суббота, 1 сентября 2018 г.

Тематика практических / семинарских занятий по курсу "История зарубежной литературы"


3 семестр

История античной литературы. Греческая мифология  (Тема 1)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать, как устроена греческая мифология; определить ценность греческой мифологии в системе мировой литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Миф и его природа.
2.      Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира.
3.      Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.
4.      Синкретизм мифа.
5.      Источники греческой мифологии.
6.      Основные стадии развития мифологического мышления (по теории А.Ф. Лосева).
7.      Происхождение и устройство мира в греческой мифологии.
8.      Образы и функции главных богов греческой мифологии.
9.      Мировое значение мифологии Древней Греции.
                   

Занятие 2.
История античной литературы. Героический и дидактический эпос (Тема 2)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства Гомера и Гесиода.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль.
2.      Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
3.      Время и место создания поэм.
4.      «Гомеровский вопрос».
5.      Композиция и сюжет «Илиады» и «Одиссеи».
6.      Художественные особенности поэм.
7.      Дидактический эпос Гесиода.
8.      Тематика и художественные особенности поэмы «Труды и дни».
9.      Картина происхождения мира и богов в поэме «Теогония».

Занятие 3.
История античной литературы. Греческая лирика. Философская и историческая проза Греции (Тема 3)
Цель занятия: определить ценность греческой лирики и философско-исторической прозы древнегреческих авторов.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Общественно-исторические, художественные истоки лирики.
2.      Древнегреческая мелика. Сольная мелика Алкея. Игровой характер мелики Анакреонта.
3.      Элегия, ее жанровые разновидности (воинственная - Тиртея, нравоучительная - Солона, любовная – Мимнерма).
4.      Ямб и творчество Архилоха.
5.      Мистика природы, красоты, любви в творчестве Сафо.
6.      Пиндар как представитель хоровой лирики. Идейно-художественное своеобразие од Пиндара.
7.      Формирование философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы.
8.      Теория подражания: «мимесис».
9.      Геродот и Фукидид как наиболее яркие представители историографической прозы.

Занятие 4.
История античной литературы. Греческая трагедия. Греческая комедия (Темы 4)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать, как устроен греческий театр; определить ценность греческого театра на искусство последующей драмы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра.
2.      Устройство греческого театра.
3.      Эсхил – «отец трагедии». «Персы» как прославление афинской демократии. Проблема свободы личности в трагедии «Прометей прикованный».
4.      Идейный смысл трилогии «Орестея».
5.      Творчество Софокла - новый этап в развитии трагедии. Столкновение рока и воли человека в трагедии «Царь Эдип». Проблема человека и государства в трагедии «Антигона».
6.      «Интеллектуальная трагедия» Еврипида.  Дегероизация мифологического героя в трагедии «Медея». Тяготение Еврипида к сильным женским характерам. Люди и боги в трагедии «Ипполит».
7.      Влияние Еврипида на искусство последующей драмы.
8.      Формирование комедии. Фольклорные истоки. Структура комедии. Жанровые признаки комедии, природа и функции смеха.
9.      Аристофан – «отец комедии». Вопросы власти и народа, кризиса полиса и его общественных и этических норм в комедии «Всадники». Критика софистической философии в комедии «Облака». Тема назначения искусства в комедии «Лягушки». Проблематика последней комедии Аристофана «Богатство».

Занятие 5.
История античной литературы. Римская литература периода Республики. Римская литература в «век Августа» (Тема 5)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о древнеримской литературе.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.      Становление римского театра.
2.      Театр Плавта. Тема власти денег в комедии «Клад».
3.      Творчество римского комедиографа Теренция. Гуманистическая направленность комедий «Свекровь» и «Братья».
4.      Философская поэма Лукреция «О природе вещей».
5.      Поэзия Катулла. Тема любви в лирике поэта. Вклад Катулла в развитие поэтического языка и метрики.
6.      «Золотой век» римской литературы.
7.      Место Вергилия в римской литературе. Мифологическая основа поэмы «Энеида».
8.      Гораций как теоретик римского классицизма. Эстетические взгляды поэта и их отражение в одах и посланиях. Тема бессмертия поэта и поэзии в оде «К Мельпомене».
9.    Овидий как новое направление в римской литературе в «век Августа». Философский замысел поэмы «Метаморфозы».


Занятие 6.
История античной литературы. Художественная историография Древнего Рима. Послеклассическая римская литература (Тема 6)
Цель занятия: определить ценность древнеримской исторической прозы и место сатирической древнеримской литературы в мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Римская историография на греческом и латинском языках.
2.      Драматизм исторической прозы Саллюстия.
3.      Римская действительность и творческая судьба Сенеки. Трагедии Сенеки и их художественные особенности. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.
4.      Истоки развития сатирической литературы в Риме. Басни.
5.      Роман «Сатирикон» Петрония: сюжет, образы.
6.      Жанр эпиграммы в творчестве сатирика Марциала.
7.      Тематика сатир Ювенала.
8.      Творчество Апулея. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел» как панорама социальной и культурной жизни.
9.      «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.


