суббота, 17 марта 2018 г.

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу "История зарубежной литературы"



За 3 семестр:
  1.  Культура Древней Эллады. Периодизация древнегреческой литературы.
  2. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Мифы о Геракле. Миф об аргонавтах.
  3. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. «Гомеровский вопрос».
  4. Дидактический эпос Гесиода.
  5. Древнегреческий театр и его роль в жизни полиса.
  6. Формирование трагедии в классическую эпоху греческой литературы.
  7. Проблематика трагедии Эсхила «Прометей прикованный».
  8. «Царь Эдип» Софокла. Трагическая вина Эдипа и Иокасты.
  9. «Ипполит» Еврипида. Изображение психологии главной героини.
  10. Формирование комедии в классическую эпоху греческой литературы. Образ Сократа и его школы в комедии Аристофана «Облака».
  11. Формирование философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы.
  12. Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима.
  13. Римская историография.
  14. Патриотический пафос поэмы Вергилия «Энеида».  Коллизия любви и долга в поэме. Образ главного героя.
  15. Художественный мир поэмы Овидия «Метаморфозы».
  16. Особенности композиции романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Роль сказки об Амуре и Психее в раскрытии идейного замысла романа. Аллегорическое истолкование сюжета романа.
  17. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.
  18. Христианство как основа средневекового менталитета. Средневековые христианские представления о времени и пространстве.
  19. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в «Исповеди» Августина Блаженного.
  20. Германо-скандинавская мифология, ее ключевые мотивы и мифологемы и их отображение в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».
21.   Англосаксонский героический эпос. «Беовульф».
  1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»: историческая основа, сюжет, проблематика, система образов.
  2. Немецкий героический эпос. Мифологическая, историческая и рыцарская основа «Песни о Нибелунгах».
  3. Куртуазия. Образ прекрасной дамы в рыцарской культуре.
  4. Бретонский цикл рыцарских романов. Основные версии романов о Тристане и Изольде.
  5. Рыцарские романы артуровского цикла. Образ короля Артура.
  6. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия».
  7. Символизм и аллегоризм «Божественной комедии» Данте.
  8. Композиция и поэтика «Декамерона» Дж. Боккаччо.
  9. Система образов и жанровое своеобразие романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
  10. Личность У. Шекспира, периодизация его творчества. Шекспировский вопрос.
  11. Жанр комедии у У. Шекспира. Анализ одной-двух комедий по выбору.
  12. Основные версии интерпретации конфликта в трагедии Шекспира «Гамлет».
  13. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: своеобразие жанра, проблематика, образы главных героев. И.С. Тургенев о Дон Кихоте и Гамлете.
  14. Жанр комедии «плаща и шпаги» в испанской драматургии и в творчестве Лопе де Вега. Анализ комедии «Собака на сене».
  15. Общая характеристика XVII в. как особой культурно-исторической эпохи. Ведущие литературные направления XVII в.: классицизм, барокко.
  16.  «Поэтическое искусство» Н. Буало - манифест французского классицизма.
  17. Творчество П. Корнеля. Особенности художественного метода Корнеля на примере анализа «Сида».
  18. Литературный спор вокруг трагикомедии П. Корнеля «Сид» и его значение.
  19. Драматургия Ж. Расина. Идейно-художественное своеобразие трагедий «Андромаха», «Федра».
  20. Ж.-Б. Мольер - создатель жанра высокой комедии. Признаки жанра. Анализ одной из комедий.
  21. История создания комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», анализ проблематики и поэтики комедии.
  22. Идейно-художественное своеобразие комедии Мольера «Дон Жуан». Значение мольеровского образа Дон Жуана в мировой литературе.
  23. Басня в жанровой системе классицизма. Эссе и басня. Творчество Ж. де Лафонтена.
  24. Идейно-художественное своеобразие драмы П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
  25. Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»: образы Сатаны, Адама, Евы.
  26. Литература эпохи Просвещения: общая характеристика.
  27. Ведущие литературные направления XVIII в.: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм.
  28. Характеристика французского Просвещения. Периодизация французской литературы XVIII в.
  29. Вольтер. Общественно-литературная деятельность. Особенности жанра философской повести. Анализ повестей «Кандид», «Простодушный».
  30. Деятельность Д. Дидро по созданию «Энциклопедии». Роман «Монахиня» как произведение просветительского реализма.
  31. Жанр философско-исповедального романа в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Проблематика и поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза».
  32.  «Фауст» Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения.
  33. Идейно-художественное своеобразие драм Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь».
  34. Просвещение в Англии, его периодизация, особенности.
  35. Раннее английское Просвещение. Дж. Свифт. Особенности жанра сатиры в романе «Путешествие Гулливера».
  36. Д. Дефо. Творческий путь. Проблематика и значение романа «Робинзон Крузо».
  37. Итальянская драматургия XVIII в. Социально-бытовая комедия Карло Гольдони, фьябы Карло Гоцци.


За 4 семестр:
1.      Условия и предпосылки возникновения и становления романтизма в Западной Европе.
2.      Йенский романтизм. Его программа и художественные особенности.
3.      Творчество Л.Тика. Идеи и образы новеллы-сказки «Белокурый Экберт».
4.       Новалис. Роман «Генрих фон Офтердинген». Концепция мира и человека, символика в романе. Идеальный романтический герой в романе.
5.       Гейдельбергский романтизм: предпосылки возникновения, программа, художественные особенности.
6.       Своеобразие романтического героя в творчестве А. фон Шамиссо.
7.      Жанр сказок в творчестве Гофмана. Идеи и образы.
8.       Роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: жанровые и композиционные особенности, проблема двоемирия, специфика стиля.
9.      Романтическая драма П.-Б. Шелли «Освобожденный Прометей»: идеи, образы, поэтика.
10.   «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона как «энциклопедия романтизма».
11.   Восточные поэмы Байрона. Своеобразие конфликта и романтической личности.
12.   Философские драматические поэмы Байрона «Манфред» и «Каин»: символика и аллегоризм, особенности композиции.
13.  «Дон Жуан» в контексте творчества Байрона. Проблематика романа, переосмысление романтических тем и героев.
14.   Романтизм как «болезнь века» в прозе Мюссе.
15.   Тема искусства и творческой личности в романах Ж. Санд.
16.   Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»: историзм романа, система образов, концепция романтического героя.
17.  Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе В. Гюго «Отверженные».
18.   Новый герой в романах Ф. Купера.
19.  Романтический мир и герой в новеллах и поэзии Э. По.
20.  Особенности поэтического творчества Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайвате»: фольклорные образы поэмы, гуманистическая трактовка индейской темы.
21.  Реализм как художественный метод: предпосылки, творческие задачи, своеобразие героя, жанры.
22.  Концепция героя в творчестве Стендаля. Анализ романа «Красное и черное».
23.  Романтизм и реализм в творчестве Бальзака. Замысел «Человеческой комедии». Метод типизации.
24.  Духовные проблемы XIX века, человек и общество в творчестве Бальзака. Анализ романа «Шагреневая кожа».
25.  Роман Бальзака «Евгения Гранде» - специфика жанра, эволюция характера под влиянием обстоятельств.
26.  «Госпожа Бовари» Флобера - проблематика, композиция, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий.
27.  Тургеневская традиция во французской литературе и роман Мопассана «Жизнь».
28.  Жанровая специфика романа Мопассана «Милый друг».
29.  Характеристика творчества П. Мериме. Анализ новелл.
30.  Экзотические новеллы Мериме - герой и среда, нравственность («Маттео Фальконе», «Кармен»).
31.  Психологические новеллы Мериме («Этрусская ваза» и «Двойная ошибка») - система образов, композиция, лейтмотивы, символы.
32.  Натуралистический физиологический роман Золя «Тереза Ракен».
33.  «Дэвид Копперфилд» Диккенса - конфликт творческой личности и общества.
34.  Тенденция «дегероизации» в романе «Ярмарка тщеславия». Сатира как отражение миропонимания Теккерея.
35.  Концепция романа, выбор темы и проблема героя в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия».
36.  Неоромантизм в литературе Англии. Р.Л. Стивенсон. Особенности нового романтического героя.
37.  Проблематика и поэтика романа О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».
38.  Рождение новой драмы во второй половине XIX в. Г.Ибсен, О. Уайлд, Б. Шоу, Г. Гауптман и А. Стриндберг.
39.  Становление «новой драмы» в творчестве Г. Ибсена. Анализ одной из пьес на выбор.
40.  Драматический конфликт и поэтика пьесы Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
41.  Эстетика модернизма. Логика и абсурд в романе Ф. Кафки «Замок».
42.  Тема первой мировой войны в творчестве Э. Хемингуэя и Э.М. Ремарка.
43.  Композиция и система образов в романе У. Фолкнера «Шум и ярость». Тема безумия в романе.
44.  Манера воскрешения прошлого в творчестве М. Пруста. Характеристика романа «В сторону Свана».
45.  Борхес - предвестник постмодернизма (идеи относительности, многовариантности мира, сомнение в реальности, мир как текст и т.д.).
46.  Тема абсурда в "Мифе о Сизифе" А. Камю. Экзистенциальные идеи в творчестве А. Камю.
47.  Роман "Тошнота" Ж.-П. Сартра. Бунт против вещей. Проблема существования.
48.  Пародия и гротеск в романе «Пена дней» Б. Виана. Ирония и самоирония.  Трагическая тема романа. Варианты интерпретации смысла романа.
49.  Театр абсурда как «театр борьбы» против буржуазного и реалистического театра (Э. Ионеско, С. Беккет).
50.  «Интеллектуальный роман» XX века. Особенности жанра.
51.  Гессе и психоанализ. «Степной волк» Г. Гессе как психоаналитическое исследование человеческой души.
52.  Концепция войны как основы социальной стабильности в романе Дж. Оруэлла «1984».
53.  "О дивный новый мир" О. Хаксли как преодоление "научной эйфории" XX века.
54.  Романы "1984" и "О дивный новый мир" как два пути создания стабильного общественного устройства (террор и гипноз, нехватка необходимого и ориентация на потребление).
55.  "Повелитель мух" У. Голдинга: жанр притчи-антиутопии в литературе второй половины ХХ века. Экзистенциальные мотивы в романе.
56.   «Любовница французского лейтенанта» как постмодернистский роман: игра с читателем, варианты финала, стилизация.
57.  Роман «Сто лет одиночества» - семейная хроника и модель истории человечества.
58.  Феномен латиноамериканской литературы. Особенности художественного мышления латиноамериканских писателей (Борхес, Маркес, Кортасар и др.)
59.   «Парфюмер» Зюскинда как воплощение постмодернистской концепции мира.
60.  Кич как базовое понятие романа «Невыносимая легкость бытия» М. Кундеры.
61.   «Имя розы» У. Эко как жанровый синтез романа-бестселлера и интеллектуальной философской прозы.
62.  «Новый роман». Особенности творчества А. Роб-Грийе.
63.  Красота и смерть в творчестве Ю. Мисимы. Роман «Золотой храм».
64.  Смысл названия и образ главного героя романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
65.  «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Основные идеи.
66.  Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы (Р. Акутагава, Я. Кавабата, Ю. Мисима, К. Оэ, Кобо Абэ).
67.  Я. Кавабата - первый японский писатель, получивший Нобелевскую премию. Своеобразие творчества.
68.  Американская литература 20 века. Творчество Дж Апдайка. Образ главного героя романа "Кролик, беги".
69.  Критическое отображение окружающей реальности в произведениях Рю Мураками. Музыка слов Харуки Мураками.
70.  Постмодернизм в романах лауреата Нобелевской премии по литературе 2017 года Кадзуо Исигуро.