среда, 5 сентября 2018 г.

Примерные вопросы к экзамену по курсу "История отечественной литературы"



За 3 семестр:
1.      Обрядовый фольклор восточных славян.
2.      История изучения сказки в Европе и России: мифологическая, сравнительно-историческая и этнографическая школы.
3.      Отражение в волшебных сказках представлений древних славян о загробном мире.
4.      Вопрос о происхождении былин: мифологическая, историческая школы, теория заимствования.
5.      Старшее и младшее поколения богатырей. Вольга и Микула. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
6.      Различные трактовки былины о гибели богатырей: мифологическая (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, Н.И. Толстой); историческая (Н.П. Дашкевич, А.Н. Веселовский).
7.      Определение жанра исторической песни.
8.      Жанр загадки. Загадки в славянской народной и книжной культурах. Библейские загадки.
9.      История собирания и изучения пословиц и поговорок. Отличие пословицы от поговорки.
10.  Переводная литература Древней Руси.
11.  Жанры древнерусской литературы.
12.  Летописный жанр. «Повесть временных лет». «Сказание о призвании варягов».
13.  Агиографический жанр. «Сказание о Борисе и Глебе». «Житие Феодосия Печерского» Нестора. Древнерусская святость.
14.  Литература периода феодальной раздробленности.
15.  «Слово о полку Игореве» в контексте мировой средневековой литературы.
16.  Литература периода татаро-монгольского нашествия и борьбы русского народа с завоевателями (вторая пол. XIII – XV в.).
17.  Русское Предвозрождение. Исихасты и варлаамиты.  «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
18.  Публицистика XVI века. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.
19.  Переписка Ивана IV и Андрея Курбского.
20.  Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма. Житие биографического типа. Сказочная традиция повести.
21.  Историко-литературное значение XVII века.
22.  Древнерусский смех: балагурство, скоморошество, юродство. Повесть о Куре и Лисице. Повесть о Фоме и Ереме.
23.  Жанр жития в XVII веке: «Повесть об Ульянии Лазаревской (Осорьиной)», «Повесть о Марфе и Марии», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
24.  Литература в эпоху реформ Петра I. Просвещение в России.
25.  Своеобразие русского классицизма. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков как теоретики русского классицизма.
26.  Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»: смысл названия, композиция и сюжет пьесы, особенности конфликта.
27.  «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
28.  Проблема зависимости человека от общества в повести А.Н. Радищева «Житие Ф.В. Ушакова».
29.  «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как программное произведение русского сентиментализма.
30.  Проблема государственного правления в повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода».
31.  Карамзин-историк. Главная идея «Истории государства Российского». Художественная сторона «Истории».
  1. Шишковисты и карамзинисты, архаисты и новаторы. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас».
  2. Литературные общества и журналы 1810-20-х гг.
  3. Романтические течения первой половины XIX века.
  4. Становление реализма в творчестве А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  5. Баллады В.А. Жуковского: от сентиментализма к романтизму.
  6. Романтизм К.Н. Батюшкова.
  7. Сатирический журнал И.А. Крылова «Почта духов».
  8. Драматургия И.А. Крылова.
  9. Место жанра басни в творческой эволюции И.А.Крылова. Главные достижения Крылова-баснописца.
  10. Поэтика комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: язык, система персонажей, символическая образность.
  11.  Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения (В.Г.Белинский, И.А.Гончаров и другие).
  12.  «Южный период» творчества А.С. Пушкина.
  13.  Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.
  14. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
  15.  Место романа в стихах «Евгений Онегин» в творческой эволюции Пушкина. Своеобразие поэтической формы.
  16.  Своеобразие романтизма М.Ю. Лермонтова.
  17.  Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; герой).
  18.  Романтизм Н.В. Гоголя.
  19.  Реальное и фантастическое в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
  20.  «Ревизор» Н.А. Гоголя – комедия нового типа.
  21. Творческая история поэмы «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения. Композиция.

