понедельник, 2 января 2012 г.

6. Eurasianism (concept) - Евразийство


Н.К.Рерих
Мадонна Защитница


Евразийство – это идейно-политическое и философское течение русской эмиграции 1920—1930-х годов, отстаивающее идею самобытности России и создавшее концепцию русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Основные представители:
  • князь Николай Сергеевич Трубецкой (189O—1938) — филолог и культуролог, основатель (совместно с Р.О. Якобсоном) Пражкого лингвистичекого кружка;
  • Петр Петрович Сувчинский (1892—1985)— искусствовед, музыковед, литтературный и музыкальный критик;
  • Георгий Васильевич Флоровский (1893—1979)— религиозный философ, историк культуры, богослов;
  • Георгий Владимирович Вернадский (1886—1967) - сын известного академика, историк и геополитик;
  • П. Н. Савицкий — географ, экономист;
  • Н. Н. Алексеев — правовед и политолог, историк обществ, мысли;
  • В. Н. Ильин — историк культуры, литературовед и богослов;
  • Л. П. Карсавин — религиозный философ и историк и др.
Впервые концепция Евразийства была сформулирована в книге Трубецкого «Европа и Человечество» (1920).
Евразийство возникло в самом начале становления культуры русского зарубежья (1920-е годы) как форма самосознания русской эмиграции первой волны. Евразийство ставило своей целью объяснить причины и природу постигшей Россию после революции 1917 г. культурной и политической катастрофы.
Октябрьской революция предстает в учении Евразийства как суд над петербургским периодом русской истории, как грозное предупреждение всемирной истории.
Евразийство полемизировало с западничеством и славянофильством по вопросам содержания «русской идеи», характера и путей развития России. Россия представлялась особым типом цивилизации, отличным как от Запада, так и oт Востока.
Своим названием евразийского этот тип цивилизации во многим обязан В. И. Ламанскому, который впервые выдвинул гипотезу о существовании наряду с Европой и Азией особого материка, их соединяющего — континентальной Евразии, к которой принадлежит Россия.
Одним из предшественников Евразийства является и Вл. Соловьев, который мыслил Россию в качестве медиативного фактора мировой истории, снимающего в себе противоположность и Запада и Востока. Отвергая крайности культуры Востока и Запада, а именно деспотизм первого и индивидуализм второго, он полагал, что Россия выступит в качестве «третьей силы» всемирно-исторического развития, а русская культура сможет совместить соборный коллективизм и аскетическую самоотверженность Востока с творческой свободой европеизированной личности. Картина мировой культуры, с точки зрения Евразийства, плюралистична: миры национальных культур несводимы друг к другу и существуют параллельно.
Таким образом, в качестве сторонников российской идеи евразийцы интересны прежде всего тем, что они ставили благо евразийской многонациональной общности превыше любых внутриполитических, в том числе и межнациональных, распрей.
Eurasianism is an idea-political and philosophical thought flow of Russian emigration of the 1920s-1930s, which defended the idea of the originality of Russia and created the concept of Russian culture as a non-European phenomenon, which possesses a unique combination of Western and Eastern features, and therefore, simultaneously belongs to the West and to the East, while at the same time is not a part of either one.
Main representatives:
  • Prince Nikolai Sergeyevich Trubetskoy (1890-1938) - philologist and anthropologist, founder (together with R. O. Jacobson) of the Prague linguistic society;
  • Petr Petrovich Suvchinskiy (1892-1985) - art critic, musicologist, literary and music critic;
  • Georgiy Vasilyevich Florovskiy (1893-1979) - religious philosopher, historian of culture, theologian;
  • Georgiy Vladimirovich Vernadskiy (1886-1967) - son of the well-known academician, historian and geo-politician;
  • P. N. Savitskiy - geographer, economist;
  • N. N. Alekseyev - jurist and political scientist, historian of society and thought;
  • V. N. Ilin - historian of culture, literary critic and theologian;
  • L. P. Karsavin - religious philosopher and historian.
For the first time the concept of Eurasianism was formulated in Trubetskoy’s book “Europe and Humanity” (1920).
Eurasianism arose at the very beginning the formation of the Russian overseas culture (1920s) as a form of self-consciousness of the first wave of Russian emigration. Eurasianism aimed at explaining the reasons and the nature of the cultural and political catastrophe that took place in Russia following the 1917 coup.
In the Eurasianist school of thought, the October 1917 coup is perceived as a trial of the Petersburg period of Russian history and as a terrible warning to the world history.
Eurasianism entered into polemics with both Occidentalism and the Slavophile movement along the questions of the “Russian idea” content, the nature and the ways of Russia’s development. Russia was perceived as a special type of civilization, differing from both the West and the East.
To a large degree, this type of civilization owes its name, Eurasian, to V. I. Lamanskiy, who for the first time advanced hypothesis about the existence, along with Europe and Asia, of a special continent, connecting them - continental Eurasia, which includes Russia.
One of the predecessors of Eurasianism is also V. Solovyev, who thought of Russia as a mediating factor of the world history, that contains in itself opposites of the West and of the East. Rejecting the extremes of Eastern and Western cultures, namely, despotism of the former and individualism of the latter, he believed that Russia would come out as a “third force” in the universal-historical development, while Russian culture would combine council collectivism and ascetic selflessness of the East with creative freedom of a Europeanized personality. The picture of the world culture, from the Eurasianist view-point, is pluralistic: the various national cultures cannot be reduced to one another and exist in parallel.
Thus, as supporters of the Russian idea, Eurasianists are interesting, first of all, because they placed the benefit of the Eurasian multi-national commonality above any political, including international, conflicts.



_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий