За
3 семестр:
1.
Обрядовый фольклор восточных славян.
2.
История изучения сказки в Европе и
России: мифологическая, сравнительно-историческая и этнографическая школы.
3.
Отражение в волшебных сказках
представлений древних славян о загробном мире.
4.
Вопрос о происхождении былин:
мифологическая, историческая школы, теория заимствования.
5.
Старшее и младшее поколения
богатырей. Вольга и Микула. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
6.
Различные трактовки былины о гибели
богатырей: мифологическая (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, Н.И. Толстой);
историческая (Н.П. Дашкевич, А.Н. Веселовский).
7.
Определение жанра исторической
песни.
8.
Жанр загадки. Загадки в славянской
народной и книжной культурах. Библейские загадки.
9.
История собирания и изучения
пословиц и поговорок. Отличие пословицы от поговорки.
10. Переводная литература Древней Руси.
11. Жанры древнерусской литературы.
12. Летописный жанр. «Повесть временных лет». «Сказание о
призвании варягов».
13. Агиографический жанр. «Сказание о Борисе и Глебе». «Житие
Феодосия Печерского» Нестора. Древнерусская святость.
14. Литература периода феодальной раздробленности.
15. «Слово о полку Игореве» в контексте мировой средневековой
литературы.
16. Литература периода татаро-монгольского нашествия и борьбы
русского народа с завоевателями (вторая пол. XIII
– XV в.).
17. Русское Предвозрождение. Исихасты и варлаамиты. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
18. Публицистика XVI века. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.
19. Переписка Ивана IV и Андрея Курбского.
20. Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма. Житие
биографического типа. Сказочная традиция повести.
21. Историко-литературное значение XVII века.
22. Древнерусский смех: балагурство, скоморошество, юродство.
Повесть о Куре и Лисице. Повесть о Фоме и Ереме.
23. Жанр жития в XVII веке: «Повесть об Ульянии Лазаревской
(Осорьиной)», «Повесть о Марфе и Марии», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
24. Литература в эпоху реформ Петра I. Просвещение в России.
25. Своеобразие русского классицизма. В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов и А.П. Сумароков как теоретики русского классицизма.
26. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»: смысл названия, композиция
и сюжет пьесы, особенности конфликта.
27. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
28. Проблема зависимости человека от общества в повести А.Н.
Радищева «Житие Ф.В. Ушакова».
29. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как программное произведение
русского сентиментализма.
30. Проблема государственного правления в повести «Марфа
Посадница, или Покорение Новгорода».
31. Карамзин-историк. Главная идея «Истории государства
Российского». Художественная сторона «Истории».
- Шишковисты и карамзинисты, архаисты и
новаторы. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас».
- Литературные
общества и журналы 1810-20-х гг.
- Романтические течения первой половины XIX века.
- Становление реализма в творчестве А.С.
Грибоедова и А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Баллады В.А. Жуковского: от сентиментализма к
романтизму.
- Романтизм К.Н. Батюшкова.
- Сатирический журнал И.А. Крылова «Почта
духов».
- Драматургия И.А. Крылова.
- Место жанра басни в творческой эволюции И.А.Крылова.
Главные достижения Крылова-баснописца.
- Поэтика комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”:
язык, система персонажей, символическая образность.
- Грибоедов и его комедия в оценках критики
и литературоведения (В.Г.Белинский, И.А.Гончаров и другие).
- «Южный
период» творчества А.С. Пушкина.
- Михайловское как этап творческой эволюции
Пушкина.
- «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
- Место
романа в стихах «Евгений Онегин» в творческой эволюции Пушкина.
Своеобразие поэтической формы.
- Своеобразие романтизма М.Ю. Лермонтова.
- Особенности поэтики романа “Герой нашего
времени” (композиция; жанр; герой).
- Романтизм Н.В. Гоголя.
- Реальное и фантастическое в
"Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
- «Ревизор» Н.А. Гоголя – комедия нового
типа.
- Творческая история поэмы «Мертвые души». Жанровое
своеобразие произведения. Композиция.
За 4 семестр:
1.
Общественно-литературная
борьба в России в 1840-х гг. Западники и славянофилы.
2.
История
создания цикла И.С. Тургенева «Записки охотника». Образы крестьян и помещиков.
