суббота, 17 марта 2018 г.

Эссе как исследовательская контрольная работа по курсу "История зарубежной литературы"



Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению по заданной теме.

Примерные темы эссе
3 семестр
1. Герои и боги древнегреческой мифологии.
2. Тема искусства и творчества в античной мифологии (Аполлон, музы, грации, Орфей, Дионис и т. д.).
3. Мифологические сюжеты и их функции в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.
4. Античные сюжеты в западноевропейской литературе.
5. Новаторство Еврипида (Почему современники, воспитанные на драматургии Софокла, не смогли в полной мере оценить новаторство драматурга?)
6. Человек в народном героическом эпосе от «Песни о Роланде» до «Слова о полку Игореве»: типологическое и национально своеобразное.
7. Зигфрид - идеальный эпический герой «Песни о Нибелунгах».
8. Почему Родриго Диас - Сид - стал любимым героем испанского народа?
9. Отличие рыцарского романа от героического эпоса. Доказать на примере романа «Тристан и Изольда» и «Песни о Роланде».
10. Рыцарская культура как исток европейской светской культуры.
11. «Божественная комедия» Данте как «Илиада средневековья».
12. Тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона.
13. Концепция любви у Петрарки: антитеза и гармония счастья и страдания.
14. Дон Кихот - мудрец или безумец?
15. Мысль семейная в трагедиях Шекспира «Гамлет», «Король Лир», «Отелло».
16. Роль шутов в комедиях Шекспира.
17. Метафора дороги в комедиях Шекспира.
18. Никола Буало - «французских рифмачей великий судия» (А.С.Пушкин).
19. Кардинал Ришелье и Французская академия против Корнеля, или сущность споров вокруг «Сида».
20. Расин - «певец влюбленных женщин и царей» (А.С.Пушкин).
21. Мольер - создатель «вечных» типов и общечеловеческих понятий: Тартюф - «тартюфство», Дон Жуан» - «донжуанство», Мизантроп - мизантропы.
22. Символика образа Елены (по трагедии Гёте «Фауст»).
23. «Коварство и любовь» Шиллера - первая мещанская трагедия.
24. Вольтер и вольтерьянство.

4 семестр
25. Библейские мотивы в поэзии Байрона и Гейне.
26. Байрон как «властитель дум» (Пушкин) целого поколения, как «Прометей, в муках открывающий новые миры»(Гейне).
27. Почему У.Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» «романом без героя»?
28. Был ли Золя натуралистом?
29. Мастерство Стендаля в изображении индивидуальной и социальной психологии героев.
30. Герой и среда в романах Бальзака.
31. Отношение автора к героине романа: почему Флобер и сочувствует Эмме, и иронизирует над ней? Объясните фразу Флобера: «Эмма Бовари - это я!»
32. Тип «чудака» в произведениях Диккенса.
33. Эстетическая программа Оскара Уайльда, выраженная в «Предисловии» к роману «Портрет Дориана Грея».
34. Особенности реализма Бертольта Брехта. Как соединяются в его драмах историческая конкретность, социально-психологическая мотивировка и символ, миф, общечеловеческие категории?
35. «Обыденность» кошмара, создающая эффект фантасмогории в произведениях Кафки.


Общая характеристика эссе как вида письменной работы
Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу.
В процессе написания эссе важно продемонстрировать:
• умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;
• умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);
• умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;
• умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;
• умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.
Объем эссе 6-8 страниц (включая титульный лист и список литературы).

Содержание эссе
В эссе студент может:
1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из художественной или биографической литературы, кинематографа, общественной жизни или собственного опыта автора;
2) проанализировать проблему, не имеющую очевидного ответа и предложить свой вариант ее решения;
3) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания определенной темы тезиса.

Структура эссе
Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. Однако в общем виде эссе может иметь следующую структуру:
1. Титульный лист (как в курсовых работах). Является обязательным элементом любого эссе.
2. Введение. Во Введении кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. Здесь также формулируется цель данной работы, формулируется вопрос, ответ на который автор намерен изложить в ходе написания эссе. Объем Введения обычно составляет 0,5-1 страницы. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы. Однако обычно Введение не имеет своего подзаголовка и выделяется в отдельный раздел только содержательно.
3. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или может быть разделена на несколько частей, имеющих свой подзаголовок. Обычно разделы (имеющие собственный подзаголовок) выделяются по принципу «один раздел – один тезис, мысль». Если Основная часть отделяется от Введения и Заключения, то она должна иметь содержательный заголовок. Заголовок «Основная часть» недопустим.
4. Заключение. В Заключении излагаются выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса, обобщается авторская позиция по исследуемой проблематике. Объем Заключения обычно составляет 0,5-1 страницы. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы.
5. Список литературы. Данный элемент структуры является обязательным для эссе. Однако количество включенных в него источников не регламентируется и определяется в каждом конкретном случае. Здесь приводятся библиографические описания только тех литературных источников, к которым есть отсылка в тексте. Библиографические описания всех источников, на которые есть ссылка в тексте, должны быть указаны в списке. Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) при написании эссе должна использоваться в минимальном объеме. При подготовке эссе в качестве литературных источников необходимо использовать преимущественно монографии, журнальные статьи (прежде всего, вышедшие за последние 5-7 лет).
Все ссылки на литературные источники должны быть оформлены в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении к Положению о курсовых работах, так же, как и список литературы.

Стиль изложения
Эссе должно быть написано грамотно, в соответствии с нормами русского литературного и профессионального языка. При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.

Критерии и показатели оценки эссе
Знание и понимание теоретического материала – максимальная оценка 3 балла:
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – максимальная оценка 3 балла:
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме.
Построение суждений – максимальная оценка 3 балла:
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы – максимальная оценка 3 балла:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

Максимальное количество баллов за эссе – максимальная оценка 12 баллов.

Шкала оценивания эссе
·                    Отлично 11-12 баллов;
·                    Хорошо 8-10 баллов;
·                    Удовлетворительно 6-7 баллов;
·                    Неудовлетворительно 5 и менее баллов.