среда, 5 сентября 2018 г.

Тематика практических / семинарских занятий по курсу "История отечественной литературы"



Тематика практических / семинарских занятий по курсу "История отечественной литературы"
3 семестр

Русский фольклор. Славянская мифология. Обрядовый фольклор  (Тема 1)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать, как устроена славянская мифология; определить ценность русского фольклора для классической отечественной литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Представления славян-язычников о земном устроении и мире мертвых.
2.      Языческий пантеон богов. Род (Сварог, Святовит и др.), Даждьбог, Хорс, Ярила, Перун, Велес. Великая матерь (Жива, Живана).
3.      Происхождение мира в славянской мифологии. Служебные духи.
4.      Тотемные животные. Неоязыческие направления в современном мире.
5.    Семейные обряды: рождение, детство, крестины.
6.    Свадебный обряд на Руси.
7.    Календарные обряды. Святки.
8.    Святочный фольклор: колядки, подблюдные песни, загадки.
9.    Масленица (костры, проводы Масленицы, обрядовое чучело, ритуальная еда, роль молодоженов, поминовение усопших). Масленичные песни. Прощеное воскресенье.
                    

Занятие 2.
Русский фольклор. Сказки. Народные легенды и духовные стихи (Тема 2)
Цель занятия: анализ устного народного творчества.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Собиратели сказок.
2.      Типы сказок.
3.      Волшебные сказки. Черты обряда инициации в русских волшебных сказках и морфология волшебной сказки (концепции В.Я. Проппа).
4.      Образы Бабы-Яги, Змея Горыныча, Ивана и др.
5.      Представления древних славян о загробном мире в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
6.      Сказка «Марья Моревна» и былина «Иван Годинович»: интерпретация образов Марьи (Настасьи, Авдотьи), Кощея и Ивана.
7.      История и пути возникновения народных легенд. Классификация легенд и состав сюжетов.
8.      Отражение ранних христианских представлений древнерусского человека в народных легендах, записанных А.Н. Афанасьевым («Чудесная молотьба», «Чудо на мельнице», «Соломон Премудрый», «Егор Храбрый» и др.). Языческие черты народных легенд.
9.      Русская народная вера по духовным стихам (Г.П. Федотов). Алексей человек Божий - святой персонаж русских народных духовных стихов. Образ Богородицы в русских духовных стихах.

Занятие 3.
Русский фольклор. Былины и исторические песни. Малые жанры фольклора (Тема 3)
Цель занятия: определить ценность русского фольклора.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Вопрос о происхождении былин: мифологическая, историческая школы, теория заимствования. Два цикла: Киевский и Новгородский.
2.      Старшее и младшее поколения богатырей. «Святогор и тяга земная». Былина о Вольге. Мифологическая и историческая трактовка былины «Вольга и Микула». Образ Микулы Селяниновича. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Образ князя Владимира в былинах. Различные трактовки былины о гибели богатырей: мифологическая (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, Н.И. Толстой); историческая (Н.П. Дашкевич, А.Н. Веселовский). Стилистические особенности былин (гипербола, эпитет, сравнение).
3.      Определение жанра исторической песни. Сходство с былинами и отличие от них. Песни о татаро-монгольском нашествии. Исторические песни XVI века (об Иване Грозном, о Ермаке). Исторические песни XVII века (о «смутном времени», о Степане Разине). Образ Петра I в исторических песнях. Песни об Отечественной войне 1812 года.
4.      Основные виды малых жанров фольклора. Этапы развития фольклора.
5.      Жанр загадки. Собиратели и сборники. Загадки в славянской народной и книжной культурах. Библейские загадки.
6.      Пословицы и поговорки. Поэтика пословиц. Отличие пословицы от поговорки. История собирания и изучения.
7.      Библия как основной источник русских пословиц и поговорок.
8.      Языческие традиции в закличках. Заклички весенние, заклички про дождь.
9.      Прибаутки и небылицы. Колыбельная песня как заговор-оберег. Отражение жизни, быта и поверий древних народов в малых жанрах фольклора.

Занятие 4.
Древнерусская литература. Переводная литература Древней Руси (Темы 4)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать ценность древнерусской литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Начало славянской письменности.
2.      Кирилл и Мефодий.
3.      Византийские и болгарские  книги на Руси.
4.      Явление «трансплантации».
5.      Основные жанры переводной литературы Древней Руси. Патерики, изборники, апокрифы.
6.      Исторические хроники.
7.      «Александрия»: сюжет, стилистические особенности, причины распространения на Руси.
8.      Естественнонаучные сочинения («Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топогра-фия»).
9.      «Бродячие» сюжеты в древнерусской литературе. «Повесть о Варлааме и Иоасафе». «Хождение Богородицы по мукам».

Занятие 5.
Древнерусская литература. Литература Киевской Руси (Тема 5)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о литературе Киевской Руси.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
2.    Жанры древнерусской литературы.
3.    Летописный жанр. «Повесть временных лет». «Сказание о призвании варягов».
4.    Ораторская проза Киевской Руси. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.
5.    Агиографический жанр. «Сказание о Борисе и Глебе». «
6.    Житие Феодосия Печерского» Нестора.
7.    Древнерусская святость.
8.    Жанр поучения. «Поучение» Владимира Мономаха.
9.    «Хожение» как литературный жанр. «Хожение» Даниила.

Занятие 6.
Древнерусская литература. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая половина XIII в.) (Тема 6)
Цель занятия: определить ценность литературы периода феодальной раздробленности для русской культуры.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Исторический комментарий основных лиц и событий «Слова о полку Игореве».
2.      Жанровые особенности «Слова о полку Игореве».
3.      «Слово о полку Игореве» и книжная традиция Древней Руси. Композиция «Слова о полку Игореве».
4.      «Слово о полку Игореве» в контексте мировой средневековой литературы.
5.      Владимирское летописание.
6.      Новгородское летописание.
7.      «Моление» Даниила Заточника и европейская литературная традиция.
8.      История создания «Киево-Печерского патерика».
9.      Отражение русской жизни, монастырского быта в рассказах о подвижниках Киево-Печерского монастыря.


Занятие 7.
Древнерусская литература. Литература периода монголо-татарского нашествия и борьбы русского народа с завоевателями (вторая половина XIII – XV в.)  (Тема 7)
Цель занятия: анализ древнерусской военной повести.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Жанр древнерусской воинской повести.
2.      Куликовская битва 1380 г. в повестях конца XIV - XV в.
3.      Поэтическое прославление русской победы на Дону в «Задонщине».
4.      Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве.
5.      Литературно-художественная природа «Сказания о Мамаевом побоище».
6.      Художественное своеобразие «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича».
7.      «Повесть о разорении Рязани Батыем».
8.      От битвы на реке Калке к битве на поле Куликовом: путь Руси с точки зрения древнерусского книжника.
9.      Взгляды «евразийцев» и их противников на роль монголо-татар в развитии русской культуры.


Занятие 8.
Древнерусская литература. Литература московского централизованного государства (XVI в.) (Темы 8)
Цель занятий: определить ценность литературы московского централизованного государства.

1.      Публицистика XVI века.
2.      Социально-философские и религиозные воззрения Ивана Пересветова.
3.      Переписка Ивана IV Грозного и Андрея Курбского: от предназначения человека к устройству государства.
4.      «Нестяжатели» и иосифляне: путь русской религиозной мысли.
5.      Концепция «Москва – третий Рим» как итог осознания Русью своей миссии.
6.      Житие биографического типа.
7.      Книжная традиция в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма: христианская символика, ум и разум, «болезнь» Петра.
8.      Сказочная традиция в «Повести о Петре и Февронии Муромских»: сюжет змееборчества и сказка о мудрой деве.
9.      Композиция, художественные особенности и основная концепция «Домостроя». Роль «Домостроя» в русской культуре.


Занятие 9.
Древнерусская литература. Развитие жанров в русской литературе XVII века (Темы 9)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о жанровом разнообразии древнерусской литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Жанровое своеобразие «Повести о Горе-Злочастии».
2.      Традиции жанров «жития», «хожения», «поучения», «притчи», «лирической песни», «духовного стиха» в «Повести».
3.      Человек и судьба в «Повести о Горе-Злочастии»: новый тип конфликта.
4.      «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт первого русского романа. Система образов произведения и принципы его построения. Тема спасения души.
5.      Древнерусский смех: балагурство, скоморошество, юродство.
6.      Демократическая сатира как результат десакрализации книжной культуры Древней Руси.
7.      Пародирование деловых жанров. «Калязинская челобитная». «Повесть о Шемякином суде».
8.      Сатира на судопроизводство и народная сказка. «Повесть о Ерше Ершовиче». «Повесть о Фоме и Ереме».
9.      «Повесть о Фроле Скобееве» и европейская «плутовская» традиция.

Занятие 10.
Литература XVIII века. Литературно-теоретическое наследие В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова (Тема 10)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать значение литературно-теоретическое наследия В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      От древнерусской словесности к литературе XVIII века.
2.      Влияние реформ Петра I на русский язык и литературу.
3.      В.К. Тредиаковский  как теоретик русского классицизма.
4.      М.В. Ломоносов как теоретик русского классицизма.
5.      Реформа стихосложения в русской литературе XVIII века.
6.      Французский и русский классицизм: заимствование и оригинальность.
7.      Место жанра басни в творческой эволюции И.А. Крылова. 
8.      Главные достижения Крылова-баснописца.
      

Занятие 11.
Литература XVIII века. Русская классицистическая драма. Русский сентиментализм (Тема 11)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства русских драматургов XVIII века.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Система жанров в русской классицистической традиции.
2.      Особенности русской драматургии XVIII века.
3.      Драматургическая деятельность Д.И. Фонвизина. Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир» и поэтика классицизма.
4.      Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»: смысл названия, композиция, особенности конфликта. Разрушение идей «Домостроя». Значение творчества Фонвизина в истории русской драматургии.
5.      Драматургическое творчество А.П. Сумарокова.
6.      Поэтика классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
7.      Философская основа сентиментализма. Основные этапы развития русского сентиментализма.
8.      «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как программное произведение русского сентиментализма: изящная словесность, лирический герой, теория прелога. Идеализация действительности в исторической повести «Наталья, боярская дочь».
9.      «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: история создания и публикации книги; обличение самодержавия и крепостничества; проблемы личности и государства, трагического разрыва между дворянами и народом.


Занятие 12.
Русская литература XIX века. Литературное движение 1800-1825 гг. Романтизм в русской литературе (Тема 12)
Цель занятия: определить ценность романтизма и реализма в русской литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Литературная ситуация в первой половине XIX века.
2.      «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Шишковисты и карамзинисты, архаисты и новаторы. Литературные общества и журналы 1810-20-х гг.
3.      Философская и литературная основа русского романтизма. Особенности русского романтизма.
4.      Жизнь и творчество В.А. Жуковского. Сентименталистский период в творчестве Жуковского. Баллады Жуковского. Жуковский-переводчик.
5.      Романтизм Батюшкова. Горацианские, анакреонтические мотивы у Батюшкова. Рассуждения о смысле и назначении поэзии («Прогулка в Академию художеств», «Вечер у Кантемира», «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).
6.      Развитие идей Батюшкова Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым. Романтизм как этап в развитии эстетических взглядов А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова.
7.      Романтические течения первой половины XIX века: лирический романтизм (Жуковский, Батюшков, гражданский романтизм декабристов (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Одоевский), байронический романтизм (Пушкин, Лермонтов, И.И. Козлов), философский романтизм (Веневитинов, Одоевский), народно-исторический романтизм (Загоскин, Лажечников).
8.      Славянофильский романтизм переходного периода между первой и второй половиной (Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков).
9.      Становление реализма в творчестве А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.


Занятие 13.
Русская литература XIX века. А.С. Пушкин и литературная ситуация первой трети XIX века (Темы 13)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать значение творчества А.С. Пушкина в развитии русской литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Жизнь и творчество Пушкина.
2.      Лирика Петербургского периода. «К Чаадаеву», «Вольность».
3.      «Южный период» творчества Пушкина. Романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
4.      История создания романа «Евгений Онегин». Место романа в стихах в творческой эволюции Пушкина. Жанровая природа «Евгения Онегина». Своеобразие поэтической формы (стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста). Проблема положительного героя и принципы его изображения в «Евгении Онегине».
5.      Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.
6.      Драматическое новаторство Пушкина. Трагедия «Борис Годунов».
7.      «Маленькие трагедии». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 
8.      Последние годы Пушкина. «Медный всадник». «Пиковая дама».
9.      Концепция любви и чести в «Капитанской дочке».


Занятие 14.
Русская литература XIX века. Художественный мир Н.В. Гоголя (Тема 14)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о творчестве Н.В. Гоголя.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.      Жизнь и творчество Гоголя.
2.      Романтизм Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Романтическое двоемирие, связь с фольклором, карнавальное начало цикла.
3.      История и современность в прозаическом цикле «Миргород».
4.      Реальное и фантастическое в "Петербургских повестях".
5.      Драматургия Гоголя. «Ревизор» - комедия нового типа.
6.      Творческая история поэмы «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения. Композиция.
7.      Гоголь и Данте.
8.      Духовная проза Гоголя.
9.      «Выбранные места из переписки с друзьями» как завещание Гоголя.


Занятие 15.
Цель занятия: определить ценность творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской литературы.

План занятия: обсуждение журналистских исследований обучающихся по заданным проблемам:
2.      Своеобразие романтизма Лермонтова.
3.      «Смерть поэта».
4.      Поэзия одиночества.
5.      Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». 
6.      Реализм в творчестве Лермонтова.
7.      Роман «Герой нашего времени». Общественно-философская проблематика романа (проблема героя времени; проблема “нашего”).
8.      Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; герой). Полемика о художественном методе произведения.
9.      Влияние Лермонтова на творчество Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова.

4 семестр
Занятие 16.
Фантастический реализм Ф.М. Достоевского (Тема 16)
Цель занятия: анализ авторского мастерства Ф.М. Достоевского.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     Первый роман «Бедные люди». В.Г. Белинский о «Бедных людях». 
2.     Художественное своеобразие повести «Двойник». Поэтика имен в повести.
3.     «Записки из мертвого дома» как книга о каторге. 
4.     Роман «Униженные и оскорбленные», развитие темы «маленьких людей». 
6.     Антинигилистический роман «Бесы». 
7.     Роман «Подросток». Проблема становления молодого человека. 
9.     Идейный смысл и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе». 
10. Психологическая трактовка романов Достоевского. 
11. Достоевский и Фрейд. 
12. Основные темы и идеи «Дневника писателя».

Занятие 17.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого (Тема 17)
Цель занятия: анализ авторского мастерства Л.Н. Толстого.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
2.     «Диалектика души» как художественный метод Толстого.
4.     Социальный и нравственный смысл повести «Казаки».
5.     Мастерство психологического анализа Толстого в романе «Война и мир». 
7.     Публицистические произведения («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?» и др.).
10. Повесть «Отец Сергий» - это «антижитие» или подражание византийско-русской агиографической традиции?
11. Проблематика и художественное своеобразия драматургии толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).
12. Проблема нравственного возрождения человека и общества в романе «Воскресение».
.
Занятие 18.
И.С. Тургенев и русская литература (Тема 18)
Цель занятий: определить ценность творчества И.С. Тургенева для русской литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     Роль В.Г. Белинского в формировании литературно-эстетических взглядов Тургенева.
2.     Влияние «Записок охотника» на русских писателей (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко).
3.     Автобиографичность повести «Первая любовь».
4.     Образ главного героя в повести «Ася».
5.     Основной конфликт в повести «Вешние воды».
6.     Образ «тургеневской девушки».
7.     Своеобразие романа Тургенева «Рудин» (или «Накануне»).
8.     Душевная драма героев романа «Дворянское гнездо».
9.     «Отцы и дети» в русской критике.
10. Роман «Дым»: смысл названия, эпоха в романе, тема любви.
11. Жанровое своеобразие цикла «Стихотворения в прозе».
12. Тургенев как мемуарист, публицист и литературный критик.


Занятие 19.
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина (Тема 19)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
2.       Тема запутанности русской жизни в «Губернских очерках».
3.       Объекты сатиры и сатирические приемы действительности в произведениях Салтыкова-Щедрина.
4.       Гипербола и гротеск как способы изображения действительности в произведениях Салтыкова-Щедрина.
5.       «История одного города» как сатира на образ мысли русского человека.
6.       Опись градоначальников и отношения власти и народа «История одного города».
7.       «Современная идиллия» как пародия чувствительную прозу XVIII века.
8.       Проблема совести и нравственного возрождения человека в рассказах Салтыкова-Щедрина.
9.       Жанрово-композиционные особенности романа «Господа Головлевы».
10.  Современный Иов и библейский Иов в рассказе «Имярек».
11.  М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М. Достоевский: полемика о религиозном сознании.
12.  Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.


Занятие 20
Проза и драматургия А.П. Чехова (Тема 20)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать роль творчества А.П. Чехова в системе мировой литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.            Первые сборники «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887).
2.            Чехов как журналист. Сотрудничество в юмористических журналах.
3.            Художественное своеобразие повести «Степь».
4.            Гражданский пафос книги «Остров Сахалин».
5.            Тема интеллигенции в повестях «Скучная история», «Дуэль», «Палата №6», «Черный монах» и др.
6.            Тема любви в рассказе «Дама с собачкой». 
7.            Трилогия Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
8.            Поэтика Чехова.
9.            Тема искусства и его влияния на человека в пьесе «Чайка».
10.        Проблематика пьес «Дядя Ваня» и «Три сестры».
11.        Мотив обреченности старого мира в пьесе «Вишневый сад».
12.        Мировое значение творчества Чехова.


Занятие 21.
Жизнь и творчество И.А. Бунина (Тема 21)

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.            Увлечение толстовством. Мемуары Бунина о Толстом «Освобождение Толстого».
2.            Поэзия Бунина (сборник «Листопад»).
3.            Тема русской деревни, проблема русского национального характера («Деревня», «Суходол»).
4.            Концепция жизни в прозе Бунина.
5.            Символы и мифологемы рассказа "Господин из Сан-Франциско".
6.            Своеобразие композиции рассказа "Легкое дыхание".
7.            «Окаянные дни»: тема гибели России, осуждение революции и террора.
8.            Темы творчества в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».
9.            Тема любви в цикле "Темные аллеи".
10.        Бунин как критик.
11.        Особенности психологизма бунинской прозы.
12.        Незавершенная книга о Чехове.


Занятие 22.
Творчество А.И. Куприна и М. Горького (Тема 22) (самостоятельно)
Цель занятия: анализ творчества А.И. Куприна и М. Горького.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Куприн как журналист.
2.              Человек и социум в повести А.И. Куприна «Молох».
3.              Идеал «естественного человека» в произведениях А.И. Куприна.
4.              Образ главной героини в повести А.И. Куприна «Олеся».
5.              Этическая проблематика повести А.И. Куприна «Поединок».
7.              Тема России в автобиографическом романе А.И. Куприна «Юнкера».
8.              Проблема русского национального характера в публицистике Горького.
9.              Отношение писателя к Октябрьской революции (книга «Несвоевременные мысли»).
10.          Конфликт «отцов и детей» в романе «Дело Артамоновых» и в пьесе «Васса Железнова».
11.          Проблема формирования личности в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Занятие 23.
Художественный мир Л.Н. Андреева (Тема 23) (самостоятельно)
Цель занятия: определить ценность художественного мира Л.Н. Андреева.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.            Андреев как журналист.
2.            Первые рассказы о жизни городской бедноты.
3.            Тема преображения человека в «пасхальном» рассказе «Баргамот и Гараська».
4.            Влияние философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на творчество Андреева.
5.            Дни ожидания смерти как нравственно-психическое испытание в «Рассказе о семи повешенных»
6.            Андреев как родоначальник русского экспрессионизма.
7.            Тема безумия, проблема веры в повести «Жизнь Василия Фивейского».
9.            Тема предательства в повести «Иуда Искариот».
10.        Новаторство Андреева в драматургии.
12.        Трагизм человеческой жизни в драме «Жизни человека».


Занятие 24.
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм и т. д.)  (Темы 24) (самостоятельно)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать ценность поэзии Серебряного века.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.              Художественное своеобразие лирики, прозы, драматургии, публицистики символистов. Книга Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» как манифест символизма.
2.              Петербург как олицетворение "страшного мира" в поэзии А.А. Блока.
4.              Роман Ф. Сологуба «Мелкий бес».
5.              Кружок «Цех поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.).
6.              Место и роль акмеизма в литературном процессе начала XX века.
7.              Н. Гумилев как основатель акмеизма. Лирический герой в поэзии Гумилева.
10.          Проблемы миропонимания и поэтики русского футуризма.
11.          Варианты теоретического осмысления и практического воплощения зауми (В. Хлебников, А. Крученых и др.).


Занятие 25.
Художественный мир М.А. Булгакова (Тема 25) (самостоятельно)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о творчестве М.А. Булгакова.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Булгаков как публицист.
2.              Прототипы героев романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»
5.              Образ Москвы в пьесе «Иван Васильевич».
6.              Своеобразие рассказов из цикл «Записки юного врача».
7.              Булгаков как биограф (по историческому роману «Жизнь господина де Мольера»).
8.              Изнанка театральной жизни в неоконченном романе «Записки покойника» («Театральный роман»).
9.              Пространство и время в романе "Мастер и Маргарита".
10.          Осмысление библейской темы в романе "Мастер и Маргарита".
12.          Ключевые сцены романа "Мастер и Маргарита"  и их символика.


Занятие 26.
Творчество В.В. Набокова (Тема 26) (самостоятельно)
Цель занятия: определить ценность произведений В.В. Набокова в мировой литературе.

1.              Cложная литературная техника произведений Набокова.
2.              Набоков как космополит.
3.              Русская эмигрантская среда в романе «Машенька».
4.              Модель двоемирия в романе-притче «Приглашение на казнь».
5.              Трагедия гения в романе «Защита Лужина».
6.              Тема творчества в романе «Дар».
7.              Социально-критическое нравоописание в романе «Лолита».
8.              Художественное и документальное в мемуарных романах В. Набокова «Другие берега» и «Память, говори».
9.              Модернистские и постмодернистские принципы в творчестве В.В. Набокова.
10.          Художественное своеобразие повести «Соглядатай».
11.          Набоков как синестетик. Цвет в произведениях Набокова.
12.          Имя собственное в художественном мире В.В. Набокова.


Занятие 27.
Поэзия и проза Б.Л. Пастернака (Тема 27) (самостоятельно)

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Борис Пастернак и футуристы.
2.              Пастернак как переводчик Шекспира.
3.              Пастернак-поэт: философия природы и мироздания.
4.              Переписка Бориса Пастернака с русскими эмигрантами.
5.              Грузинская лирика Пастернака.
6.              История создания и публикации романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
7.              Полемика вокруг романа «Доктор Живаго»: споры о его художественных достоинствах и недостатках.
8.              Концепция истории в романе «Доктор Живаго».
9.              Роль личности в истории в романе «Доктор Живаго»..
11.          Пастернак как лауреат Нобелевской премии по литературе («Не читал, но осуждаю!»).
12.          Стихотворения Пастернака в советском кинематографе («Любить иных — тяжёлый крест…», «Снег идет», «Никого не будет в доме...», «Быть знаменитым некрасиво…» и другие).


Занятие 28.
Тема судьбы и нравственного выбора в произведениях писателей и поэтов о Великой Отечественной войне (Тема 28)
Цель занятия: анализ произведений писателей и поэтов о Великой Отечественной войне.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     «Звезда» Э. Казакевича как начало лирической прозы о войне.
2.     Военная повесть как ведущий жанр “лейтенантской прозы”
3.     Реалии войны и дух войны глазами маленького человека («В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, «Это мы, Господи!» К. Воробьева).
4.     Журналист на войне (по произведениям Константина Симонова)
5.     В. Астафьев «Веселый солдат»: новый взгляд на войну.
6.     Женщина на войне в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
7.     М.А. Шолохов «Судьба человека»: особенности композиции, образ Андрея Соколова.
8.     Публицистика военной поры (корреспондентская работа писателей В.С. Гроссмана, М.А. Шолохова и др.)
9.     Русский рэп и военные песни.
10. Рок-музыка и военные песни.
11. Любовь и война (по произведению Мустая Карима “Помилование”)
12. Традиции и новаторство в современной прозе о Великой Отечественной войне.
13. Тема судьбы в произведениях писателей и поэтов о войне.
14. Нравственный выбор в произведениях писателей и поэтов о войне.
15. Реалистический психологизм в произведениях о Великой Отечественной войне (по произведениям Василя Быкова)

Занятие 29.
Поэзия шестидесятников (Темы 29) (самостоятельно)
Цель занятий: определить ценность поэзии шестидесятников для современников.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Основные особенности периода «Оттепели».
2.              «Физики и лирики» («Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, дело в мировом законе» (Борис Слуцкий)).
3.              Исторический контекст «шестидесятников».
4.              Ощущение времени в поэзии шестидесятников.
5.              Авторская песня (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор и другие)
6.              Гражданская лирика Андрея Вознесенского. Вознесенский и традиции футуризма.
7.              Характеристика творчества Евгений Евтушенко: основные мотивы, эпическая форма, романтический максимализм.
8.              Роберт Рождественский как «концертный» поэт.
9.              Бэлла Ахмадулина как поэт-шестидесятник.
10.          Ассонансы и точные рифмы в поэзии Юнны Мориц.
11.          Роль «шестидесятников» в советской литературе 60-80-х гг.
12.          «Шестидесятники» в кино и театре.


Занятие 30.
Русская литература второй половины XX века (Темы 30) (самостоятельно)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о русской литературе второй половины XX века.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              «Деревенская» проза 50-60-х годов и споры о ней в критике.
2.              Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения народного быта.
3.              «Лагерная тема» в «оттепельной» литературе.
4.              Социально-психологическая драма как ведущий жанр в творчестве драматургов 60-х гг.
5.              Театр как одна из ведущих форм культурной общности людей в эпоху 60-х. гг. (Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос).
7.              Общая характеристика «городской» и «деревенской» литературы послеоттепельного двадцатилетия: тематические и стилистические особенности, герои, основные мотивы.
8.              Трагедия ГУЛАГа в русской прозе 60-70-х гг.
9.              Идеи национально-религиозного возрождения России в творчестве А.И. Солженицына.
10.          Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой»: размышление об этических законах, мифопоэтика, мастерство речевых характеристик героев, смысл кульминационной сцены на кладбище.

Занятие 31.
Творчество И. А. Бродского (Тема 31)
Цель занятия: познакомить обучающихся с творчеством И. А. Бродского.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Бродский как преподаватель («Просто я хочу, чтобы вы полюбили то, что люблю я»).
2.              Иосиф Бродский как эссеист.
3.              Бродский как переводчик.
4.              Интервью с Иосифом Бродским
5.              Иноязычие в творчестве Бродского.
7.              Конец прекрасной эпохи: Стихотворения 1964—1971.
8.              Цикл стихотворений «Часть речи» 1975—1976.
9.              Римские элегии.
10.          Венеция Бродского.
11.          Бродский и рэп-культура.
12.          Бродский как лауреат Нобелевской премии по литературе.

Занятие 32.
Современная русская литература (Тема 32)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства современный русских писателей.

План занятия: обсуждение журналистских исследований обучающихся по заданным проблемам:
1.              Место и роль художественной литературы в современном мире.
2.              Плюрализм как основная эстетическая концепция в современной культуре.
3.              Проблема коммуникации писателя и читателя в современном мире.
4.              Антиутопия Татьяны Толстой «Кысь»: характеристика цивилизации будущего, образ человека будущего, борьба с книгами.
5.              Пародирование стереотипов потребительского общества в романе В. Пелевина «Generation “П”».
6.              Ликвидация личности в книге Владимира Сорокина «Пир»: идеология, масс-медиа, техника, генная инженерия. Основные мотивы современной поэзии. Современная постмодернистская драматургия.
7.              Право на инакомыслие в пьесе Людмилы Петрушевской «Опять двадцать пять».
8.              Образ тоталитарной культуры в пьесе-кабаре Людмилы Петрушевской «Мужская зона».
9.              Монодрамы Евгения Гришковца: от сентиментализма к постмодернизму.