беседам, переговорам, совещаниям. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией.

Слова-паразиты – слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки, заполняют физиологическую паузу при затруднении в выборе слова, характерны для речи малообразованных людей.

Слоган – компонент рекламы, рекламный девиз.

Слушание — вид мыслеречедеятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Установка на слушание — общий настрой слушающего, который определяется не только стремлением говорящего заинтересовать собеседника, сделать его внимательным слушателем, осознающим содержание получаемой информации, но и дать прогноз предполагаемого разговора, его цели и планируемого результата. 

Солецизм — нарушение в речи синтаксических правил языка или правил словоизменения. Например: Мне совестно, как честный офицер (А. С. Грибоедов “Горе от ума”).

Софизм (греч. sophisma — хитрая уловка, измышление) — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую, преднамеренную логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению; является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Например: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Следовательно, лекарство нужно принимать в больших дозах.

Софисты — родоначальники риторики. Они принадлежали к школе философов-просветителей, которые создали невиданный культ слова. Задача софиста — научить "делать слабое место сильным". Отношение к софистам было противоречивым. Вначале слово "софист" имело положительный смысл. Скажем, греческому слову "софист", по буквальному смыслу означающему профессионала, чья профессия — "мудрость" ("софиа"), довольно точно соответствует современное международное слово "интеллектуал". В конце V века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии. С одной стороны, софисты помогали афинянам овладевать ораторским искусством. С другой стороны, их беспринципность при защите прямо противоположных точек зрения, вызывала к ним недоверие.

Спор — словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; часто возникает стихийно, по инициативе одной из полемизирующих сторон; для него характерны не слишком четкая фиксация темы, вольное обращение с регламентом. Виды спора: 1) спор ради истины; 2) спор ради победы; 3) спор ради зрителей; 4) спор ради спора.

Способ демонстрации аргумента — выбор формы умозаключения для показа логической связи аргументов с тезисом. Демонстрация отвечает на вопрос: "Как связать аргументы с тезисом?" и имеет форму умозаключения: дедуктивную, индуктивную и по аналогии. Несоблюдение правил умозаключений неизбежно приводит к логическим ошибкам в форме доказательства, например: "мнимое следование" (не следует) — логическая ошибка, заключающаяся в том, что в качестве аргументов используются истинные положения, которые либо недостаточны для доказательства (опровержения) тезиса, либо вообще с тезисом не связаны. 

Способности - совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность - мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т. д.

Сравнение — вид тропа, уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака, который актуализируется благодаря сравнению, (с целью создания художественного описания первого). Например: "Народность, как ртуть в градуснике на морозе, сжалась, сбежала сверху вниз, в нижний слой народный; правильность кровообращения в общем организме приостановилась, его духовная цельность нарушена." (И. С. Аксаков) 

Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка: вождь, агнец, юродивый.

Стилистика (греч. stylos – стерженек для письма) – раздел языкознания, изучающий различные стили.

Стилистическая фигура — необычный синтаксический оборот речи, служащий ее украшению, например: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия и др.

Стратегия маневра – одна из композиционных стратегий, при которой говорящий мнимым образом солидаризируется с установкой аудитории, выстраивает доводы (сильные по форме, но слабые по сути), поддерживающие эту установку, а затем ревизирует их и приводит аудиторию к противоположному мнению.

Стратегия накапливания – одна из композиционных стратегий, при которой говорящий распределяет доводы в речи с постепенным нарастанием их сложности в расчете на то, что концентрация внимания у аудитории будет постепенно повышаться.

Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — способность воздействовать на воображение, эмоции, подсознание собеседника своим социальным статусом, обаянием, волей, интеллектуальным и характерологическим превосходством, мощным биополем, а также способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление воздействием биологической энергии).

Суждение — форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. 

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово,   предмет.

Тавтология — функционально неоправданное повторение однокоренных слов: писатель написал, проливной ливень.

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — 1. Положение, истинность которого должна быть доказана. 2. Основополагающее утверждение какой-либо концепции, теории. Тезис высказывания — утверждение, подлежащее аргументации или доказательству, в ходе чего реализуется целевая установка высказывания (Что растолковывается? Что доказывается? В чем помогают убедиться?) Чтобы "вытащить" тезис из высказывания большого объема (статьи, монографии), надо действовать по следующему алгоритму: 1) прочитать текст и разделить его на структурные части; 2) выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса) и предложения, формирующие аргументы, доказательства, отделить формулировку аргументов от доказательств (примеров, фактов, подтверждающих истинность суждений — аргументов), ориентируясь на сильные позиции текста (заголовок, абзацы и т.д.); 3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) "вытащенные" части тезиса и сформулировать тезис целиком. Формулировка тезиса — сложная логико-лингвистическая задача. С точки зрения формальной логики тезис подчиняется следующим правилам: 1) формулируется четко и недвусмысленно; 2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же; 3) его истинность должна быть доказана неопровержимо; 4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве). 

Тема — основная предметная область рассуждений оратора, в рамках которой он производит отбор явлений, подлежащих рассмотрению в выступлении.

Тембр (франц. timbre) — качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Тембр звука — результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело (например, струна) колеблется всё в целом, что дает основной тон звучания, а его колеблющиеся части дают гармонические призвуки, обертоны, которые воспринимаются в совокупности как та или иная окраска звука, или его тембр. Тембр голоса — звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Тембр речи — качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи; может быть описано в терминах звукового, светового, осязательного и пространственного плана. 

Темп речи — скорость произнесения слогов, слов и предложений в процессе речи.

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — составной элемент суждения — субъект и предикат. Распределённый и нераспределённый термин суждения. Термин распределен в суждении, если в этом суждении речь идет обо всем объеме данного термина, и термин считается нераспределенным, если суждение говорит лишь о части его объема. 

Терминологическая лексика — слова, обозначающие понятия той или иной сферы научного и практического знания: атом, молекула, валентность (химия). 

Тест - испытание, кратковременное стандартизованное задание, позволяющее измерить уровень развития тех или иных психологических свойств личности, ее способностей к определенной деятельности, общению с другими людьми и т. д.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость, способность уважать инакомыслие, начинать общение с позиции поиска точек соприкосновения, объединяющих мотивов и целей; своим поведением мимикой и аргументацией показывать искреннее уважение и к самому собеседнику, и к его позиции, точке зрения.

Троп (от греч, tropos — поворот, оборот речи) — употребление слова в его образном, переносном значении; различают тропы, основанные на соотношении по сходству (метафора), по контрасту (оксиморон), по смежности (метонимия).

Убеждение — воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок, а не аргументов, поверить, что истинность тезиса доказана.

Умозаключение - логический процесс, при котором из одного или нескольких связанных между собой суждений выводится новое суждение, различают умозаключения дедуктивные, индуктивные, по аналогии. В дедуктивном умозаключении мысль движется от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности. В индуктивном умозаключении наоборот: от знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности. В умозаключении по аналогии на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках. 

Умолчание — стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается, мысль остается незаконченной, ограничивается намеком в расчете на то, что читатель продолжит ее, творчески завершит, что это вызовет у него определенные эмоции. Фигура умолчания часто используется в художественных произведениях для передачи различного эмоционального состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи. Например. — Я к вам в последний раз пришел, — угрюмо продолжал раскольников, хотя и теперь был только первый, — Я, может быть, вас не увижу больше... — Вы... Едете? — не знаю... Всё завтра... (Ф. М. Достоевский).

Успех — положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания. Достижение успеха — единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения может осуществляться в разных формах успеха.

Установка - направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность.

Филология – (греч. phileo – люблю + logos – учение) – совокупность наук, изучающих культуру какого-либо народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Фигура умолчания — намек; является средством непрямого информирования, когда перед адресатом ставится задача — домыслить высказывание оратора. 

Фраза (греч. phrases – оборот, выражение) – наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения.

Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы. Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фреймы предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий.

Функциональные стили – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека.

Ценностные ориентации - ориентации отдельного человека, больших или малых социальных групп, этнических общностей и т. д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.

Шоковая стратегия – одна из стратегий расположения аргументов речи, состоящая в неожиданной и массированной атаке на аудиторию резкими, привлекающими внимание доводами, спрессованными в коротком временном интервале; самые сильные доводы выдвинуты в начале речи, которая редко бывает пространной.

Штамп — избитые, затасканные выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают слова, имеющие самое общее и неопределенное значение: взять на вооружение, развернуть широким фронтом.

Эвфемизм — замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку: Он не хватает звезд с неба (вместо он бездарен).

Экспрессия – изобразительные и выразительные средства.

Экстериоризация - процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю орудийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умственными (идеальными) моделями деятельности.

Экстраверсия (от лат. extra — вне и versio — поворачиваю, обращаю) — психологическая особенность личности, характеризующаяся преимущественной направленностью на внешний мир и деятельность в нем; ей свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность; противопоставление интроверсия.

Эллипсис (от греч. elleipsis — опущение, недостаток) — коммуникативно значимое сокращение или опущение некоторых структурных элементов с целью придать тексту большую выразительность, динамичность. Эллипс способствует передаче быстрой смены событий, действий, напряженного состояния говорящего. Например: «Как на вкус было новое блюдо?» — «Ничего». (Подразумевается: ничего плохого, не к чему придраться.)

Эмоции - реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

Эпитет (греч. epitheton — приложение) — вид тропа, стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия, например: "Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна. / На печальные поляны /  Льет печально свет она". (А. Пушкин). Выражается в синтаксической функции определения или обстоятельства, преимущественно прилагательным, но может быть также наречием, существительным, числительным, глаголом. Перенесённый эпитет — образное определение, формально связанное с одним существительным, но по значению, логически относящееся к другому, рядом стоящему, которое гармонически подчиняется первому существительному, например: "Здесь девы юные цветут / Для прихоти бесчувственной злодея". (А. Пушкин).

Эпифора (греч. epiphora — повторение) — стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности поэтической речи; параллелизм синонимов или грамматических форм. Фигура, обратная анафоре. Например: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник." (Н. В. Гоголь).

Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Этикет – это совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению.

Этимология (греч. etymon – истина) – 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история отдельных слов и морфем.

Этос (греч. ethos — обычай, нрав, характер) — нравственная характеристика личности говорящего, определяющая характер воздействия на окружающих. Древние греки считали, что речь звучит для аудитории убедительней, если оратор вообще известен как человек добродетельный, но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи связанным с мышлением и психологией человека, его жизнью и общественным сознанием, историей народов и их обычаями, отражая национальную специфику и культуру народов, язык является источником получения данных во всех отраслях знаний.

Языковая норма — один или несколько реально существующих произносительных, грамматических или стилистических вариантов, общественно одобренный и отвечающий объективно существующим языковым законам.