3 семестр
История античной литературы. Греческая мифология (Тема 1)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать, как устроена греческая мифология; определить ценность греческой мифологии в системе мировой литературы.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Миф и его природа.
2. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира.
3. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.
4. Синкретизм мифа.
5. Источники греческой мифологии.
6. Основные стадии развития мифологического мышления (по теории А.Ф. Лосева).
7. Происхождение и устройство мира в греческой мифологии.
8. Образы и функции главных богов греческой мифологии.
9. Мировое значение мифологии Древней Греции.
Занятие 2.
История античной литературы. Героический и дидактический эпос (Тема 2)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства Гомера и Гесиода.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль.
2. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
3. Время и место создания поэм.
4. «Гомеровский вопрос».
5. Композиция и сюжет «Илиады» и «Одиссеи».
6. Художественные особенности поэм.
7. Дидактический эпос Гесиода.
8. Тематика и художественные особенности поэмы «Труды и дни».
9. Картина происхождения мира и богов в поэме «Теогония».
Занятие 3.
История античной литературы. Греческая лирика. Философская и историческая проза Греции (Тема 3)
Цель занятия: определить ценность греческой лирики и философско-исторической прозы древнегреческих авторов.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Общественно-исторические, художественные истоки лирики.
2. Древнегреческая мелика. Сольная мелика Алкея. Игровой характер мелики Анакреонта.
3. Элегия, ее жанровые разновидности (воинственная - Тиртея, нравоучительная - Солона, любовная – Мимнерма).
4. Ямб и творчество Архилоха.
5. Мистика природы, красоты, любви в творчестве Сафо.
6. Пиндар как представитель хоровой лирики. Идейно-художественное своеобразие од Пиндара.
7. Формирование философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы.
8. Теория подражания: «мимесис».
9. Геродот и Фукидид как наиболее яркие представители историографической прозы.
Занятие 4.
История античной литературы. Греческая трагедия. Греческая комедия (Темы 4)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать, как устроен греческий театр; определить ценность греческого театра на искусство последующей драмы.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра.
2. Устройство греческого театра.
3. Эсхил – «отец трагедии». «Персы» как прославление афинской демократии. Проблема свободы личности в трагедии «Прометей прикованный».
4. Идейный смысл трилогии «Орестея».
5. Творчество Софокла - новый этап в развитии трагедии. Столкновение рока и воли человека в трагедии «Царь Эдип». Проблема человека и государства в трагедии «Антигона».
6. «Интеллектуальная трагедия» Еврипида. Дегероизация мифологического героя в трагедии «Медея». Тяготение Еврипида к сильным женским характерам. Люди и боги в трагедии «Ипполит».
7. Влияние Еврипида на искусство последующей драмы.
8. Формирование комедии. Фольклорные истоки. Структура комедии. Жанровые признаки комедии, природа и функции смеха.
9. Аристофан – «отец комедии». Вопросы власти и народа, кризиса полиса и его общественных и этических норм в комедии «Всадники». Критика софистической философии в комедии «Облака». Тема назначения искусства в комедии «Лягушки». Проблематика последней комедии Аристофана «Богатство».
Занятие 5.
История античной литературы. Римская литература периода Республики. Римская литература в «век Августа» (Тема 5)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о древнеримской литературе.
План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1. Становление римского театра.
2. Театр Плавта. Тема власти денег в комедии «Клад».
3. Творчество римского комедиографа Теренция. Гуманистическая направленность комедий «Свекровь» и «Братья».
4. Философская поэма Лукреция «О природе вещей».
5. Поэзия Катулла. Тема любви в лирике поэта. Вклад Катулла в развитие поэтического языка и метрики.
6. «Золотой век» римской литературы.
7. Место Вергилия в римской литературе. Мифологическая основа поэмы «Энеида».
8. Гораций как теоретик римского классицизма. Эстетические взгляды поэта и их отражение в одах и посланиях. Тема бессмертия поэта и поэзии в оде «К Мельпомене».
9. Овидий как новое направление в римской литературе в «век Августа». Философский замысел поэмы «Метаморфозы».
Занятие 6.
История античной литературы. Художественная историография Древнего Рима. Послеклассическая римская литература (Тема 6)
Цель занятия: определить ценность древнеримской исторической прозы и место сатирической древнеримской литературы в мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Римская историография на греческом и латинском языках.
2. Драматизм исторической прозы Саллюстия.
3. Римская действительность и творческая судьба Сенеки. Трагедии Сенеки и их художественные особенности. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.
4. Истоки развития сатирической литературы в Риме. Басни.
5. Роман «Сатирикон» Петрония: сюжет, образы.
6. Жанр эпиграммы в творчестве сатирика Марциала.
7. Тематика сатир Ювенала.
8. Творчество Апулея. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел» как панорама социальной и культурной жизни.
9. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.
Занятие 7.
Литература Средневековья и Возрождения. Скандинавская мифология (Тема 7)
Цель занятия: анализ народного мастерства в скандинавской мифологии.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Происхождение и устройство мира в скандинавской мифологии. Отношения между мирами.
2. Великаны, боги и люди.
3. Основные источники скандинавской мифологии.
4. Скандинавская и греческая мифология: общее и различное.
5. Влияние германо-скандинавской мифологии на немецкое национальное самосознание.
6. Древнегерманский эпос и его отражение в древненемецкой, скандинавской и англо-саксонской литературе.
7. Кельтский (ирландский) эпос, его основные циклы, проблематика и художественное своеобразие ирландских саг.
8. Скандинавский эпос и лирическая поэзия «скальдов». «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».
9. Сканданавские саги, их важнейшие циклы.
Занятие 8.
Литература Средневековья и Возрождения. Эпос раннего Средневековья. Героический эпос зрелого средневековья (Тема 8)
Цель занятий: определить ценность средневекового эпоса в мировой литературе.
1. Народная поэзия, мифы и предания раннего средневековья.
2. Идейно-художественное своеобразие ирландских саг. Языческая мифология кельтов и ее отражение в ирландских сагах («Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер»).
3. Особенности литературного процесса в западноевропейских странах в период зрелого средневековья. Мировосприятие и мировоззрение средневекового человека.
4. Французский героический эпос.
5. «Песнь о Роланде»: историческая основа, сюжет, проблематика, образы. «Песнь о Роланде» и «Слово полку Игореве».
6. Немецкий героический эпос.
7. Мифологическая, историческая и рыцарская основа «Песни о Нибелунгах».
8. Патриотический пафос испанского эпоса.
9. «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Образ Сида.
Занятие 9.
Литература Средневековья и Возрождения. Средневековая рыцарская литература (Тема 9)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о средневековой рыцарской литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Основные направления и формы литературы XII –XIV вв.
2. Формирование рыцарской культуры.
3. Куртуазная лирика и роман.
4. Прованс, поэзия трубадуров. Жанры поэзии трубадуров, трактовка темы любви.
5. Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Германии.
6. Бретонские лэ и истоки европейского романа.
7. «Роман о Тристане и Изольде» в реконструкции Ж. Бедье. Проявление авторского начала в романе.
8. Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Принципы создания образов рыцарей Круглого стола.
9. Романы о святом Граале.
Занятие 10.
Литература Средневековья и Возрождения. Предвозрождение. Возрождение в Италии (Тема 10)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать значение литературы эпохи Проторенессанса и Возрождения.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Предвозрождение как переходный период. Французсский Проторенессанс конца XIV- начала XV в. и феномен Франсуа Вийона.
2. Характеристика флорентийской поэтической школы «сладостного нового стиля.
3. Данте и Джотто - крупнейшие фигуры итальянской культуры Дученто. «Новая жизнь» Данте как произведение «сладостного нового стиля». Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче.
4. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Данте и русская культура.
5. Проторенессанс в Англии. Жанр новеллы в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера и основные мотивы произведения.
6. Место эпохи Возрождения в истории Европы. Понятие «Ренессанс». Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения. Гуманизм – идеология Ренессанса.
7. Итальянское Треченто XIV в. Лирика Ф. Петрарки. «Книга песен» - лирическая исповедь поэта. Развитие жанра сонета.
8. Новеллистика Дж. Боккаччо и его последователей. Композиция и поэтика «Декамерона». Роль Боккаччо в развитии европейской новеллистики.
9. Высокое Возрождение и итальянская литература Кватроченто, XV в. Основные эстетические тенденции эпохи. Проблема создания ренессансной эпической формы. Рыцарская поэма в октавах Л. Ариосто «Неистовый Роланд» как крупнейший литературный памятник эпохи.
Занятие 11.
Литература Средневековья и Возрождения. Возрождение во Франции. Своеобразие «северного» Возрождения (Тема 11)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства классиков эпохи Возрождения.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Французская литература эпохи Возрождения.
2. Литературоведческие интерпретации романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Система образов, композиция, проблематика и жанровое своеобразие романа. М.М. Бахтин о романе.
3. Французская литература Высокого и Позднего Возрождения. Поэзия Плеяды.
4. Деятельность Д. Белле и П. Ронсара по развитию французского литературного языка. Реформа поэтических жанров. Лирика П. Ронсара.
5. М.Монтень - философ и прозаик. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе.
6. Особенности культурно-исторического развития Германии и Нидерландов.
7. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Развитие античных традиций в «Похвале глупости». Природа смеха в сатире Э. Роттердамского.
8. Соотношение проблематики гуманизма и вопросов Реформации в Германии начала XVI в.
9. Мартин Лютер и влияние его перевода Библии на процесс становления немецкого литературного языка.
Занятие 12.
Литература Средневековья и Возрождения. Возрождение в Англии. Испанская литература эпохи Возрождения (Тема 12)
Цель занятия: определить ценность английской и испанской литературы эпохи Возрождения.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Расцвет драматургии на рубеже XVI-XVII вв. и произведения Шекспира.
2. Устройство английского театра шекспировских времен.
3. Проблема эволюции поэтического языка и своеобразие жанрового мышления Шекспира. «Шекспировский вопрос». Своеобразие исторических хроник У. Шекспира. Концепция Единой цепи бытия. Жанровые формы лирической и фарсовой комедии в творчестве Шекспира.
4. Трагедия «Ромео и Джульетта» как переходный этап в становлении поэтического языка драматурга. Конфликт трагедии, характер трагического.
5. «Гамлет» - наиболее проблемное произведение У. Шекспира - в интерпретациях отечественных и зарубежных литературоведов. Образ Гамлета, проблема мести, трактовка финала. Философское звучание трагедии.
6. Художественное мастерство У. Шекспира в «Короле Лире». Характер конфликта и его динамика в трагедии «Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Английский сонет и «Сонеты» У. Шекспира.
7. Особенности развития испанского рыцарского романа.
8. Плутовской роман, его истоки и жанровые признаки; народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Пародийный аспект романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» и его общее гуманистическое звучание. Дон Кихот как «вечный образ». Статья И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».
9. Творчество Лопе де Вега и его влияние на европейскую драматургию.
Занятие 13.
Литература XVII-XVIII. Барокко. Классицизм (Темы 13)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать место барокко и классицизма в мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Классицизм и барокко в литературе Испании XVII в. Причины господства барокко в испанском искусстве XVII в.
2. Поэзия барокко: культизм (Луис де Гонгора), консептизм (Франсиско де Кеведо). Особенности испанской национальной драмы.
3. Творчество Педро Кальдерона - вершина литературы барокко. Концепция жизни человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Черты барокко в английской литературе.
4. Творчество Дж. Дона. «Метафизическая школа» и «поэзия кавалеров».
5. Творческий путь Дж. Мильтона. Проблематика и поэтика поэмы «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы.
6. Классицизм: трагедия и комедия.
7. Жизнь и творчество Пьера Корнеля. Проблема художественного метода в трагедии «Сид». Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Разрешение общественных и нравственных конфликтов в трагедии «Гораций».
8. Жизнь и творчество Жана Расина. Психологизм трагедий Расина. Трагедия Расина «Андромаха» как начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра».
9. Жан-Батист Мольер как великий реформатор комедии. Традиции фарса, комедии масок, литературы вольномыслия в комедиях Мольера. Способы создания образа Тартюфа в комедии «Тартюф». Образы дворян, плебеев в комедиях «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан». «Мизантроп» как образец классицистической «высокой комедии».
Занятие 14.
Литература XVII-XVIII. Просвещение в Англии. Просвещение во Франции (Тема 14)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о литературе Англии и Франции эпохи Просвещения.
План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1. Своеобразие английского Просвещения. Роман как ведущий жанр английской литературы XVIII в.
2. Творческий путь Д. Дефо, его роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонада»). «Робинзон Крузо» как квинтэссенция просветительской идеологии.
3. Дж. Свифт, его творчество. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Гротеск в романе.
4. Г. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII в. Традиции плутовского романа в творчестве Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша».
5. Сентиментализм и романы Лоренса Стерна. Роль Стерна в становлении психологического романа XIX в.
6. Исторические условия развития Просвещения во Франции. Психологический роман аббата Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».
7. Вольтер, его общественно-литературная деятельность и социальные, политические, философские и эстетические воззрения. Идейно-художественное своеобразие философских повестей «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный».
8. Деятельность Дени Дидро по созданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Повести «Монахиня», «Племянник Рамо» как произведения просветительского реализма.
9. Ж.-Ж. Руссо как представитель французского сентиментализма. Проблематика и поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза». Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе.
Занятие 15.
Цель занятия: определить ценность немецкой и итальянской литературы эпохи Просвещения в мировой литературе.
План занятия: обсуждение журналистских исследований обучающихся по заданным проблемам:
1. Г. Э. Лессинг как основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга («Лаокоон»).
2. Проблематика и значение драмы Лессинга «Эмилия Галотти».
3. Литература движения «Бури и натиска». Этапы, течения, эстетика штюрмеров.
4. Лирика И.В. Гете периода «Бури и натиска». Идейно-художественное своеобразие сентиментально-психологического романа «Страдания юного Вертера». Веймарский классицизм в творчестве Гете.
5. «Фауст» Гете как художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения. Гете и русская литература.
6. Эстетические труды Ф. Шиллера. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Тель».
7. Просвещение в Италии.
8. Итальянская драматургия XVIII в.
9. Социально-бытовая комедия Карло Гольдони, фьябы Карло Гоцци.
4 семестр
Занятие 16.
Литература XIX в. Романтизм. Романтизм в Германии. Романтизм в Англии (Тема 16)
Цель занятия: анализ авторского мастерства классиков литературы романтизма Германии и Англии.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Эстетическая программа немецкого романтизма.
2. Творчество Людвига Тика. Новелла-сказка «Белокурый Экберт»: идеи и образы.
3. Идеальный романтический герой в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».
4. Художественные и идейные задачи «Книги песен» Генриха Гейне.
5. «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофмана как специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония.
6. «Крошка Цахес» Э.Т.А. Гофмана как идея двойственности, гротескности и абсурда. «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана как роман эпохи.
7. Истоки и предпосылки английского романтизма в творчестве У. Блейка.
8. П.Б. Шелли: своеобразие лирики.
9. «Чайльд-Гарольд» Дж. Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы.
10. Своеобразие философских драматических поэм Дж. Байрона «Манфред» и «Каин»: символика и аллегоризм.
11. «Дон Жуан» Дж. Байрона как принцип использования «вечного образа», проблематика романа, переосмысление романтических тем и героев.
12. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» и «Айвенго».
Занятие 17.
Литература XIX в. Романтизм. Романтизм во Франции. Романтизм в США (Тема 17)
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Становление жанра романа-исповеди в творчестве Мюссе «Исповедь сына века».
2. Своеобразие романа Франсуа Рене де Шатобриана «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне».
4. Тема искусства и творческой личности в романе Жорж Санд «Консуэло».
6. Специфика историзма романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
7. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе Виктора Гюго «Отверженные».
8. Тема «естественного человека» в цикле романов Джеймса Фенимора о Кожаном Чулке.
10. Жанровое своеобразие детективных новелл Эдгара Аллана По.
11. Жанровое своеобразие психологических рассказов Эдгара Аллана По.
12. Фольклорные образы поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Занятие 18.
Литература XIX в. Реализм. Реализм во Франции (Темы 18)
Цель занятий: определить ценность французского реализма в мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Эволюция человека и общества в романе Стендаля «Красное и черное».
2. Воспоминания о России в Дневниках Стендаля.
3. Своеобразие романа Стендаля «Пармская обитель».
4. Фантастика и натуралистичность в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа».
5. Эволюция характера под влиянием обстоятельств в романе Оноре де Бальзака «Евгения Гранде».
6. Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в романе Оноре де Бальзака «Утраченных иллюзиях».
7. Своеобразие флоберовского психологизма в романе «Госпожа Бовари».
9. Жанровая специфика романа Ги де Мопассана «Милый друг».
10. Тургеневская традиция во французской литературе и роман Ги де Мопассана «Жизнь».
11. «Цветы зла» Шарля Бодлера как основа трагического мировоззрения поэта.
12. Экзотические новеллы Мериме («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»).
13. Психологические новеллы Мериме («Этрусская ваза» и «Двойная ошибка»).
14. Роковая любовь в повести Стендаля «Ванина Ванини».
15. Сущность семейных отношений в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио».
Занятие 19.
Литература XIX в. Реализм. Реализм в Англии. Реалистическая литература США (Темы 19)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о реалистической литературе в Англии и США.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
2. Актуальность «Книги снобов» Уильяма Мейкписа Теккерея.
3. Яркие зарисовки разнообразных мужских и женских характеров в романе Джейн Остин “Гордость и предубеждение”.
4. Юмор в романе Джейн Остин “Эмма”.
5. Автобиографический роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
6. Изображение любви-страсти в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал».
7. Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса как воплощение основных идей и форм творчества писателя.
8. Конфликт творческой личности и общества в романе Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд».
9. Уилки Коллинз как искусный повествователь детективной истории в романе “Женщина в белом”
10. Автобиографичность романа Джека Лондона «Мартин Иден».
11. Глубокое проникновение в женскую психологию Теодора Драйзера в романе “Сестра Керри”.
12. Одиночество человека среди миллионной толпы мегаполиса в сборнике рассказов О.Генри «Четыре миллиона».
13. Местный колорит в “Калифорнийских рассказах” Френсиса Брета Гарта.
14. Американский юмор в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
15. Проблемы социальной несправедливости в произведениях Джека Лондона.
16. Тема нравственного прозрения в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк».
17. Особенности анализа внутреннего мира личности в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
20. Многожанровость романа Чарльза Диккенса “Большие надежды”
Занятие 20
Литература XIX в. Реализм. Натурализм во французской литературе (Тема 20)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать роль натурализма в системе мировой литературы.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» в романе Эмиля Золя «Тереза Ракен».
2. История семей Ругонов и Маккаров на фоне исторических событий в цикле Эмиля Золя «Ругон-Маккары».
3. Описание мельчайших деталей быта нового зарождающегося класса профессиональных продавцов в романе Эмиля Золя «Дамское счастье».
4. Образ Центрального рынка как метафора общественных отношений в романе Эмиля Золя «Чрево Парижа».
5. Правда жизни в романе Эмиля Золя «Западня».
6. Грубая манера повествования в романе-нуар Эмиля Золя «Человек-зверь».
7. Русский след в романе Эмиля Золя «Жерминаль».
8. Образ Нана как символ блестящей внешности и порочной изнанки Второй империи в романе Эмиля Золя «Нана».
9. История выживания в условиях социальных катаклизмов в романе Эмиля Золя «Разгром».
10. Образ художника в романе Эмиля Золя «Творчество».
11. «Парижские письма» Эмиля Золя в петербургском «Вестнике Европы».
12. Любовь к деньгам в романе Эмиля Золя «Деньги».
Занятие 21.
Литература рубежа XIX-XX вв. Неоромантизм (Тема 21)
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Цикл рассказов «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» Р.Л. Стивенсона как пародия на эстетические кружки и группы "конца века".
3. Роман «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона как образец классического приключенческого романа.
4. Тема зала в фантастическо-психологической повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
5. Роман «Белый отряд» как первое серьёзное историческое произведение Артура Конан Дойла.
6. Сборники рассказов «Подвиги бригадира Жерара» и «Приключения бригадира Жерара» Артура Конан Дойла как стилизация под мемуары.
7. Детективные рассказы о Шерлоке Холмсе как классика жанра.
8. Своеобразие научно-фантастической повести «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
9. Мир животных как мир людей в произведениях английского Нобелевского лауреата по литературе Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».
10. Своеобразие готическо-юмористической волшебной сказки «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда.
11. Эстетизм Оскара Уайльда в единственном романе «Портрет Дориана Грея».
12. Тайна, относящаяся к прошлому героев в комедиях Оскара Уайльда (на примере одной комедии).
13. Скандальная одноактная трагедия Оскара Уайльда «Саломе́я» как новая трактовка библейского сюжета.
Занятие 22.
Литература рубежа XIX-XX вв. Тема Первой мировой войны в литературе (Тема 22)
Цель занятия: анализ темы Первой мировой войны в творчестве классиков литературы XX века.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Художественную силу и правду в изображении человека в романе-реке Роже Мартен дю Гара «Семья Тибо».
2. Антивоенные взгляды французского Нобелевского лауреата по литературе Ромен Роллана в произведениях времён Первой мировой войны и после неё («Лилюли», «Пьер и Люс», «Клерамбо» и др.).
3. Экспрессионистский сборник новелл пацифистского направления Леонхарда Франка «Человек добр».
4. Пацифизм в цикле романов Арнольда Цвейга «Большая война белых людей».
5. Новаторский характер поэзии Гийома Аполлинера.
6. Отражение событий первой мировой войны в романе Анри Барбюса «Огонь»
7. Реквием по целому поколению в романе американского лауреата Нобелевской премии по литературе Эрнеста Хемингуэя “Фиеста” (“И восходит солнце”)
8. Описание страшных будней войны в романе Э. М. Ремарка "На западном фронте без перемен".
9. Тема «потерянного поколения» в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя».
10. Тема зыбкости человеческого счастья в романе "Прощай, оружие!".
11. Социальная сатира в романе Карела Чапека «Война с саламандрами»
12. «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека как трагический роман о бессмысленности бытия.
13. Уильям Фолкнер как представитель потерянного поколения в романе “Солдатская награда”.
Занятие 23.
Литература рубежа XIX-XX вв. Модернизм (Тема 23)
Цель занятия: определить ценность творчества писателей-модернистов в современной мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
2. Словотворчество, мифологизм и комизм в экспериментальном романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану».
3. Особенности повествовательной манеры в цикле романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
4. Своеобразие романа Марселя Пруста “Под сенью девушек в цвету”.
5. Тема любви в романе Марселя Пруста “Пленница”.
6. Лейтмотивная система в романе Марселя Пруста “Беглянка”.
7. Сочетание модернистской и экспрессионистской поэтики в романе Франца Кафки “Процесс”.
8. Варианты интерпретации романа Франца Кафки "Замок".
9. Трагедия одиночества в повести Франца Кафки "Превращение".
10. Тема безумия в романе американского Нобелевского лауреата по литературе Уильяма Фолкнера "Шум и ярость".
12. Американская действительность в общественно-осмысленной форме в трилогии Уильяма Фолкнера ("Деревушка", "Город", "Особняк").
Занятие 24.
Литература рубежа XIX-XX вв. Драматургия рубежа XIX-XX вв. (Темы 24)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать ценность новой драмы для мировой драматургии.
План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
3. Антиромантическая направленность в пьесе норвежского драматурга Генрика Юхана Ибсена "Пер Гюнт".
5. Драма-дискуссия «Дом, где разбиваются сердца» ирландского Нобелевского лауреата по литературе Бернарда Шоу как «Фантазия в русском стиле на английские темы».
7. Глубокие и острые социальные проблемы в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».
8. Мир мещанства как мир “крыс” в трагикомедии немецкого Нобелевского лауреата по литературе Герхарта Гауптмана “Крысы”.
9. Натурализм в пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрёкен Юлия».
10. Символизм в драме бельгийского Нобелевского лауреата по литературе Мориса Метерлинка "Слепые".
11. Нерв человеческих отношений в драме американского Нобелевского лауреата по литературе Юджина О’Нила «Долгое путешествие в ночь (полночь)» («Долгий день уходит в ночь»).
12. Столкновение вульгарной действительности и идеалистического придуманного мира в пьесе американского лауреата Пулитцеровской премии Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”».
Занятие 25.
Литература XX века. Театр абсурда. Эпический театр (Тема 25)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о театре абсурда и эпическом театре.
План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1. Парадокс закономерности в абсурдистской трагикомедии чешско-британского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
2. Бессмысленное общение героев как изображение коммуникативных проблем человека в пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско «Лысая певица».
3. Особенности повествовательной техники в пьесе ирландского лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
4. Пьеса немецкого драматурга Бертольта Брехта “Мамаша Кураж и её дети” как яркое воплощение теории «эпического театра».
6. Пьеса Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» как способ борьбы с фашизмом.
7. Политические аллюзии в сатирической пьесе Бертольта Брехта «Турандот, или Конгресс обелителей».
8. «Хитрость разума» в пьесе Бертольта Брехта «Жизни Галилея».
9. Иллюзорность происходящего и абсурдность отношений между людьми в пьесе французского драматурга Жана Жене «Служанки».
10. Парадоксальность и пластичность человеческого существования в пьесе Жана Жене «Высокий надзор».
11. Непредсказуемость и нетипичность диалогов и событий в пьесах английского лауреата Нобелевской премии по литературе Гарольда Пинтера («Вечерняя школа», «День рождения», «Кухонный лифт» и др. // http://www.theatre-library.ru/authors/p/pinter)
12. «Трагическая комедия» швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы».
Занятие 26.
Литература XX века. Экзистенциализм (Тема 26)
Цель занятия: определить ценность философии экзистенциализма в мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Экзистенциализм как литературное направление и его влияние на кинематограф (Антониони, Феллини и др.).
2. Тема абсурда в философском эссе французского лауреата Нобелевской премии Альбера Камю "Миф о Сизифе".
3. Поиск смысла в бессмысленном мире в романе Альбера Камю "Чума".
4. Повесть Альбера Камю «Посторонний» как краткий вариант «Преступления и наказания» Достоевского.