За 4 семестр:
1.      Общественно-литературная борьба в России в 1840-х гг. Западники и славянофилы.
2.      История создания цикла И.С. Тургенева «Записки охотника». Образы крестьян и помещиков. Роль рассказчика в структуре цикла.
3.      Любовная повесть Тургенева. Основной конфликт в повестях «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася».
4.      «Отцы и дети» И.С. Тургенева в русской критике.
5.      Творческая история романа И.А. Гончарова «Обломов». Мотив сна в романе.
6.      Изображение трагической стороны купеческого быта в драме А.Н. Островского «Гроза». Символика пьесы. «Гроза» в русской критике.
7.      Нравы русской провинции в психологической драме А.Н. Островского «Бесприданница».
8.      Метафизика преступления в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
9.      Психологическая трактовка романов Достоевского. Достоевский – русский З. Фрейд.
10.  Роман «Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Идейный смысл и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе».
11.  «Диалектика души» как художественный метод Л.Н. Толстого.
12.  Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике.
13.  Феноменологическое мастерство Толстого в романе «Война и мир».
14.  Проблема смысла жизни в повестях и рассказах Л.Н. Толстого 1880-1910-х гг.
15.  Тема любви в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой».
16.  Трилогия Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
17.  Драматургия А.П. Чехова. Мотив обреченности старого мира в пьесе «Вишневый сад». Особенности поэтики пьесы.
18.  Основные направления XX века: реализм, модернизм, литературный авангард.
19.  Серебряный век русской поэзии.
20.  Три ветви русской литературы: советская, эмигрантская и литература «в стол».
21.  Символы и мифологемы рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".
22.  Тема любви в цикле "Темные аллеи". Поэтика звука в цикле. Особенности психологизма бунинской прозы.
23.  Женские и мужские образы в произведениях А.И. Куприна.
24.  Этическая проблематика повести А.И. Куприна «Поединок».
25.  Идея жертвенной любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
26.  Романтизм М. Горького. Влияние философии Ф. Ницше на раннего Горького.
27.  Тема безумия, проблема веры в повести Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского».
28.  Переосмысление библейского сюжета в повести Л.Н. Андреев «Иуда Искариот».
29.  Развитие темы «маленького человека» в повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана».
30.  Художественное своеобразие лирики, прозы, драматургии, публицистики символистов.
31.  Литературные манифесты акмеистов. Полемика с символистами.
32.  Основные футуристические группы и объединения. Литературные манифесты футуристов.
33.  Лирика В.В. Маяковского. Проблематика и поэтика.
34.  Роман-притча В.В. Набокова «Приглашение на казнь». Антитоталитаристский пафос романа.
35.  Научно-фантастические романы А.Н. Толстого.
36.  Произведения о Великой Отечественной войне.
37.  Отражение непримиримых противоречий эпохи революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
38.  Аллегория превращения, роль фантастического в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
39.  Роман "Мастер и Маргарита". Пространство и время в романе. Структура романа. Осмысление библейской темы.
40.  Ключевые сцены романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их символика.
41.  Литературный процесс 1960-70-х гг. становление и развитие «деревенской прозы». «Чудики» В. Шукшина.
42.  Жанрово-стилевые искания, обращение к мифам, притчам, образам-символам в произведениях В. Астафьева («Царь-рыба»), Ч. Айтматова («Плаха»).
43.  Характерные особенности драматургии 1960-70-х гг. А. Вампилов «Утиная охота».
44.  Проблема положительного героя в рассказе «Матренин двор» А.И. Солженицына.
45.  Проблема русского национального характера в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Обобщенный образ лагерной жизни.
46.  Процессы развития отечественной литературы в посттоталитарное время. Сосуществование реализма, постреализма, модернизма, постмодернизма.
47.  Роман «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева как образец русской постмодернистской литературы.
48.  Творчество поэтов-шестидесятников (Андрей Вознесенский, Геннадий Шпаликов, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко и другие)
49.  Творчество Иосифа Бродского.
50.  Современная русская поэзия.
51.  Современная русская проза.