Роль рассказчика в структуре цикла.
3.
Любовная
повесть Тургенева. Основной конфликт в повестях «Первая любовь», «Вешние воды»,
«Ася».
4.
«Отцы
и дети» И.С. Тургенева в русской критике.
5.
Творческая
история романа И.А. Гончарова «Обломов». Мотив сна в романе.
6.
Изображение
трагической стороны купеческого быта в драме А.Н. Островского «Гроза».
Символика пьесы. «Гроза» в русской критике.
7.
Нравы
русской провинции в психологической драме А.Н. Островского «Бесприданница».
8.
Метафизика
преступления в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
9.
Психологическая
трактовка романов Достоевского. Достоевский – русский З. Фрейд.
10.
Роман
«Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Идейный смысл и
композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе».
11.
«Диалектика
души» как художественный метод Л.Н. Толстого.
12.
Роман-эпопея
Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике.
13.
Феноменологическое
мастерство Толстого в романе «Война и мир».
14.
Проблема
смысла жизни в повестях и рассказах Л.Н. Толстого 1880-1910-х гг.
15.
Тема
любви в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой».
16.
Трилогия
Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
17.
Драматургия
А.П. Чехова. Мотив обреченности старого мира в пьесе «Вишневый сад».
Особенности поэтики пьесы.
18.
Основные
направления XX века: реализм, модернизм, литературный авангард.
19.
Серебряный
век русской поэзии.
20.
Три
ветви русской литературы: советская, эмигрантская и литература «в стол».
21.
Символы
и мифологемы рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".
22.
Тема
любви в цикле "Темные аллеи". Поэтика звука в цикле. Особенности
психологизма бунинской прозы.
23.
Женские
и мужские образы в произведениях А.И. Куприна.
24.
Этическая
проблематика повести А.И. Куприна «Поединок».
25.
Идея
жертвенной любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
26.
Романтизм
М. Горького. Влияние философии Ф. Ницше на раннего Горького.
27.
Тема
безумия, проблема веры в повести Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского».
28.
Переосмысление
библейского сюжета в повести Л.Н. Андреев «Иуда Искариот».
29.
Развитие
темы «маленького человека» в повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана».
30.
Художественное
своеобразие лирики, прозы, драматургии, публицистики символистов.
31.
Литературные
манифесты акмеистов. Полемика с символистами.
32.
Основные
футуристические группы и объединения. Литературные манифесты футуристов.
33.
Лирика
В.В. Маяковского. Проблематика и поэтика.
34.
Роман-притча
В.В. Набокова «Приглашение на казнь». Антитоталитаристский пафос романа.
35.
Научно-фантастические
романы А.Н. Толстого.
36.
Произведения
о Великой Отечественной войне.
37.
Отражение
непримиримых противоречий эпохи революции и гражданской войны в романе «Тихий
Дон» М.А. Шолохова.
38.
Аллегория
превращения, роль фантастического в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и
«Собачье сердце».
39.
Роман
"Мастер и Маргарита". Пространство и время в романе. Структура
романа. Осмысление библейской темы.
40.
Ключевые
сцены романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их символика.
41.
Литературный
процесс 1960-70-х гг. становление и
развитие «деревенской прозы». «Чудики» В. Шукшина.
42.
Жанрово-стилевые
искания, обращение к мифам, притчам, образам-символам в произведениях В.
Астафьева («Царь-рыба»), Ч. Айтматова («Плаха»).
43.
Характерные
особенности драматургии 1960-70-х гг. А. Вампилов «Утиная охота».
44.
Проблема
положительного героя в рассказе «Матренин двор» А.И. Солженицына.
45.
Проблема
русского национального характера в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича». Обобщенный образ лагерной жизни.
46.
Процессы
развития отечественной литературы в посттоталитарное время. Сосуществование реализма,
постреализма, модернизма, постмодернизма.
47.
Роман
«Москва-Петушки» Вен. Ерофеева как образец русской постмодернистской
литературы.
48.
Творчество
поэтов-шестидесятников (Андрей Вознесенский, Геннадий Шпаликов, Булат Окуджава,
Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко и другие)
49.
Творчество
Иосифа Бродского.
50. Современная
русская поэзия.
51. Современная
русская проза.