За
3 семестр:
- Культура Древней Эллады. Периодизация древнегреческой литературы.
- Значение мифа и обряда в становлении
словесного искусства. Мифы о Геракле. Миф об аргонавтах.
- Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль.
«Гомеровский вопрос».
- Дидактический эпос Гесиода.
- Древнегреческий театр и его роль в жизни
полиса.
- Формирование трагедии в классическую эпоху
греческой литературы.
- Проблематика трагедии Эсхила «Прометей
прикованный».
- «Царь Эдип» Софокла. Трагическая вина Эдипа и
Иокасты.
- «Ипполит» Еврипида. Изображение психологии
главной героини.
- Формирование комедии в классическую эпоху
греческой литературы. Образ Сократа и его школы в комедии Аристофана
«Облака».
- Формирование философского диалога и
исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы.
- Продолжение эллинских традиций и новаторство
литературы Древнего Рима.
- Римская историография.
- Патриотический пафос поэмы Вергилия
«Энеида». Коллизия любви и долга в
поэме. Образ главного героя.
- Художественный мир поэмы Овидия «Метаморфозы».
- Особенности композиции романа Апулея
«Метаморфозы, или Золотой осел». Роль сказки об Амуре и Психее в раскрытии
идейного замысла романа. Аллегорическое истолкование сюжета романа.
- «Новый завет» и зарождение христианской
культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.
- Христианство как основа средневекового
менталитета. Средневековые христианские представления о времени и
пространстве.
- Этические, онтологические и гносеологические
проблемы, решаемые в «Исповеди» Августина Блаженного.
- Германо-скандинавская мифология, ее ключевые
мотивы и мифологемы и их отображение в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».
21.
Англосаксонский героический эпос. «Беовульф».
- Французский героический эпос. «Песнь о
Роланде»: историческая основа, сюжет, проблематика, система образов.
- Немецкий героический эпос. Мифологическая,
историческая и рыцарская основа «Песни о Нибелунгах».
- Куртуазия. Образ прекрасной дамы в рыцарской
культуре.
- Бретонский цикл рыцарских романов. Основные
версии романов о Тристане и Изольде.
- Рыцарские романы артуровского цикла. Образ
короля Артура.
- Философско-поэтический синтез средневековой
культуры в поэме Данте «Божественная комедия».
- Символизм и аллегоризм «Божественной комедии»
Данте.
- Композиция и поэтика «Декамерона» Дж.
Боккаччо.
- Система образов и жанровое своеобразие романа
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Личность У. Шекспира, периодизация его
творчества. Шекспировский вопрос.
- Жанр комедии у У. Шекспира. Анализ одной-двух
комедий по выбору.
- Основные версии интерпретации конфликта в
трагедии Шекспира «Гамлет».
- Роман Сервантеса «Дон Кихот»: своеобразие
жанра, проблематика, образы главных героев. И.С. Тургенев о Дон Кихоте и
Гамлете.
- Жанр комедии «плаща и шпаги» в испанской
драматургии и в творчестве Лопе де Вега. Анализ комедии «Собака на сене».
- Общая
характеристика XVII в. как особой
культурно-исторической эпохи. Ведущие литературные направления XVII в.: классицизм, барокко.
- «Поэтическое искусство» Н. Буало -
манифест французского классицизма.
- Творчество П. Корнеля. Особенности
художественного метода Корнеля на примере анализа «Сида».
- Литературный спор вокруг трагикомедии П.
Корнеля «Сид» и его значение.
- Драматургия Ж. Расина. Идейно-художественное
своеобразие трагедий «Андромаха», «Федра».
- Ж.-Б. Мольер - создатель жанра высокой
комедии. Признаки жанра. Анализ одной из комедий.
- История создания комедии Ж.-Б. Мольера
«Тартюф», анализ проблематики и поэтики комедии.
- Идейно-художественное своеобразие комедии
Мольера «Дон Жуан». Значение мольеровского образа Дон Жуана в мировой
литературе.
- Басня в жанровой системе классицизма. Эссе и
басня. Творчество Ж. де Лафонтена.
- Идейно-художественное своеобразие драмы П.
Кальдерона «Жизнь есть сон».
- Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»: образы
Сатаны, Адама, Евы.
- Литература эпохи Просвещения: общая
характеристика.
- Ведущие литературные направления XVIII в.: просветительский классицизм, просветительский реализм,
сентиментализм.
- Характеристика французского Просвещения.
Периодизация французской литературы XVIII в.
- Вольтер. Общественно-литературная
деятельность. Особенности жанра философской повести. Анализ повестей
«Кандид», «Простодушный».
- Деятельность Д. Дидро по созданию
«Энциклопедии». Роман «Монахиня» как произведение просветительского
реализма.
- Жанр философско-исповедального романа в
творчестве Ж.-Ж. Руссо. Проблематика и поэтика романа «Юлия, или Новая
Элоиза».
- «Фауст»
Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и
Просвещения.
- Идейно-художественное своеобразие драм Шиллера
«Разбойники», «Коварство и любовь».
- Просвещение в Англии, его периодизация,
особенности.
- Раннее английское Просвещение. Дж. Свифт.
Особенности жанра сатиры в романе «Путешествие Гулливера».
- Д. Дефо. Творческий путь. Проблематика и
значение романа «Робинзон Крузо».
- Итальянская драматургия XVIII в.
Социально-бытовая комедия Карло Гольдони, фьябы Карло Гоцци.
За 4 семестр:
1. Условия и предпосылки возникновения и становления романтизма в Западной
Европе.
2.
Йенский романтизм. Его программа и художественные
особенности.
3.
Творчество Л.Тика. Идеи и образы новеллы-сказки
«Белокурый Экберт».
4.
Новалис.
Роман «Генрих фон Офтердинген». Концепция мира и человека, символика в романе.
Идеальный романтический герой в романе.
5.
Гейдельбергский романтизм: предпосылки
возникновения, программа, художественные особенности.
6.
Своеобразие
романтического героя в творчестве А. фон Шамиссо.
7.
Жанр сказок в творчестве Гофмана. Идеи и образы.
8.
Роман
Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: жанровые и композиционные
особенности, проблема двоемирия, специфика стиля.
9.
Романтическая драма П.-Б. Шелли «Освобожденный
Прометей»: идеи, образы, поэтика.
10.
«Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона как
«энциклопедия романтизма».
11.
Восточные
поэмы Байрона. Своеобразие конфликта и романтической личности.
12.
Философские
драматические поэмы Байрона «Манфред» и «Каин»: символика и аллегоризм,
особенности композиции.
13.
«Дон Жуан» в контексте творчества Байрона.
Проблематика романа, переосмысление романтических тем и героев.
14.
Романтизм
как «болезнь века» в прозе Мюссе.
15.
Тема
искусства и творческой личности в романах Ж. Санд.
16.
Роман В.
Гюго «Собор Парижской Богоматери»: историзм романа, система образов, концепция
романтического героя.
17.
Социальная проблематика и романтическое
противостояние добра и зла в романе В. Гюго «Отверженные».
18.
Новый герой
в романах Ф. Купера.
19.
Романтический мир и герой в новеллах и поэзии Э.
По.
20.
Особенности поэтического творчества Г.У. Лонгфелло.
«Песнь о Гайвате»: фольклорные образы поэмы, гуманистическая трактовка
индейской темы.
21. Реализм как художественный метод: предпосылки, творческие задачи,
своеобразие героя, жанры.
22.
Концепция героя в творчестве Стендаля. Анализ
романа «Красное и черное».
23.
Романтизм и реализм в творчестве Бальзака. Замысел
«Человеческой комедии». Метод типизации.
24.
Духовные проблемы XIX века, человек и общество в
творчестве Бальзака. Анализ романа «Шагреневая кожа».
25.
Роман Бальзака «Евгения Гранде» - специфика жанра,
эволюция характера под влиянием обстоятельств.
26.
«Госпожа Бовари» Флобера - проблематика,
композиция, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий.
27.
Тургеневская традиция во французской литературе и
роман Мопассана «Жизнь».
28.
Жанровая специфика романа Мопассана «Милый друг».
29.
Характеристика творчества П. Мериме. Анализ новелл.
30.
Экзотические новеллы Мериме - герой и среда,
нравственность («Маттео Фальконе», «Кармен»).
31.
Психологические новеллы Мериме («Этрусская ваза» и
«Двойная ошибка») - система образов, композиция, лейтмотивы, символы.
32.
Натуралистический физиологический роман Золя
«Тереза Ракен».