5. Метафизическое и историческое развитие бунта в эссе Альбера Камю «Бунтующий человек».
6. Тема бессмысленности человеческого существования в повести Альбера Камю «Падение».
7. Неоконченный автобиографический роман французского писателя и философа Альбера Камю «Первый человек».
8. Тошнота как бьющая в глаза очевидность в романе французского лауреата Нобелевской премии по литературе Жан-Поль Сартра "Тошнота".
9. Тема любви к книгам в автобиографической повести французского писателя и философа Жана-Поля Сартра «Слова».
10. Тема абсолютной свободы в романе Жан-Поля Сартра «Возраст зрелости».
11. Древний героический образ Ореста для анализа современных проблем существования в философской драме Жан-Поль Сартра «Мухи».
12. Одноактная пьеса Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями» как иллюстрация тезиса «Ад — это другие».
Занятие 27.
Литература XX века. «Новый роман» (Тема 27)
Цель занятия: анализ результатов литературной революции представителей «нового романа» в литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Роман французской писательницы Натали Саррот «Портрет неизвестного» как поиск новых средств отражения «закоулков души» человека.
3. Роман Натали Саррот «Золотые плоды» как комментарий к выдуманному роману.
4. Тема искусства и феномен формирования общественного мнения в романе Натали Саррот «Вы слышите их?»
5. Слово и множественность его интерпретаций воспринимающим субъектом в сборнике новелл «Дар речи» («Дар слова»).
6. Текст как процесс, текст как эксперимент, текст как лабиринт в романе Алена Роб-Грийе «В лабиринте».
7. Роман Алена Роб-Грийе «Ластики» как пародия на классический детектив.
8. Роман французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» как вызов принятым условностям и ханжескому лицемерию.
9. Интеллектуальный и эгоцентрический блеск в романе Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде».
10. История неразделённой любви в романе Франсуазы Саган «Сигнал к капитуляции»
11. Тема любви, грусти и меланхолии в романе Франсуазы Саган «Волшебные облака».
Занятие 28
Литература XX века. «Интеллектуальный роман» (Тема 28)
Цель занятий: определить «интеллектуального романа» в мировой литературе.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Роман немецко-швейцарского лауреата Нобелевской премии по литературе Германа Гессе «Степной волк» как психоаналитическое исследование человеческой души.
2. Кульминация комбинации музыки и математики в философско-сюрреалистическом романе Германа Гессе «Игра в бисер».
3. Столкновение рационального и эмоционального путей в понимании мира в философском романе Германа Гессе «Нарцисс и Златоуст».
4. Страна Востока как символ познания души, жизненной цели в романе Германа Гессе «Паломничество в страну Востока».
5. Обращение к мифологическому в романе-тетралогии «Иосиф и его братья» немецкого лауреата Нобелевской премии по литературе Томаса Манна, задуманной как «поэма о человечестве».
6. Тема искусства и художника, его ответственности за духовное здоровье нации в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».
7. Панорама идейной жизни европейского общества в канун мировой войны в философском романе Томаса Манна «Волшебная гора».
8. Антисемейный роман Томаса Манна «Будденброки. История гибели одного семейства» как гротеск и трагедия одновременно.
9. Образ автора в романе австрийского писателя Роберта Музиля «Человек без свойств».
10. Чувственность и духовность в рассказе Германа Гессе «Последнее лето Клингзора».
11. «Молодые годы короля Генриха IV» немецкого писателя Генриха Манна как лучший историко-психологический роман за всю историю существования жанра.
Занятие 29.
Литература XX века. Постмодернизм в литературе (Тема 29)
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Вавилон как всеобщность в эссе-фикции аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека».
2. Феномен памяти и парадоксальная реальность в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Фунес, чудо памяти» («Фунес Памятливый»).
3. Философско-детективный роман итальянского писателя Умберто Эко «Имя розы» как воплощение теоретических идей писателя на практике о постмодернизме в литературе.
4. Пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллектуального сознания в романе Умберто Эко «Маятник Фуко».
5. Своеобразная читательская биография в рассказе Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны».
6. Вопросы о жизни, о смерти и о любви в романе Умберто Эко «Остров накануне».
8. Постмодернистский роман английского писателя Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта» как игра с читателем.
9. Теория психоанализа в романе Джона Фаулза «Коллекционер».
10. Выбор между экзистенциальной свободой и конформизмом в сборнике повестей Джона Фаулза «Башня из чёрного дерева»
11. Исторические и культурные аллюзии в романе Джона Фаулза «Волхв».