Занятие 7.
Литература Средневековья и Возрождения. Скандинавская мифология (Тема 7)
Цель занятия: анализ народного мастерства в скандинавской мифологии.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Происхождение и устройство мира в скандинавской мифологии. Отношения между мирами.
2.      Великаны, боги и люди.
3.      Основные источники скандинавской мифологии.
4.      Скандинавская и греческая мифология: общее и различное.
5.      Влияние германо-скандинавской мифологии на немецкое национальное самосознание.
6.      Древнегерманский эпос и его отражение в древненемецкой, скандинавской и англо-саксонской литературе.
7. Кельтский (ирландский) эпос, его основные циклы, проблематика и художественное своеобразие ирландских саг.
8.      Скандинавский эпос и лирическая поэзия «скальдов». «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».
9.      Сканданавские саги, их важнейшие циклы.


Занятие 8.
Литература Средневековья и Возрождения. Эпос раннего Средневековья. Героический эпос зрелого средневековья (Тема 8)
Цель занятий: определить ценность средневекового эпоса в мировой литературе.

1.      Народная поэзия, мифы и предания раннего средневековья.
2.  Идейно-художественное своеобразие ирландских саг. Языческая мифология кельтов и ее отражение в ирландских сагах («Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер»).
3.  Особенности литературного процесса в западноевропейских странах в период зрелого средневековья. Мировосприятие и мировоззрение средневекового человека.
4.      Французский героический эпос.
5.      «Песнь о Роланде»: историческая основа, сюжет, проблематика, образы. «Песнь о Роланде» и «Слово полку Игореве».
6.      Немецкий героический эпос.
7.      Мифологическая, историческая и рыцарская основа «Песни о Нибелунгах».
8.      Патриотический пафос испанского эпоса.
9.      «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Образ Сида.


Занятие 9.
Литература Средневековья и Возрождения. Средневековая рыцарская литература (Тема 9)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о средневековой рыцарской литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Основные направления и формы литературы XII –XIV вв.
2.      Формирование рыцарской культуры.
3.      Куртуазная лирика и роман.
4.      Прованс, поэзия трубадуров. Жанры поэзии трубадуров, трактовка темы любви.
5.      Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Германии.
6.      Бретонские лэ и истоки европейского романа.
7.      «Роман о Тристане и Изольде» в реконструкции Ж. Бедье. Проявление авторского начала в романе.
8.      Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Принципы создания образов рыцарей Круглого стола.
9.      Романы о святом Граале.



Занятие 10.
Литература Средневековья и Возрождения. Предвозрождение. Возрождение в Италии (Тема 10)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать значение литературы эпохи Проторенессанса и Возрождения.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Предвозрождение как переходный период. Французсский Проторенессанс конца XIV- начала XV в. и феномен Франсуа Вийона.
2.      Характеристика флорентийской поэтической школы «сладостного нового стиля.
3.      Данте и Джотто - крупнейшие фигуры итальянской культуры Дученто. «Новая жизнь» Данте как произведение «сладостного нового стиля». Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче.
4.      Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Данте и русская культура.
5.      Проторенессанс в Англии. Жанр новеллы в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера и основные мотивы произведения.
6.      Место эпохи Возрождения в истории Европы. Понятие «Ренессанс». Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения. Гуманизм – идеология Ренессанса.
7.      Итальянское Треченто XIV в. Лирика Ф. Петрарки. «Книга песен» - лирическая исповедь поэта. Развитие жанра сонета.
8.      Новеллистика Дж. Боккаччо и его последователей. Композиция и поэтика «Декамерона». Роль Боккаччо в развитии европейской новеллистики.
9.      Высокое Возрождение и итальянская литература Кватроченто, XV в. Основные эстетические тенденции эпохи. Проблема создания ренессансной эпической формы. Рыцарская поэма в октавах Л. Ариосто «Неистовый Роланд» как крупнейший литературный памятник эпохи.            

Занятие 11.
Литература Средневековья и Возрождения. Возрождение во Франции. Своеобразие «северного» Возрождения (Тема 11)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства классиков эпохи Возрождения.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Французская литература эпохи Возрождения.
2.      Литературоведческие интерпретации романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Система образов, композиция, проблематика и жанровое своеобразие романа. М.М. Бахтин о романе.
3.      Французская литература Высокого и Позднего Возрождения. Поэзия Плеяды.
4.      Деятельность Д. Белле и П. Ронсара по развитию французского литературного языка. Реформа поэтических жанров. Лирика П. Ронсара.
5.      М.Монтень - философ и прозаик. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе.
6.      Особенности культурно-исторического развития Германии и Нидерландов.
7.      Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Развитие античных традиций в «Похвале глупости». Природа смеха в сатире Э. Роттердамского.
8.      Соотношение проблематики гуманизма и вопросов Реформации в Германии начала XVI в.
9.      Мартин Лютер и влияние его перевода Библии на процесс становления немецкого литературного языка.