33.
«Дэвид Копперфилд» Диккенса - конфликт творческой
личности и общества.
34.
Тенденция «дегероизации» в романе «Ярмарка
тщеславия». Сатира как отражение миропонимания Теккерея.
35.
Концепция романа, выбор темы и проблема героя в
романе Теккерея «Ярмарка тщеславия».
36.
Неоромантизм в литературе Англии. Р.Л. Стивенсон.
Особенности нового романтического героя.
37.
Проблематика и поэтика романа О. Уайлда «Портрет
Дориана Грея».
38.
Рождение новой драмы во второй половине XIX в.
Г.Ибсен, О. Уайлд, Б. Шоу, Г. Гауптман и А. Стриндберг.
39.
Становление «новой драмы» в творчестве Г. Ибсена.
Анализ одной из пьес на выбор.
40.
Драматический конфликт и поэтика пьесы Б. Шоу «Дом,
где разбиваются сердца».
41.
Эстетика модернизма. Логика и абсурд в романе Ф.
Кафки «Замок».
42.
Тема первой мировой войны в творчестве Э. Хемингуэя
и Э.М. Ремарка.
43.
Композиция и система образов в романе У. Фолкнера
«Шум и ярость». Тема безумия в романе.
44.
Манера воскрешения прошлого в творчестве М. Пруста.
Характеристика романа «В сторону Свана».
45.
Борхес - предвестник постмодернизма (идеи
относительности, многовариантности мира, сомнение в реальности, мир как текст и
т.д.).
46.
Тема абсурда в "Мифе о Сизифе" А. Камю.
Экзистенциальные идеи в творчестве А. Камю.
47.
Роман "Тошнота" Ж.-П. Сартра. Бунт против
вещей. Проблема существования.
48.
Пародия и гротеск в романе «Пена дней» Б. Виана.
Ирония и самоирония. Трагическая тема
романа. Варианты интерпретации смысла романа.
49.
Театр абсурда как «театр борьбы» против буржуазного
и реалистического театра (Э. Ионеско, С. Беккет).
50.
«Интеллектуальный роман» XX века. Особенности
жанра.
51.
Гессе и психоанализ. «Степной волк» Г. Гессе как
психоаналитическое исследование человеческой души.
52.
Концепция войны как основы социальной стабильности
в романе Дж. Оруэлла «1984».
53.
"О дивный новый мир" О. Хаксли как
преодоление "научной эйфории" XX века.
54.
Романы "1984" и "О дивный новый
мир" как два пути создания стабильного общественного устройства (террор и
гипноз, нехватка необходимого и ориентация на потребление).
55.
"Повелитель мух" У. Голдинга: жанр
притчи-антиутопии в литературе второй половины ХХ века. Экзистенциальные мотивы
в романе.
56.
«Любовница
французского лейтенанта» как постмодернистский роман: игра с читателем,
варианты финала, стилизация.
57.
Роман «Сто лет одиночества» - семейная хроника и
модель истории человечества.
58.
Феномен латиноамериканской литературы. Особенности
художественного мышления латиноамериканских писателей (Борхес, Маркес, Кортасар
и др.)
59.
«Парфюмер»
Зюскинда как воплощение постмодернистской концепции мира.
60.
Кич как базовое понятие романа «Невыносимая
легкость бытия» М. Кундеры.
61.
«Имя розы»
У. Эко как жанровый синтез романа-бестселлера и интеллектуальной философской
прозы.
62.
«Новый роман». Особенности творчества А. Роб-Грийе.
63.
Красота и смерть в творчестве Ю. Мисимы. Роман
«Золотой храм».
64.
Смысл названия и образ главного героя романа Д.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
65.
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Основные идеи.
66.
Национальное своеобразие и мировое признание
японской литературы (Р. Акутагава, Я. Кавабата, Ю. Мисима, К. Оэ, Кобо Абэ).
67.
Я. Кавабата - первый японский писатель, получивший
Нобелевскую премию. Своеобразие творчества.
68. Американская литература 20 века. Творчество Дж Апдайка. Образ главного
героя романа "Кролик, беги".
69. Критическое отображение окружающей реальности в произведениях Рю
Мураками. Музыка слов Харуки Мураками.
70. Постмодернизм в романах лауреата Нобелевской премии по литературе 2017
года Кадзуо Исигуро.