12. Абсурд как абсолют в романе немецкого прозаика Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы».
Занятие 30.
Литература XX века. Антиутопия (Тема 30)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся об антиутопии.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Аллюзии и преодоление "научной эйфории" XX века в сатирическом романе-антиутопии английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
2. Тема сожжения книг в научно-фантастическом романе-антиутопии американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
4. Перерождение революционных принципов и программ в сатирической повести-притче Джорджа Оруэлла «Скотный двор» как аллегория на Октябрьский переворот 1917 года в России.
5. Аллегорический и антиутопический роман-притча английского лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как исследование моральной деградации человечества.
6. Социальный подтекст в современном романе-антиутопии американского писателя Стивена Кинга «Бегущий человек».
7. Мир, в котором запрещена любовь в антиутопическом романе Лорена Оливера «Делирум».
8. Трагедия человека в бесчеловечном мире в сатирическом романе-антиутопии Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин».
9. Революция, пожирающая своих создателей в романе-антиутопии английского писателя Артура Кёстлера «Слепящая тьма».
10. Инструмент, играющий сам, как метафора общества романе-антиутопии американского писателя-сатирика Курта Воннегута «Механическое пианино».
11. Ответственность учёных за свои изобретения, проблемы мировой экологической обстановки в антиутопическом романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки».
12. Значимость талантливых творцов-одиночек в романе-антиутопии американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Занятие 31.
Литература XX века. Латиноамериканская литература (Тема 31)
Цель занятия: познакомить обучающихся с латиноамериканской литературой.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Философия чудесного в повседневном в историческом романе кубинского писателя Алехо Карпентьера «Царство земное».
2. Афрокубинские компоненты культуры острова в книге Алехо Карпентьера «Музыка Кубы».
3. Роман Алехо Карпентьера «Превратности метода» как портрет латиноамериканского диктатора.
4. Одиночество как причина гибели мира в романе колумбийского лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
5. Жестокая реальность в повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет».
6. Фантасмагория и абсурд в романе-гротеске Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха».
7. Пристальность и беспощадная правдивость в романе бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка».
8. Исследование смешение культур и расизма в Бразилии в романе Жоржи Амаду «Лавка чудес».
9. Сложные взаимоотношения с окружающим миром в экспериментальном романе аргентинского писателя Хулио Кортасара «Игра в классики».
10. Современные проблемы человечества в антиромане аргентинского писателя Хулио Кортасара «62. Модель для сборки».
11. Психология иррационального в человеческом поведении в романе перуанского лауреата Нобелевской премии по литературе Марио Варгаса Льоса «Война конца света».
12. Тема протеста одиночки в романе Марио Варгаса Льоса «Город и псы».
Занятие 32.
Литература XX века. Японская литература (Тема 32)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства классиков японской литературы.
План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1. Проблема непонимания и одиночества в романе японского писателя Юкио Мисимы «Запретные цветы».
2. Эпатажные описания внутреннего мира личности в маске “нормальности” в автобиографическом романе Юкио Мисимы «Исповедь маски».
3. Попытка обосновать возможность жизни без Прекрасного в романе Юкио Мисимы «Золотой храм».
4. Мрачные и солнечные сцены в романе Юкио Мисимы «Жажда любви».
5. Противостояние старых традиций и современного прагматизма в историческом романе японского лауреата Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата «Мейдзин» («Мастер игры в го»).
6. Поиск человеком собственной идентичности в современном мире в романе японского писателя Кобо Абэ «Чужое лицо».
7. Басенка о луковке в романе Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы” и притча “Паутинка” японского писателя Акутагавы Рюноскэ как переплетение смыслов.
8. Сборник эссе японского лауреата Нобелевской премии по литературе Кэндзабуро Оэ «Хиросимские записки» образец нравственности выживших.
9. Метод гротескного реализма в романе Кэндзабуро Оэ «Объяли меня воды до души моей».
10. Критическое отображение окружающей реальности в романе японского писателя Рю Мураками «Все оттенки голубого».
11. Мистика и фантастика в духе постмодерна в романе японского писателя Харуки Мураками «Охота на овец».
13. Интроспекция и самоанализ в романе Харуки Мураками «Норвежский лес».
14. Монолог-воспоминание на фоне угасания традиций в романе британского лауреата Нобелевской премии по литературе 2017 года Кадзуо Исигуро «Остаток дня».
15. Роман-антиутопия Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» как иллюстрация иллюстрацию итогов пассивности перед лицом социального неравенства.