Занятие 12.
Литература Средневековья и Возрождения. Возрождение в Англии. Испанская литература эпохи Возрождения (Тема 12)
Цель занятия: определить ценность английской и испанской литературы эпохи Возрождения.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Расцвет драматургии на рубеже XVI-XVII вв. и произведения Шекспира.
2.      Устройство английского театра шекспировских времен.
3.      Проблема эволюции поэтического языка и своеобразие жанрового мышления Шекспира. «Шекспировский вопрос». Своеобразие исторических хроник У. Шекспира. Концепция Единой цепи бытия. Жанровые формы лирической и фарсовой комедии в творчестве Шекспира.
4.      Трагедия «Ромео и Джульетта» как переходный этап в становлении поэтического языка драматурга. Конфликт трагедии, характер трагического.
5.      «Гамлет» - наиболее проблемное произведение У. Шекспира - в интерпретациях отечественных и зарубежных литературоведов. Образ Гамлета, проблема мести, трактовка финала. Философское звучание трагедии.
6.      Художественное мастерство У. Шекспира в «Короле Лире». Характер конфликта и его динамика в трагедии «Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Английский сонет и «Сонеты» У. Шекспира.
7.      Особенности развития испанского рыцарского романа.
8.      Плутовской роман, его истоки и жанровые признаки; народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Пародийный аспект романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» и его общее гуманистическое звучание. Дон Кихот как «вечный образ». Статья И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».
9.      Творчество Лопе де Вега и его влияние на европейскую драматургию.


Занятие 13.
Литература XVII-XVIII. Барокко. Классицизм (Темы 13)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать место барокко и классицизма в мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.      Классицизм и барокко в литературе Испании XVII в. Причины господства барокко в испанском искусстве XVII в.
2.      Поэзия барокко: культизм (Луис де Гонгора), консептизм (Франсиско де Кеведо). Особенности испанской национальной драмы.
3.      Творчество Педро Кальдерона - вершина литературы барокко. Концепция жизни человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Черты барокко в английской литературе.
4.      Творчество Дж. Дона. «Метафизическая школа» и «поэзия кавалеров».
5.      Творческий путь Дж. Мильтона. Проблематика и поэтика поэмы «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы.
6.      Классицизм: трагедия и комедия.
7.      Жизнь и творчество Пьера Корнеля. Проблема художественного метода в трагедии «Сид». Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Разрешение общественных и нравственных конфликтов в трагедии «Гораций».
8.      Жизнь и творчество Жана Расина. Психологизм трагедий Расина. Трагедия Расина «Андромаха» как начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра».
9.      Жан-Батист Мольер как великий реформатор комедии. Традиции фарса, комедии масок, литературы вольномыслия в комедиях Мольера. Способы создания образа Тартюфа в комедии «Тартюф». Образы дворян, плебеев в комедиях «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан». «Мизантроп» как образец классицистической «высокой комедии».


Занятие 14.
Литература XVII-XVIII. Просвещение в Англии. Просвещение во Франции (Тема 14)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о литературе Англии и Франции эпохи Просвещения.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.      Своеобразие английского Просвещения. Роман как ведущий жанр английской литературы XVIII в.
2.      Творческий путь Д. Дефо, его роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонада»). «Робинзон Крузо» как квинтэссенция просветительской идеологии.
3.      Дж. Свифт, его творчество. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Гротеск в романе.
4.      Г. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII в. Традиции плутовского романа в творчестве Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша».
5.      Сентиментализм и романы Лоренса Стерна. Роль Стерна в становлении психологического романа XIX в.
6.    Исторические условия развития Просвещения во Франции. Психологический роман аббата Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».
7.    Вольтер, его общественно-литературная деятельность и социальные, политические, философские и эстетические воззрения. Идейно-художественное своеобразие философских повестей «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный».
8.    Деятельность Дени Дидро по созданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Повести «Монахиня», «Племянник Рамо» как произведения просветительского реализма.
9.    Ж.-Ж. Руссо как представитель французского сентиментализма. Проблематика и поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза». Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе.

Занятие 15.
Цель занятия: определить ценность немецкой и итальянской литературы эпохи Просвещения в мировой литературе.

План занятия: обсуждение журналистских исследований обучающихся по заданным проблемам:
1.      Г. Э. Лессинг как основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга («Лаокоон»).
2.      Проблематика и значение драмы Лессинга «Эмилия Галотти».
3.      Литература движения «Бури и натиска». Этапы, течения, эстетика штюрмеров.
4.      Лирика И.В. Гете периода «Бури и натиска». Идейно-художественное своеобразие сентиментально-психологического романа «Страдания юного Вертера». Веймарский классицизм в творчестве Гете.
5.      «Фауст» Гете как художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения. Гете и русская литература.
6.      Эстетические труды Ф. Шиллера. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Тель».
7.      Просвещение в Италии.
8.      Итальянская драматургия XVIII в.
9.      Социально-бытовая комедия Карло Гольдони, фьябы Карло Гоцци.


4 семестр

Занятие 16.
Литература XIX в. Романтизм. Романтизм в Германии. Романтизм в Англии (Тема 16)
Цель занятия: анализ авторского мастерства классиков литературы романтизма Германии и Англии.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:

1.     Эстетическая программа немецкого романтизма.
2.     Творчество Людвига Тика. Новелла-сказка «Белокурый Экберт»: идеи и образы.
3.     Идеальный романтический герой в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».
4.     Художественные и идейные задачи «Книги песен» Генриха Гейне.
5.     «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофмана как специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония.
6.     «Крошка Цахес» Э.Т.А. Гофмана как идея двойственности, гротескности и абсурда. «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана как роман эпохи.
7.     Истоки и предпосылки английского романтизма в творчестве У. Блейка.
8.     П.Б. Шелли: своеобразие лирики.
9.     «Чайльд-Гарольд» Дж. Байрона как новый тип лиро-эпической поэмы.
10. Своеобразие философских драматических поэм Дж. Байрона «Манфред» и «Каин»: символика и аллегоризм.
11. «Дон Жуан» Дж. Байрона как принцип использования «вечного образа», проблематика романа, переосмысление романтических тем и героев.
12. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» и «Айвенго».


Занятие 17.
Литература XIX в. Романтизм. Романтизм во Франции. Романтизм в США (Тема 17)

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Становление жанра романа-исповеди в творчестве Мюссе «Исповедь сына века».
2.              Своеобразие романа Франсуа Рене де Шатобриана «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне».
3.              Психологический и социальный роман Жорж Санд «Индиана».
4.              Тема искусства и творческой личности в романе Жорж Санд «Консуэло».
5.              Предисловие к драме Виктора Гюго «Кромвель» как манифест французского романтизма.
6.              Специфика историзма романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
7.              Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе Виктора Гюго «Отверженные».
8.              Тема «естественного человека» в цикле романов Джеймса Фенимора о Кожаном Чулке.
9.              Поэтическое новаторство Эдгара Аллана По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли» и другие).
10.          Жанровое своеобразие детективных новелл Эдгара Аллана По.
11.          Жанровое своеобразие психологических рассказов Эдгара Аллана По.
12.          Фольклорные образы поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате».


Занятие 18.
Литература XIX в. Реализм. Реализм во Франции (Темы 18)
Цель занятий: определить ценность французского реализма в мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Эволюция человека и общества в романе Стендаля «Красное и черное».
2.              Воспоминания о России в Дневниках Стендаля.
3.              Своеобразие романа Стендаля «Пармская обитель».
4.              Фантастика и натуралистичность в романе  Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». 
5.              Эволюция характера под влиянием обстоятельств в романе Оноре де Бальзака  «Евгения Гранде».
6.              Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в романе Оноре де Бальзака «Утраченных иллюзиях».
7.              Своеобразие флоберовского психологизма в романе «Госпожа Бовари».
8.              Жанровое своеобразие новелл Ги де Мопассана.
9.              Жанровая специфика романа Ги де Мопассана «Милый друг».
10.          Тургеневская традиция во французской литературе и роман Ги де Мопассана «Жизнь».
11.           «Цветы зла» Шарля Бодлера как основа трагического мировоззрения поэта.
12.          Экзотические новеллы Мериме («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»).
13.          Психологические новеллы Мериме («Этрусская ваза» и «Двойная ошибка»).
14.          Роковая любовь в повести Стендаля «Ванина Ванини».
15.          Сущность семейных отношений в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио».


Занятие 19.
Литература XIX в. Реализм. Реализм в Англии. Реалистическая литература США (Темы 19)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о реалистической литературе в Англии и США.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Тенденция «дегероизации» в романе Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия».
2.              Актуальность «Книги снобов» Уильяма Мейкписа Теккерея.
3.              Яркие зарисовки разнообразных мужских и женских характеров в романе Джейн Остин “Гордость и предубеждение”.
4.              Юмор в романе Джейн Остин “Эмма”.
5.              Автобиографический роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
6.              Изображение любви-страсти в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал».
7.              Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса как воплощение основных идей и форм творчества писателя.
8.              Конфликт творческой личности и общества в романе Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд».
9.              Уилки Коллинз как искусный повествователь детективной истории в романе “Женщина в белом”
10.          Автобиографичность романа Джека Лондона «Мартин Иден».
11.          Глубокое проникновение в женскую психологию Теодора Драйзера в романе “Сестра Керри”.
12.          Одиночество человека среди миллионной толпы мегаполиса в сборнике рассказов О.Генри «Четыре миллиона».
13.          Местный колорит в “Калифорнийских рассказах” Френсиса Брета Гарта.
14.          Американский юмор в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
15.          Проблемы социальной несправедливости в произведениях Джека Лондона.
16.          Тема нравственного прозрения в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк».
17.          Особенности анализа внутреннего мира личности в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
18.          Тема  преступления  и  преступников в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист».
19.          Эволюция мировоззрения писателя и ее отражение в романе Чарльза Диккенса «Холодный дом».
20.          Многожанровость романа Чарльза Диккенса “Большие надежды”


Занятие 20
Литература XIX в. Реализм. Натурализм во французской литературе (Тема 20)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать роль натурализма в системе мировой литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» в романе Эмиля Золя «Тереза Ракен».
2.              История семей Ругонов и Маккаров на фоне исторических событий в цикле Эмиля Золя «Ругон-Маккары».
3.              Описание мельчайших деталей быта нового зарождающегося класса профессиональных продавцов в романе Эмиля Золя «Дамское счастье».
4.              Образ Центрального рынка как метафора общественных отношений в романе Эмиля Золя «Чрево Парижа».
5.              Правда жизни в романе Эмиля Золя «Западня».
6.              Грубая манера повествования в романе-нуар Эмиля Золя «Человек-зверь».
7.              Русский след в романе Эмиля Золя «Жерминаль».
8.              Образ Нана как символ блестящей внешности и порочной изнанки Второй империи в романе Эмиля Золя «Нана».
9.              История выживания в условиях социальных катаклизмов в романе Эмиля Золя «Разгром».
10.          Образ художника в романе Эмиля Золя «Творчество».
11.          «Парижские письма» Эмиля Золя в петербургском «Вестнике Европы».
12.          Любовь к деньгам в романе Эмиля Золя «Деньги».
  
           
Занятие 21.
Литература рубежа XIX-XX вв. Неоромантизм (Тема 21)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать роль неоромантизма в системе мировой литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Цикл рассказов «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» Р.Л. Стивенсона как пародия на эстетические кружки и группы "конца  века".
2.              Многожанровость цикла новелл «Алмаз раджи» Р.Л. Стивенсона.
3.              Роман «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона как образец  классического приключенческого романа.
4.              Тема зала в фантастическо-психологической повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
5.              Роман «Белый отряд» как первое серьёзное историческое произведение Артура Конан Дойла.
6.              Сборники рассказов «Подвиги бригадира Жерара» и «Приключения бригадира Жерара» Артура Конан Дойла как стилизация под мемуары.
7.              Детективные рассказы о Шерлоке Холмсе  как классика жанра.
8.              Своеобразие научно-фантастической повести «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
9.              Мир животных как мир людей в произведениях  английского Нобелевского лауреата по литературе Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».
10.          Своеобразие готическо-юмористической волшебной сказки  «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда.
11.          Эстетизм Оскара Уайльда в единственном романе «Портрет Дориана Грея».  
12.          Тайна, относящаяся к прошлому героев в комедиях Оскара Уайльда (на примере одной комедии).
13.          Скандальная одноактная трагедия Оскара Уайльда «Саломе́я» как новая трактовка библейского сюжета.



Занятие 22.
Литература рубежа XIX-XX вв. Тема Первой мировой войны в литературе (Тема 22)
Цель занятия: анализ темы Первой мировой войны в творчестве классиков литературы XX века.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Художественную силу и правду в изображении человека в романе-реке Роже Мартен дю Гара «Семья Тибо».
2.              Антивоенные взгляды французского Нобелевского лауреата по литературе Ромен Роллана в произведениях времён Первой мировой войны и после неё («Лилюли», «Пьер и Люс», «Клерамбо» и др.).
3.              Экспрессионистский сборник новелл пацифистского направления  Леонхарда Франка «Человек добр».
4.              Пацифизм в цикле романов Арнольда Цвейга «Большая война белых людей».
5.              Новаторский характер поэзии Гийома Аполлинера.
6.              Отражение событий первой мировой войны в романе Анри Барбюса «Огонь»
7.              Реквием по целому поколению в романе американского лауреата Нобелевской премии по литературе Эрнеста Хемингуэя “Фиеста” (“И восходит солнце”)
8.              Описание страшных будней войны в романе Э. М. Ремарка "На западном фронте без перемен".
9.              Тема «потерянного поколения» в романе Ричарда Олдингтона «Смерть героя».
10.          Тема зыбкости человеческого счастья в романе "Прощай, оружие!".
11.          Социальная сатира в романе Карела Чапека «Война с саламандрами»
12.          «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека как трагический роман о бессмысленности бытия.
13.          Уильям Фолкнер как представитель потерянного поколения в романе “Солдатская награда”.


Занятие 23.
Литература рубежа XIX-XX вв. Модернизм (Тема 23)
Цель занятия: определить ценность творчества писателей-модернистов в современной мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              «Поток сознания» и воплощение его в романе Джеймса Джойса «Улисс».
2.              Словотворчество, мифологизм и комизм в экспериментальном романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану».
3.              Особенности повествовательной манеры в цикле романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
4.              Своеобразие романа Марселя Пруста “Под сенью девушек в цвету”.
5.              Тема любви в романе Марселя Пруста “Пленница”.
6.              Лейтмотивная система в романе Марселя Пруста “Беглянка”.
7.              Сочетание модернистской и экспрессионистской поэтики в романе Франца Кафки “Процесс”.
8.              Варианты интерпретации романа Франца Кафки "Замок".
9.              Трагедия одиночества в повести Франца Кафки "Превращение".
11.          Жизнь как трагический  и  непостижимый хаос в романе Уильяма Фолкнера "Святилище".
12.          Американская  действительность  в общественно-осмысленной форме в трилогии Уильяма Фолкнера ("Деревушка", "Город", "Особняк").



Занятие 24.
Литература рубежа XIX-XX вв. Драматургия рубежа XIX-XX вв.  (Темы 24)
Цель занятия: помочь обучающимся осознать ценность новой драмы для мировой драматургии.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.              Мещанская идиллия в пьесе Генрика Юхана Ибсена «Кукольный дом».
2.              «Новый Гамлет» в драме Генрика Юхана Ибсена «Дикая утка».
3.              Антиромантическая направленность в пьесе норвежского драматурга Генрика Юхана Ибсена "Пер Гюнт".
4.              Критика чопорной пуританской морали в пьесе Бернарда Шоу «Профессия миссис Уоррен».
5.              Драма-дискуссия «Дом, где разбиваются сердца» ирландского Нобелевского лауреата по литературе Бернарда Шоу как «Фантазия в русском стиле на английские темы».
6.              Живые характеры в пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра».
7.              Глубокие и острые социальные проблемы в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».
8.              Мир мещанства как мир “крыс” в трагикомедии немецкого Нобелевского лауреата по литературе Герхарта Гауптмана “Крысы”.
9.              Натурализм в пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрёкен Юлия».
10.          Символизм в драме бельгийского Нобелевского лауреата по литературе Мориса Метерлинка "Слепые".
11.          Нерв человеческих отношений в драме американского Нобелевского лауреата по литературе Юджина О’Нила «Долгое путешествие в ночь (полночь)» («Долгий день уходит в ночь»).
12.          Столкновение вульгарной действительности и идеалистического придуманного мира в пьесе американского лауреата Пулитцеровской премии Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”».


Занятие 25.
Литература XX века. Театр абсурда. Эпический театр (Тема 25)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о театре абсурда и эпическом театре.

План занятия: обсуждение написанных обучающимися эссе по заданным проблемам:
1.              Парадокс закономерности в абсурдистской трагикомедии чешско-британского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
2.              Бессмысленное общение героев как изображение коммуникативных проблем человека в пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско «Лысая певица».
3.              Особенности повествовательной техники  в пьесе ирландского лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
4.              Пьеса немецкого драматурга Бертольта Брехта “Мамаша Кураж и её дети” как яркое воплощение теории «эпического театра».
5.              „Дно“ современного Лондона в пьесе Бертольта Брехта “Трехгрошовая опера”.
6.              Пьеса Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» как способ борьбы с фашизмом.
7.              Политические аллюзии в сатирической пьесе Бертольта Брехта «Турандот, или Конгресс обелителей».
8.              «Хитрость разума»  в пьесе Бертольта Брехта «Жизни Галилея».
9.              Иллюзорность происходящего и абсурдность отношений между людьми в пьесе французского драматурга Жана Жене «Служанки».
10.          Парадоксальность и пластичность человеческого существования в пьесе Жана Жене «Высокий надзор».
11.          Непредсказуемость и нетипичность диалогов и событий в пьесах английского лауреата Нобелевской премии по литературе Гарольда Пинтера («Вечерняя школа», «День рождения», «Кухонный лифт» и др. // http://www.theatre-library.ru/authors/p/pinter)
12.          «Трагическая комедия» швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы».


Занятие 26.
Литература XX века. Экзистенциализм (Тема 26)
Цель занятия: определить ценность философии экзистенциализма в мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Экзистенциализм как литературное направление и его влияние на кинематограф (Антониони, Феллини и др.).
2.              Тема абсурда в философском эссе французского лауреата Нобелевской премии Альбера Камю "Миф о Сизифе".
3.              Поиск смысла в бессмысленном мире в романе Альбера Камю "Чума".
4.              Повесть Альбера Камю «Посторонний» как краткий вариант «Преступления и наказания» Достоевского.
5.              Метафизическое и историческое развитие бунта в  эссе Альбера Камю «Бунтующий человек».
6.              Тема бессмысленности человеческого существования в повести Альбера Камю «Падение».
7.              Неоконченный автобиографический роман французского писателя и философа Альбера Камю «Первый человек».
8.              Тошнота как бьющая в глаза очевидность в романе французского лауреата Нобелевской премии по литературе Жан-Поль Сартра "Тошнота".
9.              Тема любви к книгам  в  автобиографической повести французского писателя и философа Жана-Поля Сартра «Слова».
10.          Тема абсолютной свободы в романе Жан-Поля Сартра «Возраст зрелости».
11.          Древний героический образ Ореста для анализа современных проблем существования в философской драме Жан-Поль Сартра «Мухи».
12.          Одноактная пьеса Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями» как иллюстрация тезиса «Ад — это другие».


Занятие 27.
Литература XX века. «Новый роман»  (Тема 27)
Цель занятия: анализ результатов литературной революции представителей «нового романа» в литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     Роман французской писательницы Натали Саррот «Портрет неизвестного» как поиск новых средств отражения «закоулков души» человека.
2.     Психологические зарисовки в сборнике Натали Саррот «Тропизмы».
3.     Роман Натали Саррот «Золотые плоды» как комментарий к выдуманному роману.
4.     Тема искусства и феномен формирования общественного мнения в романе Натали Саррот «Вы слышите их?»
5.     Слово и множественность его интерпретаций воспринимающим субъектом в сборнике новелл «Дар речи» («Дар слова»).
6.     Текст как процесс, текст как эксперимент, текст как лабиринт в романе Алена Роб-Грийе «В лабиринте».
7.     Роман Алена Роб-Грийе «Ластики» как пародия на классический детектив.
8.     Роман французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» как вызов принятым условностям и ханжескому лицемерию.
9.     Интеллектуальный и эгоцентрический блеск в романе Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде».
10. История неразделённой любви в романе Франсуазы Саган «Сигнал к капитуляции»
11. Тема любви, грусти и меланхолии в романе Франсуазы Саган «Волшебные облака».
12. «Психологические качели» героини романа Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?»


Занятие 28
Литература XX века. «Интеллектуальный роман» (Тема 28)
Цель занятий: определить «интеллектуального романа» в мировой литературе.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     Роман немецко-швейцарского лауреата Нобелевской премии по литературе Германа Гессе «Степной волк» как психоаналитическое исследование человеческой души.
2.     Кульминация комбинации музыки и математики в философско-сюрреалистическом романе Германа Гессе «Игра в бисер».
3.     Столкновение рационального и эмоционального путей в понимании мира в философском романе Германа Гессе «Нарцисс и Златоуст».
4.     Страна Востока как символ познания души, жизненной цели в романе Германа Гессе «Паломничество в страну Востока».
5.     Обращение к мифологическому в романе-тетралогии «Иосиф и его братья» немецкого лауреата Нобелевской премии по литературе Томаса Манна, задуманной как «поэма о человечестве».
6.     Тема искусства и художника, его ответственности за духовное здоровье нации в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».
7.     Панорама идейной жизни европейского общества в канун мировой войны в философском романе Томаса Манна «Волшебная гора».
8.     Антисемейный роман Томаса Манна «Будденброки. История гибели одного семейства» как гротеск и трагедия одновременно.
9.     Образ автора в романе австрийского писателя Роберта Музиля «Человек без свойств».
10. Чувственность и духовность в рассказе Германа Гессе «Последнее лето Клингзора».
11. «Молодые годы короля Генриха IV» немецкого писателя Генриха Манна как лучший историко-психологический роман за всю историю существования жанра.


Занятие 29.
Литература XX века. Постмодернизм в литературе (Тема 29)

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.     Вавилон как всеобщность в эссе-фикции аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека».
1.     Эффект реальности происходившего в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок».
2.     Феномен памяти и парадоксальная реальность в рассказе Хорхе Луиса Борхеса  «Фунес, чудо памяти» («Фунес Памятливый»).
3.     Философско-детективный роман итальянского писателя Умберто Эко «Имя розы» как воплощение теоретических идей писателя на практике о постмодернизме в литературе.
4.     Пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллектуального сознания в романе Умберто Эко «Маятник Фуко».
5.     Своеобразная читательская биография в рассказе Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны».
6.     Вопросы о жизни, о смерти и о любви в романе Умберто Эко «Остров накануне».
7.     Реальный и мифический христианский мир в романе Умберто Эко «Баудолино».
8.     Постмодернистский роман английского писателя Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта» как игра с читателем.
9.     Теория психоанализа в романе Джона Фаулза «Коллекционер».
10. Выбор между экзистенциальной свободой и конформизмом в сборнике повестей Джона Фаулза «Башня из чёрного дерева»
11. Исторические и культурные аллюзии в романе Джона Фаулза «Волхв».
12.  Абсурд как абсолют в романе немецкого прозаика Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы».


Занятие 30.
Литература XX века. Антиутопия (Тема 30)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся об антиутопии.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Аллюзии и преодоление "научной эйфории" XX века в сатирическом романе-антиутопии английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
2.              Тема сожжения книг в научно-фантастическом романе-антиутопии американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
3.              Черты тоталитарного режима в антиутопическом романе британского писателя Джорджа  Оруэлла «1984».
4.              Перерождение революционных принципов и программ в сатирической повести-притче Джорджа  Оруэлла «Скотный двор» как аллегория на Октябрьский переворот 1917 года в России.
5.              Аллегорический и антиутопический роман-притча английского лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как исследование моральной деградации человечества.
6.              Социальный подтекст в современном романе-антиутопии американского писателя Стивена Кинга «Бегущий человек».
7.              Мир, в котором запрещена любовь в антиутопическом романе Лорена Оливера «Делирум».
8.              Трагедия человека  в бесчеловечном мире в сатирическом романе-антиутопии Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин».
9.              Революция, пожирающая своих создателей в романе-антиутопии английского писателя Артура Кёстлера «Слепящая тьма».
10.          Инструмент, играющий сам, как метафора общества романе-антиутопии американского писателя-сатирика Курта Воннегута «Механическое пианино».
11.          Ответственность учёных за свои изобретения, проблемы мировой экологической обстановки в антиутопическом романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки».
12.          Значимость талантливых творцов-одиночек в романе-антиутопии американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».


Занятие 31.
Литература XX века. Латиноамериканская литература (Тема 31)
Цель занятия: познакомить обучающихся с латиноамериканской литературой.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Философия чудесного в повседневном в историческом романе кубинского писателя Алехо Карпентьера «Царство земное».
2.              Афрокубинские компоненты культуры острова в книге Алехо Карпентьера «Музыка Кубы».
3.              Роман Алехо Карпентьера «Превратности метода» как портрет латиноамериканского диктатора.
4.              Одиночество как причина гибели мира в романе колумбийского лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
5.              Жестокая реальность в повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет».
6.              Фантасмагория и абсурд в романе-гротеске Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха».
7.              Пристальность и беспощадная правдивость в романе бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка».
8.              Исследование смешение культур и расизма в Бразилии в романе Жоржи Амаду «Лавка чудес».
9.              Сложные взаимоотношения с окружающим миром в экспериментальном романе аргентинского писателя Хулио Кортасара «Игра в классики».
10.          Современные проблемы человечества в антиромане аргентинского писателя Хулио Кортасара «62. Модель для сборки».
11.          Психология иррационального в человеческом поведении в романе перуанского лауреата Нобелевской премии по литературе Марио Варгаса Льоса «Война конца света».
12.          Тема протеста одиночки в романе Марио Варгаса Льоса «Город и псы».


Занятие 32.
Литература XX века. Японская литература (Тема 32)
Цель занятия: анализ авторского стилистического мастерства классиков японской литературы.

План занятия: обсуждение следующих вопросов:
1.              Проблема непонимания и одиночества в романе японского писателя Юкио Мисимы «Запретные цветы».
2.              Эпатажные описания внутреннего мира личности в маске “нормальности” в автобиографическом романе Юкио Мисимы «Исповедь маски».
3.              Попытка обосновать возможность жизни без Прекрасного в романе Юкио Мисимы «Золотой храм».
4.              Мрачные и солнечные сцены в романе Юкио Мисимы «Жажда любви».
5.              Противостояние старых традиций и современного прагматизма в историческом романе японского лауреата Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата «Мейдзин» («Мастер игры в го»).
6.              Поиск человеком собственной идентичности в современном мире в романе японского писателя Кобо Абэ «Чужое лицо».
7.              Басенка о луковке в романе Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы” и притча “Паутинка” японского писателя Акутагавы Рюноскэ как переплетение смыслов.
8.              Сборник эссе японского лауреата Нобелевской премии по литературе Кэндзабуро Оэ «Хиросимские записки» образец нравственности выживших.
9.              Метод гротескного реализма в романе Кэндзабуро Оэ «Объяли меня воды до души моей».
10.          Критическое отображение окружающей реальности в романе японского писателя Рю Мураками «Все оттенки голубого».
11.          Мистика и фантастика в духе постмодерна в романе японского писателя Харуки Мураками «Охота на овец».
13.          Интроспекция и самоанализ в романе Харуки Мураками «Норвежский лес».
14.          Монолог-воспоминание на фоне угасания традиций в романе британского лауреата Нобелевской премии по литературе 2017 года Кадзуо Исигуро «Остаток дня».
15.          Роман-антиутопия Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» как иллюстрация иллюстрацию итогов пассивности перед лицом социального неравенства.