понедельник, 2 января 2012 г.

2. Pre-Christian Slavic Culture - Дохристианская культура славян


По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славян начинается в первом тысячелетии до н. э., когда славянские племена Среднего Поднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского героического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н. э.) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах.



Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности.
В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «ворота народов» — открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов.



Период с VIII по конец XVII века — самый беспокойный в истории нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным набегам. «Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. На роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы (греки, иранские племена сарматов и аланов, германские племена готов, монгольские орды гуннов, монгольское племя аваров азиатские орды — угров (венгров), болгар и хазар), но только древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших государств. На его основе сформировался особый цивилизационный тип — евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор.
О культуре славян того периода нам известно очень мало. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни. Несколько поселков объединилясь в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.




Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие:
  • Дождь-бог (у других племен — Хоре) был богом солнца;
  • Перун — бог грома и молнии;
  • Стрибог был богом ветра;
  • Волос или Белее был покровителем скотоводства;
  • небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба);
  • Mать-земля тоже почиталась как некое божество.
Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения.
У славян, как и у древних инков и ирокезов, древних китайцев, существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь.
  • Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял руcскому человеку горы и замки. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа.
  • Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Но по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России.
  • Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.
In the opinion of the majority of historians, the geographic origin of the Slavs during the rise of the Bronze Age (middle of the second millennium B.C.) was Central and Eastern Europe. The history of Eastern Slavs and of the Russian ethnos as am independent Slavic branch begins in the first millennium B.C., when Slavic tribes living along the Dnieper river fight for their independence, build first fortresses, for the first time encounter the hostile steppe Cimmerian cavalry, and come out of these battles with honor. Scientists believe that the original forms of the Slavic heroic epos appeared at this time. By the time the Scythians came to the Southern Russian steppes (VII century B.C.) the Slavs had already gone through a long historical journey, reflected in archeological materials, as well as in myths.
Fifteen hundred years prior to Kiev Russia, the social system of the middle-Dnieper Slavs was on the verge of statehood.
At the end of the V – middle of the VI century, there started a great Slavic movement South, beyond the Danube, to the Balkan Peninsula, when the Slavic retinues conquered and inhabited almost a half of the Byzantine Empire. This grandiose Slavic movement changed the entire ethnic and political map of Europe in the early middle ages. The territory settled by the Slavs was the so-called “gate of the peoples”, an open expanse between the Ural Mountains and the Caspian Sea, through which waves of nomadic peoples constantly poured into the Southern Russian steppes.



The period from the VIII to the end of the X century is the most unstable one in Russian history. At this time, Russian lands suffered from devastating invasions. The “gate of the peoples”, the Southern Russian steppe, attracted many. Various peoples (Greeks, Iranian Sarmatian and Alanian tribes, German Goth tribes, Mongolian Hun hordes, Mongolian Avar tribes, and many others) attempted to rule the Great Russian steppe. However, only the ancient Russians managed to not only repel numerous invasions of stronger enemies, but to also build one of the most powerful states that has ever existed. This state was a foundation for a unique type of civilization, the Eurasian type, whose essence, peculiarities, and meaning are being discussed by specialists even to this day.
We know little about the Slavic culture of that period. Before the formation of a state, Slavic life was organized according to patriarchal or tribal laws. All questions in the commune were governed by a council of elders. The typical form of Slavic settlements was small villages. Several such villages would join into unions of “Russian Truth”. Religious beliefs of the Ancient Slavs consisted of worship for the natural phenomena on the one hand and a cult of the ancestors, on the other. They had neither temples nor priests, although there were soothsayers and sorcerers, who were respected as servants of Gods and as interpreters of their will.



The main pagan Gods of the Slavic Olympus were the following:
  • Rain-God (in other tribes, Khore) was the God of the Sun;
  • Péroun – the God of thunder and lightning;
  • Stribog – the God of wind;
  • The sky was sometimes called Svarog (and hence Rain-God was “Svarozhich”, i.e., son of the sky);
  • Mother-Earth was also worshipped as a certain deity.
The nature was seen as animated or occupied by a lot of small spirits: in the woods there lived wood-goblins, in the rivers – water-sprites. The souls of the dead were considered to be mermaids, dangerous to the careless person. Places of pagan cult in Russia were sanctuaries (heathen temples) where prayers and sacrifices took place.
Slavs, as well as the ancient Inca, Iroquese, and Chinese, had an original writing system, the so-called knot writing. Its signs were not written. Instead, they were transferred by means of knot, tied on strings, which were rolled up in books - tangles.
Three factors, the wood, the river and the steppe, played a defining role in the Slavs’ lives.
  • The wood was used in construction and served as fuel, provided Slavs with material for the everyday life, furniture, utensils, and the weaving of bast shoes. In the woods, the basic types of economy, ancient crafts, were concentrated. Ancient Russians smoked pitch, drove tar, and were engaged in hunting and bee-keeping. The wood served as the most reliable refuge from the enemies. To the Russian people, it replaced mountain and castles. Wood motives are absorbed in the folklore, religion and morals of the Russian people.
  • The historical value of the Russian rivers was not limited to their role as transportation arteries, though rivers were used for colonization, as well as, trade with other countries. In addition, cities, towns, villages, and fishing and hunting huts were built along the rivers’ banks. The rivers fed the Slavs with their stock and were praised in songs. Mother Volga became a symbol of Russia.
  • The third element of the Russian nature, the steppe, was wide, spacious and stately. For many centuries, it was not only a symbol of freedom (run-away peasants hid there), but also an eternal threat, a source of invasion and destruction.




____________________________________________________________________________________________

  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий