понедельник, 5 декабря 2016 г.

Russian Cosmism / Русский космизм



Матерь мира
Николай Рерих

Cosmism is an entire stream of Russian culture, including not only philosophers and scientists, but also poets, musicians, and artists. It includes Lomonosov, Tutchev, V. Ivanov, Skriabin, Rerih…

Веления неба
Николай Рерих

It was precisely in Russia, which gave birth to a scientific study of the biosphere and its transition into the noospehre and discovered an actual path to the Cosmos, starting as early as the middle of the XIX century there appeared a unique cosmic branch of scientific-philosophical thought, which developed broadly in the XX century. In its line are such philosophers and scientists as V. I. Vernadskii, K. E. Tsiolkovskii, N. F. Fedorov, A. V. Suhovo-Kobilin, and many others.

Феодосия Иванова
ОГОНЬ МИРОВ

From within the philosophical heritage of the thinkers of the Russian religious revival - V. S. Solovyev, P. A. Florenskii, S. N. Bulgakov, N. A. Berdyaev – one can also distinguish a line, close to the ideas of the Russian Cosmism. It was precisely here that the “problems of space and person” were formulated; an active, creative eschatology, whose meaning, according to Berdyaev, lies in the fact that “the end of the world, the end of history depend at least partially on the creative act of the person” was developed. One can avoid incorrect and immeasurable expansion of this philosophical stream by immediately designating a fundamentally new quality of world outlook, which is its determining genetic feature. Specifically, it is the idea of active evolution, i.e., the need for a new conscious development stage of the world, when humanity directs it according to reason and morality. Therefore, it will determine as precisely as possible, thisdirection not as cosmic, but as active-evolutionary, still growing, far from perfect, yet consciously-creative, intended to change not only the external world, but the nature herself. The discussion actually deals with the expansion of the rights of consciously-spiritual forces, about the control of the spirit of material, about the spiritualization of the world and the person.



The cosmists managed to combine concern about the great whole – the Earth, biosphere, cosmos, with the deepest needs of the greatest value – a concrete person. Therefore, such important position here is occupied by problems, related to overcoming disease and death and reaching immortality.


Звуки. Цикл "Мир музыки" 
Виктор Тихонович Черноволенко 

Humanism, not pure-hearted and dreamy, but pure humanism, is based on profound knowledge; it emerges from the purposes and tasks of the very natural, spatial evolution.

V. I. Vernadskiy’s contribution to the active- evolutionary thought is enormous and concrete. His scientific-philosophical theories can be in a sense likened to a durable foundation, without which the ideas and the projects of the cosmists could turn out to be only excellent castles in the sky.

Радуга. Проникновение
Александр Маранов

The strength of the cosmists lies in the fact that they built a foundation for both the moral and the objective necessity of active evolution, the noosphere. The noosphere direction was selected by evolution itself, by a deep law of world development, which moved forward the mind as its tool. Using scientific facts and empirical generalization, Vernadski proves: to work against evolution, against its new and objectively-necessary, conscious and reasonable stages, which transform the world and the nature of the person herself, is unreasonable and useless.

___________________________________________________

Матерь мира
Николай Рерих


Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...

Два мира
Виктор Тихонович Черноволенко 

Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызреваетуникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др.

Серия Миры
Высоцкий Олег

В философском наследии мыслителей русского религиозноговозрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А.Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека". Избежать неправомерного и безмерного расширения этого философского течения можно, если сразу же обозначить принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей его генетической чертой. Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому возможно точнее будет определить это направление не столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека.



Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные спреодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.

Любовь Небесная
Игорь Анисифоров

Гуманизм - гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Огромен и конкретен вклад в активно-эволюционную мысль В.И.Вернадского. Его научно-филосовские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

Вятич Василий
 Акватория. Из цикла «Фантастический ландшафт»

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную необходимость активной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избраносамой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

_________


Книга "Преображение человека в философии русского космизма" Н. В. Башкова - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-484-00771-4Книга "Преображение человека в философии русского космизма" Н. В. Башкова - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-484-00771-4
Книга "Путями РУССКОГО КОСМИЗМА: Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной" Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д. - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-9710-3614-2Книга "Путями РУССКОГО КОСМИЗМА: Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной" Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д. - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-9710-3614-2
Книга "Гройс Русский космизм" Борис Гройс - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-91103-245-6Книга "Гройс Русский космизм" Борис Гройс - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-91103-245-6
Книга "Русский космизм вчера, сегодня, завтра. Часть 1. Русский космос" В. Н. Демин, В. П. Селезнев - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-9710-0759-3Книга "Русский космизм вчера, сегодня, завтра. Часть 1. Русский космос" В. Н. Демин, В. П. Селезнев - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-9710-0759-3





  1. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  2. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  4. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  6. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  8. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  9. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  10. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  11. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  13. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  14. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий