Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Современный русский язык"
- Понятие языка и речи.
- Связь языкознания с другими науками.
- Сущность языка. Его основные функции.
- Язык и мышление.
- Язык и культура.
- Языковая картина мира.
- Структура языка и его системный характер.
- Понятие фонемы, ее функции.
- Слово как единица языка.
- Понятие семантического поля.
- Паронимия как формально-семантическая категория.
- Этимология и ее задачи.
- Грамматическое значение и грамматическая категория.
- Фразеологизмы, их классификация и источники происхождения.
- Грамматика как наука.
- Понятие морфемы. Варьирование и классификация морфем.
- Способы словообразования. Регулярность и продуктивность в словообразовании.
- Учение о словосочетании.
- Теория актуального членения предложения.
- Понятие синтаксиса. Виды синтаксических связей и функций.
- Предложение и его основные свойства.
- Гипотезы о происхождении человеческого языка.
- Развитие языков в различные исторические эпохи.
- Понятие языкового родства.
- Генеалогическая классификация языков.
- Структурное сходство языков.
- Типологические классификации языков.
- Московская школа языкознания. Лингвистическая концепция Ф. Ф. Фортунатова.
- Казанская школа языкознания. Лингвистическая концепция И. А. Бодуэн-де Куртене.
- Лингвистическая деятельность Л. В. Щербы.
- Лингвистическая концепция В. В. Виноградова.
- История развития языкознания.
- Звуки речи. Аспекты изучения звуков речи. Функции звуков речи. Акустическая классификация звуков речи.
- Русское словесное ударение. Характер русского ударения. Основные свойства русского ударения. Ударение как фонологическое средство. Побочное ударение, его характеристика.
- Фонетическое членение речи. Фраза. Фонетическое слово, его характеристика. Проклитики и энклитики.
- Теории слога. Основные правила слогоотделения. Типы слогов. Слогоотделение и правила переноса.
- Фонетическая система современного русского литературного языка. Гласные фонемы, их классификация.
- Комбинаторные изменения гласных. Позиционные изменения гласных.
- Чередование согласных фонем по звонкости-глухости в русском литературном языке.
- Слово как центральная единица языка. Важнейшие признаки слова. Проблема определения слова. Типы слов.
- Лексическое значение слова, его структура (семный и компонентный состав).
- Проблема типологии лексических значений слова. Типы значений по функции (классификация В.В. Виноградова, Ю.П.Солодуба, М.И.Фоминой и др.) и по способу номинации(прямое и переносное значение, виды переносов).
- Омонимия. Пути возникновения лексических омонимов. Типы лексических омонимов. Разграничение омонимии и полисемии.
- Синонимия как вид системных связей. Языковая характеристика синонимов. Синонимический ряд. Классификация синонимов.
- Антонимия как вид системных связей в лексике. Классификация антонимов. Функции антонимов и приемы их использования.
- Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика, ее пласты.
- Понятие о старославянизмах. Признаки старославянизмов, сфера их употребления и стилистическая роль.
- Заимствованная лексика. Причины и условия активизации заимствования иноязычных слов на современном этапе развития языка. Признаки иноязычных слов, этапы их освоения.
- Устаревшая лексика. Типы архаизмов. Стилистическое использование устаревшей лексики.
- Неологизмы, их типы.
- Профессионализмы, их специфика. Термины, их особенности.
- Жаргоны и литературный язык.
- Морфемика как учение о значимых частях слова. Морфемная структура слов русского языка.
- Состав слова. Словообразующие и формообразующие аффиксы.
- Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической науке.
- Синтаксис как раздел грамматики. Вопрос о предмете синтаксиса.
- Предложение как многоаспектная единица языка. Основные признаки предложения.
- Способы передачи чужого высказывания. Понятие чужой речи. Способы ее передачи.
- Прямая речь. Формальные особенности прямой речи. Виды прямой речи. Слова автора, их структурные особенности.
- Понятие косвенной речи. Вопрос о конструкциях с косвенной речью.