Михаил Боскин
Хоровод. 1910
Russian folk dance was and still is an important part of Russian culture. Traditional Russian folk dance has its origins in various groups, including those with Slavonian and Tatar origins. Some of the first Russian folk music and dance appeared around the 10th century when the Slavic tribes moved into Russia. As well, Russia witnessed various invasions from other countries. In turn, a cultural mix of music and dance helped develop Russian folk dances. Many of these early dances were performed and practiced by the lower classes. Typically the upper classes would watch performers rather than participate in the dances themselves.
Эдгар Дега
Русские танцовщицы. 1895
Costumes were beautifully designed with great detail. Typically, the clothing for the dances was based on specific events, such as holidays, and would vary between these events. Women wore holiday headdresses, embroidered shirts, belts, and ornamented aprons. Men wore shirts, a belt, narrow pants, and high boots. The color red was incorporated in many of the costumes because it is associated with beauty in the Russian tradition.
Константин Трутовский
Хоровод в Курской губернии. 1860
Russian folk dance traditions continue to play an important part in the culture of Russia's many ethnic groups. One example can be seen in the Ballets Russes, which invokes Russian folk dances and music in its pieces.
К.В.Лебедев
Пляска. 1900
Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца.
Андрей Рябушкин
Втерся парень в хоровод, ну, старуха охать. 1902
Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.
Алексей Саврасов
Хоровод в селе. 1873
Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.
Алексей Степанов
Хоровод
Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Борис Кустодиев
Хоровод. 1912
За основу классификации русских народных танцев берётся их хореографическая структура. Русский народный танец делится на хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые) и танок (считается подвидом хоровода), пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой), кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку).
Хоровод
Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII века, особенно среди молодёжи.
Л. Соломаткин
Танец в кабаке
Хоровод и его южнорусский аналог карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные.
Н.Симонович-Ефимова
Хоровод. 1914
Танок
Танок — древний южнорусский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода плясового характера с элементами игры.
Русская плясовая
Пляски или плясовые — это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространённый и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца.
Наталья Гончарова
Танец. 1911
Перепляс — это соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности, показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. Его исполнение носит импровизационный характер.
The Dance Of The Matchmakers. Ligachevo.1912
Константин Юон
Самые известные пляски в России:
Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза:
Барыня-барыня, сударыня барыня!
Камаринская или Комаринская (дорога)— русский народный танец (плясовая), популяризованный в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки (1848 год). В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.
М. Володин
Концерт на стройке. 1957
По утверждению историка-краеведа Г. М. Пясецкого, русская народная песня «Комаринская» («Камаринская») — осталась «памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину». Существует также версия, что Камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена». По ещё одной версии, Камаринская отражает реалии Смутного времени.
Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
- Калинка
Существует бальный танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще. Музыкальный размер 2/4, темп переменный, где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны.
Русская кадриль
Кадриль — наиболее молодой вид русского танца, родиной которого является Франция.
Она встречается на всей территории России. Танец появился в России в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. После указа о введении ассамблей (1718), бальнaя кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившееся им фигуры, переделывая их на свой лад. Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках, танец быстро стал популярен.
Лаковая миниатюра "Русский танец". Палех
Войдя в народный быт, кадриль сильно видоизменилась, многие движения создавались заново. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный колорит.
В русской кадрили от 3 до 14 фигур. Название одних из них чётко соответствует содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»), названия других происходят от места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская», «давыдковская»).
Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).
______________________________________________
- Климов А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981. — 267 с.
- Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.
Русского танца душа - купить фильм на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет-магазине OZON.ru |
Русский народный танец. Теория и методика преподавания. Валерий Матвеев | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-81141-082-8 |
Сказочная "Гжель" Владимира Захарова. Часть 1 - купить фильм на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет-магазине OZON.ru |
Россия светлая душа - купить фильм на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет-магазине OZON.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий