среда, 21 декабря 2016 г.

Russian Hospitality / Русское гостеприимство


Боярский свадебный пир в XVII веке
Константин Маковский
1883


Гостеприимство русских известно издавна. Что касается еды, то и сегодня человек, пришедший в дом неожиданно и заставший семью за едой, будет непременно усажен за стол вместе со всеми. Торжественные обеды и пиры в честь приема иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом, они призваны были продемонстрировать не только материальные возможности хозяев, но и широту и гостеприимство русской души.

Russian hospitality has been known since olden times. As far as food is concerned, even today, a person, who arrives into someone’s home unexpectedly and finds a family eating, will most definitely be seated at the table along with the entire family. Celebratory dinners and feasts in honor of foreign guests have always been arranged with a special width and span. This is meant to demonstrate not only the material capability of the host, but also the width and hospitality of the Russian soul.


Билибин И.Я. 
Пир у князя Гвидона. 
1905. Иллюстрации, выполненные в 1904-1905 годах

Прием гостей
      Праздничный пир был существенной частью жизненного уклада зажиточного горожанина XVII века. Готовиться к нему начинали задолго до торжественного дня - тщательнейшим образом вычищались и прибирались весь дом и двор, к приходу гостей все должно было блестеть. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца. За всем этим, как и за закупкой и приготовлением праздничной снеди, следила хозяйка. Хозяин занимался приглашением на пир гостей. Причем, в зависимости от важности гостя, хозяин либо ездил приглашать его лично, либо посылал с приглашением слугу. Сам церемониал пира выглядел следующим образом: к собравшимся в парадной комнате гостям выходила нарядно одетая хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. После чего наступала очередь обряда целования: хозяин предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем. Каждый гость подходил к хозяйке и целовал ее, держа руки за спиной, затем снова кланялся ей и принимал из ее рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к особому женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к угощению. Стол в доме располагался, как правило, стационарно, в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, считалось более почетным, чем на приставных.

На кухне
Владимир Маковский
1913

Порядок подачи блюд
После того, как все гости рассаживались за столом, хозяин разрезал хлеб на ломти и вместе с солью подавал каждому гостю. Этим он подчеркивал хлебосольство своего дома и глубокое уважение ко всем присутствующим. Перед хозяином ставилось так называемое опричное блюдо. Кушанья с него хозяин самолично перекладывал в неглубокие суды (миски) и передавал со слугами избранным гостям как знак особого к ним внимания. Слуга, передавая гостю этот своеобразный привет от хозяина, обычно говорил: "Чтоб тебе, государь, кушать на здоровье". Если бы кто-нибудь из нас мог попасть на такой обед, он был бы немало удивлен порядком подачи блюд к столу. Сейчас мы сначала едим закуску, затем суп, а потом второе и десерт, в старину же сначала подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы, а уж потом, в конце обеда - супы.

Константин Егорович Маковский 
Портрет князя П.П.Вяземского.
 Начало 1880

Как пили на Руси
Русские питейные традиции, во многом не утраченные и сейчас, имеют древние корни. Во многих домах, например, сегодня, как и несколько веков назад, отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также жива традиция пить водку не мелкими глотками, а залпом, сразу. Правда, теперь гость к концу застолья не должен напиваться пьяным, как того требовали приличия во времена боярской Руси, когда это считалось обязательным, и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться. Хотя быстрое опьянение в гостях считалось, наоборот, недостойным.


К.Е. Маковский
 Князь Репин на пиру у Ивана Грозного

Царские пиры
      На пирах в царском и богатых боярских дворцах количество кушаний доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пятисот. Причем на стол они ставились поочередно, по одному, а драгоценные золотые и серебряные блюда с остальными кушаниями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.

И. М. Прянишников.
Сельская братчина
Начало 1890-х.

Крестьянский пир
      Попировать любили не только богатые и знатные члены общества. Представители всех слоев населения считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех важных событий в жизни: свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники. Конечно же, именно эта традиция дошла до наших дней ничуть не изменившись.

Константин Маковский 
Поцелуйный обряд

Reception of the Guests
      Holiday feast was an essential part of life of the prosperous XVII century townspeople. They began to prepare for it long before the actual holiday – the entire house and courtyard were cleaned in the most thorough manner; when the guests arrived, everything had to shine. Ceremonial tablecloths, dishes, and towels were extracted from trunks. All of this, as well as purchase and preparation of holiday food, was supervised by the hostess. The host dealt with inviting guests to the feast. Moreover, depending on the importance of the guest, the host either went to invite him personally or sent a servant with invitation. The feast ceremony itself was as follows. The hostess, dressed in her best clothes, went out and greeted the guests, who had already gathered in the ceremonial room. She bowed from the waist. The guests responded by bowing from the ground. After this came the turn of the kissing rite: the host suggested that the guests honor the hostess by a kiss. Each guest approached the hostess and kissed her, holding his hands behind his back, then he bowed to her again and accepted a glass of vodka from her hands. When the hostess headed toward the special female table, this served as a signal for all to be seated and to start eating. The table in the house was located, as a rule, stationary, in the “red corner”, i.e., underneath the icons, near the stationary benches. In fact, it was considered more honorable to sit on stationary benches rather than on attachable ones.

Варят Варенье
Владимир Маковский
1876

Dish Supply Order
After all guests were seated at the table, the host cut bread and handed each guest a slice of bread with salt. This was meant to emphasize the hospitality of his house and deep respect for all his guests. A special plate was placed before the host, who personally spooned food from it onto shallow plates and sent them with servants to selected guests as a sign of special attention. The servant, when passing this unique token from the host, usually said: “Sir, would you eat so you will be healthy”. If one of us were present at such dinner, we would be quite astonished by the dish supply order to the table. These days, we first eat appetizer, then soup, then the main course followed by dessert. However, in the old times, first came the pie, then meat, poultry, and fish dishes, and only then, at the end of the dinner, soups.

Андрей Андреевич Попов 
Демьянова уха
1856 

How people drank in Russia
The Russian drinking traditions, in many respects not lost even now, have ancient roots. In many houses, today, just like several centuries ago, it would be considered an insult to the host to forego the food and drinks offered. Is also living tradition to drink vodka not by small throats, but by volley, immediately. True, now the guest toward the end of celebratory meal must not be drunk by drunk, as that they required decency in the times of boyars' Russia, when this was considered required, and the not getting drunk himself guest had to the same at least be shut. Although the rapid intoxication in the guests was considered as the, on the contrary, unworthy.

Карзин Н. 
Пир у князя Владимира

Emperor Feasts
      On the feasts in the emperor and rich boyars' palaces a quantity of foods reached to hundred, and in the special cases it could reach five hundred. Moreover they were placed alternately on the table, on one, and precious gold and silver dishes with remaining food held in the hands the standing around the table servants.

Обед
Владимир Маковский
1875

Peasant Feast
      Not only the rich and notable members of society loved to feast. The representatives of all strata of society considered it required to be gathered at the rich table apropos of all outstanding events in the life: wedding, christenings, Patron Saint's day, encounter, send-offs, funeral repasts, people and church holidays. Certainly, precisely, this tradition downy to the present without having not a bit changed.





Книга "Russian Cuisine" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 5-8194-0010-0Книга "Russian Cuisine" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 5-8194-0010-0
Кухни народов мира. Русская кухня - купить фильм на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет-магазине OZON.ruКухни народов мира. Русская кухня - купить фильм на лицензионном DVD или Blu-ray диске в интернет-магазине OZON.ru
Книга "Сделано в СССР" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-17-099830-2Книга "Сделано в СССР" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-17-099830-2
Книга "Традиционное русское застолье" Е. А. Бойко - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-271-25103-0Книга "Традиционное русское застолье" Е. А. Бойко - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-271-25103-0
Книга "Русская охотничья кухня. Практика" Е. К. Целыхова - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-4444-4920-2Книга "Русская охотничья кухня. Практика" Е. К. Целыхова - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-4444-4920-2
Книга "Русская поварня" Левшин Василий Алексеевич - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-699-91708-2Книга "Русская поварня" Левшин Василий Алексеевич - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-699-91708-2

Комментариев нет:

Отправить комментарий