пятница, 7 сентября 2012 г.

Русская музыка - Russian Music



Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов XVIIIXX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.
Russia is a large and extremely culturally diverse country, with dozens of ethnic groups, each with their own forms of music. During the period of Soviet domination, music was highly scrutinized and kept within certain boundaries of content and innovation. After the fall of the USSR, western-style rock and pop music became the most popular musical forms in Russia. Some native artists broke through.


Периодизация русской музыки
Periodization of Russian Music
I. Эпоха Средневековья:
·         до монголо-татарского нашествия (11-13 вв.),
·         московский период (14 — начало 17 вв.),
·         эпоха перелома (от воцарения династии Романовых в 1613 по царствование Петра I, начало 18 в.).
II. 18 век:
·         послепетровский период, отмеченный наиболее сильным иноземным влиянием,
·         екатерининский период (последняя треть века), когда начинают появляться признаки национальной музыкальной школы.
III. Первая четверть 19 века - эпоха раннего романтизма («до-глинкинская» или «предклассическая» эпоха).
IV. Классический период русской музыки появлением опер М.И. Глинки (конец 1830-х — 1840-е годы); расцвет в 1860-1880-е годы).
V. Середина 1890-х годов и до второй половины 1920-х годов - новый этап, отмеченный сначала развитием — на фоне классических традиций — стиля «модерн», а потом иных новых направлений, «футуризм», «конструктивизм» и т.д. 
VI. Советский период:
·         довоенный,
·         послевоенный.
VII. Современный период русского музыкального искусства (с конца 1980-х годов).
I. The Middle Ages epoch: 
  • Before the Mongol-Tatar invasion (11th - 13th  centuries),
  • Moscow period (14th - early 17th centuries),
  • The major shift epoch (from the accession of the Romanov dynasty in 1613 to the reign of Peter I, early 18th century).
II. 18th century:
  • Post-Peter period, marked by the strongest foreign influence,
  • Ekaterina period (the last third of the century), when signs of national musical school begin to appear.
III. First quarter of the 19th century – the epoch of early romanticism (“pre-Glinka” or “pre-classical” epoch).
IV. The classical period of Russian music (with the advent of operas by M. I. Glinka (late 1830s – 1840s); bloom in 1860s - 1880s).
V. From mid-1890s to the second half of 1920s - a new stage, marked first by development, against the background of classical traditions, of the “modern” style. Then, other new directions developed, such as “futurism”, “constructivism”, etc.
VI. Soviet period:
  • Pre-war,
  • Post-war.
VII. Contemporary period of Russian musical art (starting in the late 1980s).


От истоков до XVII века
From the roots to the XVII century
Единственной формой отечественного профессионального музыкального искусства до конца 17 века являлось церковное пение. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии весьма разветвленную и утонченную систему храмового пения.
В 16 веке в Москве были основаны образцовые хоры — государевых и патриарших певчих дьяков. В это время возникает и совершенно самобытное русское церковное многоголосие.
В 17 веке появляются и светские хоровые канты — исторические, военные, любовные, шуточные.
Church singing was the only form of domestic professional musical art to the end of the 17th century. Along with Christianity, the Russians adopted from Byzantium a rather branched and sophisticated system of temple singing. 
In the 16th century in Moscow, exemplary choirs were established – those of state and patriarch singing deacons. At the same time there appeared a completely original Russian church polyphony. 
In the 17th century there also appeared secular choral edgings - historical, military, romantic, comic.


XVIII век
XVIII century
Русское искусство 18 века, эпохи после реформ Петра I, в значительной мере порывает с прошлым и во многом строится заново.
Главное место в культуре образованных слоев общества занимает теперь искусство светское, связанное с западноевропейской системой жанров, музицированием не только вокальным, но и инструментальным.
Большое влияние оказывают музыканты-иностранцы, работавшие при петербургском императорском дворе. 
В 1730-е годы были созданы придворная итальянская, а потом и французская оперные труппы, придворный оркестр. В спектаклях принимала участие и Придворная певческая капелла, преобразованная из средневекового Хора государевых певчих дьяков.
Во второй половине 18 века в России действовало несколько крепостных театров, появились первые публичные театры в Москве и Петербурге. Наиболее популярным жанром эпохи была опера — как зарубежная, так и русская.  С 1770 года начинают устраиваться публичные концерты.
The Russian art of the 18th century, the epoch post reforms of Peter I, to a considerable extent breaks away from the past and is built anew. 
The main place in the culture of the educated layers of society is now occupied by the secular art, connected with the Western European system of genres, by music that is not only vocal, but also instrumental. 
Foreign musicians, working at the Petersburg emperor court, have a great influence. 
Court Italian, and then French opera companies were created in the 1730s, along with the court orchestra. The court vocal choir, transformed from the medieval choir of patriarch singing deacons, participated in the plays as well.
In the second half of the 18th century in Russia there were several serf theaters. Also, there appeared first public theaters in Moscow and Petersburg. The most popular genre of the epoch was opera, foreign as well as Russian. Starting in 1770, public concerts begin to be arranged.


XIX век
Предклассическая эпоха русской музыки, первая треть 19 века, характеризуется совмещением классицистских черт с чертами раннего романтизма.
В жанровом отношении предпочтение по-прежнему отдается музыкальному театру.
Широкое распространение получили оперы «волшебного», сказочного жанра, а также классицистская трагедия с музыкальными номерами и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов. 
В 1810-1820-е годы линия, идущая от комической оперы 18 века, была продолжена дивертисментами — театральными представлениями на фольклорные или патриотические темы с большим количеством песен и плясок в народном стиле, а также музыкой к водевилям. 
Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов.
В 1802 году  в Петербурге было создано Филармоническое общество, дававшее от двух до пяти больших публичных концертов в сезон.
Глинка и Даргомыжский
Из среды полулюбительского-полупрофессионального дворянского музицирования вышли два первых русских музыкальных классика Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский.
Гений Глинки проявился в разных жанрах — симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном, но высшим достижением композитора стали его оперы — патриотическая народная трагедия «Жизнь за царя» (1836) и эпическая сказка «Руслан и Людмила» (1842).
Творчество Даргомыжского больше соотносится с атмосферой 1840-1860-х годов. Его романсы и песни, с одной стороны, продолжают традиции салонного музицирования эпохи Пушкина и Глинки, а с другой, обращены к образу «маленького человека» — героя русской литературы «гоголевского» периода. В последнем своем сочинении, опере «Каменный гость» по Пушкину, Даргомыжский создал новаторский жанр opera dialogue («разговорной оперы»), оказавший влияние на эстетику следующего поколения петербургских композиторов.
Вторая половина 19 века
С конца 1860-х годов музыкальная жизнь России меняется. Бывшее ранее привилегией высших слоев музыкальное просвещение распространяется в разных кругах общества.
Открываются Петербургское и Московское отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), которые стали проводить регулярные циклы общедоступных симфонических и камерных музыкальных собраний, музыкальные конкурсы. ИРМО явилось учредителем консерваторий в обеих столицах (Петербург — 1862, Москва — 1866, возглавлялись братьями Рубинштейнами). В течение 1860-1890-х годов отделения ИРМО и музыкальные классы при них открылись во многих крупных городах, к концу века они переросли в училища или консерватории.
Монополия императорских театров в оперно-балетном деле была в 1880-е годы разрушена появлением множества частных антреприз, среди которых особое значение имели антрепризы московских меценатов — Московская частная русская опера Саввы Ивановича Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина (Опера Зимина), осуществившие массу постановок новых русских и зарубежных опер.
С 1907 года начинает свою деятельность художественная антреприза С. П. Дягилева, выступавшая за рубежом под названием «Русские сезоны», «Русский балет Сергея Дягилева» и сыгравшая огромную роль в развитии не только балетного искусства, но и русского и европейского музыкального творчества.
В Петербурге некоторое время существовала Бесплатная музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 году  хоровым дирижером, автором церковной музыки Г. А. Ломакиным (1812-1855) и композитором, пианистом, педагогом М. А. Балакиревым.
В 1860-1870-е годы выдвигаются на передний план, вместе с ранее культивированными оперой, программно-симфонической музыкой и романсом, новые для русской композиторской практики жанры:
·         многочастный симфонический цикл,
·         концерт для солирующего инструмента с оркестром (особенно широко представлен у Чайковского),
·         балетная музыка (Чайковский, затем Глазунов)
·         культура камерного ансамбля,
·         светское хоровое пение.
Россия всегда поражала иностранцев великолепными хорами, преимущественно церковными (т.е. мужскими или состоящими из мужчин и мальчиков), однако светское хоровое пение долгое время оставалось в тени. Толчок к его распространению дало Русское хоровое общество, устроенное в Москве по инициативе профессора консерватории К.К. Альбрехта и купца-любителя И.П. Попова: оно просуществовало с 1878 по 1917.
«Могучая кучка»
Во второй половине 19 века формируются две основные русские композиторские школы.
Одна из них петербургская Новая русская школа, или «Могучая кучка»  — М.А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; позже авторы  Беляевского кружка — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. Н. Черепнин и др.
Вторая московская школа во главе с П. И. Чайковским — С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, В. С. Калинников и др.
Петербургская школа  ориентировалась, с одной стороны, на принципы «народности» (отражение в музыке проблематики национальной истории, психологии, фольклора) и «реальности» (отказ, в определенной мере, от классических норм, поиск принципиально нового национально определенного языка), а с другой, на достижения современной западноевропейской музыки (Шуман, Берлиоз, Лист). Основными жанрами раннего «кучкизма» были опера, преимущественно на русские сюжеты, симфонизм программного, жанрового типа, а также романсовый жанр в самых разнообразных его трактовках. Еще одна примечательная черта петербургской школы тяготение к образам Востока, условного и реального, исторического и этнографического.
В сравнении с петербургской школой, эстетика московской (эта школа складывалась стихийно и не имела каких-либо фиксированных кружков, объединений) была более консервативной, более связанной с классическими моделями «чистой» музыки, с одной стороны, и с окружающим своеобразным музыкальным бытом древней столицы, с другой.
Высшими достижениями школы явились многочисленные оперы (в их числе «Евгений Онегин», 1878; «Пиковая дама», 1890), симфонии (шесть, 1866-1893), балеты, симфонические сюиты, увертюры, поэмы, романсы П.И. Чайковского.
Творчество Чайковского, обращенное прежде всего к проблеме личности, современного человека в современном мире, получило широкое российское и международное признание уже при жизни автора, в то время как произведения петербургской школы вплоть до конца 19 века были известны достаточно узкому кругу слушателей.
К началу 20 века новые тенденции русского искусства были представлены в музыке ярче всего именами московских композиторов и выдающихся пианистов С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Первый выступал продолжателем национальных традиций (и в «петербургском», и в «московском» их преломлении), причем в его творчестве они приобретали напряженно-ностальгическую окраску. Второй — крупнейший представитель символизма в музыке; оригинальная «космогоническая» философия Скрябина находит воплощение в ультра-новаторском музыкальном языке, оказавшем большое влияние на все мировое музыкальное искусство 20 века.
В Москве в это время формируется оригинальная школа композиторов православной хоровой музыки — «новое направление», по сути возродившее данный жанр на национальных основах и выведшее русскую духовную музыку из состояния застоя.
Исполнительское искусство
В области музыкально-исполнительского искусства русская культура в течение 19 — начала 20 веков прошла огромный путь:
·         от салонов и усадебных театров к залам дворянских собраний и консерваторий, к новым зданиям оперных театров;
·         от любительского музицирования — к созданию профессиональных отечественных школ пения и игры на всех инструментах;
·         от частных учителей — до высших учебных заведений, открытых к началу 20 века во многих крупных городах страны. 
В конце 19 — начале 20 веков русская исполнительская школа была представлена, например, певцами Ф. И. Шаляпиным, А. В. Неждановой, Л. В. Собиновым, И. В. Ершовым, дирижерами Э. Ф. Направником (бессменный дирижер Мариинского театра на протяжении более полувека), В. И. Сафоновым, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицким, пианистами С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным,  скрипачом (Леопольдом Ауэром) и  др.
Russia has a long history of classical music innovation. The first important Russian composer was Mikhail Glinka (1804-1857), who added religious and folk elements to classical compositions, composing pioneering operas like A Life for the Tsar and Ruslan and Lyudmila; though these operas were distinctively Russian, they were based on the Italian tradition.
Glinka and the composers who made up The Mighty Handful after him (Rimsky-Korsakov, Mussorgsky, Balakirev, Borodin and César Cui) were often influenced by Russian folk music and tales. This same period saw the foundation of the Russian Musical Society in 1859, led by composers Anton and Nikolay Rubinstein. The Mighty Handful and the Russian Music Society were rivals, with the former embracing a Russian national identity and the latter musically conservative. Among the Mighty Handful's most notable compositions were the operas The Snow Maiden (Snegurochka), Sadko, Boris Godunov, Prince Igor and Khovanshchina, and the symphonic suite Scheherazade.
Other prominent Russian composers include Tchaikovsky, Rachmaninoff, and in the 20th century Stravinsky, Prokofiev, Scriabin, Shostakovich and Alfred Schnittke. Of these, Tchaikovsky remains the best known outside Russia, and his fame as the country's most famous composer is unquestioned. He is best known for ballets like Swan Lake and The Nutcracker.
During the 19th century, Count Uvarov led a campaign of nationalist revival which initiated the first professional orchestra with traditional instruments, beginning with Vassily Andreyev, who used the balalaika in an orchestra late in the century. Just after the dawn of the 20th century, Mitrofan Pyatnitsky founded the Pyatnitsky Choir, which used rural peasant singers and traditional sounds. By the time of the Soviet Union, however, it had become one of many groups playing sanitized folk music, now often called fakelore.


XX век
Первые два десятилетия 20 века, «серебряный век», были эпохой высокого расцвета отечественной музыкальной культуры во всех ее областях — творческой, исполнительской, научно-критической.
Ситуация резко изменилась после революционного переворота 1917 года. Ряд крупных музыкантов, в том числе С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Н.К. Метнер, Н.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов и другие покинули родину. Уехали также многие талантливые исполнители, в их числе Ф.И. Шаляпин, С.А. Кусевицкий, Э. Купер и другие. В своем зарубежном творчестве все они, вне зависимости от принадлежности к разным поколениям и разным направлениям, развивали традиции и идеи, заложенные в русский период их жизни.
Первое советское десятилетие
В течение 1920-х годов культурное общение России с миром, несмотря на огромные трудности, связанные с последствиями революции и гражданской войны, оставалось достаточно активным:
·         работали старые и открывались новые учебные заведения;
·         велась большая концертная, музыкально-театральная, издательская деятельность, в ряде случаев ориентированная на новый состав слушательской аудитории;
·         были созданы специальные научные учреждения. 
К 1932  году под жестким контролем государства были творческие союзы и филармоническая, издательская и научно-критическая деятельность. С этого времени до «оттепели» 1960-х годов резко сокращается общение российских деятелей искусства с зарубежным миром.
Шостакович и Прокофьев
Крупнейшей личностью советского периода русской музыки был Д.Д.Шостакович. В его пятнадцати симфониях, пятнадцати струнных квартетах и других камерных ансамблях, операх «Леди Макбет Мценского уезда» и «Нос», камерно-вокальных и фортепианных произведениях в наибольшей мере отражены трагические потрясения эпохи и противоречия их осмысления русской интеллигенцией.
Гораздо меньшее влияние советская атмосфера оказала на вернувшегося на родину в середине 1930-х годов С.С.Прокофьева. Светлый, ясный дух прокофьевского гения, огромный опыт, приобретенный в двадцатилетие жизни за рубежом, позволили композитору сохранить творческую независимость, остаться самим собой и достичь таких творческих вершин, как балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», оперы «Война и мир» и «Обручение в монастыре», Пятая, Шестая, Седьмая симфонии, фортепианные сонаты.
Успешно продолжали работать в 1920-1950-е годы отечественные мастера, выдвинувшиеся еще до революции (Н. Я. Мясковский, М. М. Ипполитов-Иванов и другие).
Интересные композиторы начали появляться в республиках СССР: как правило, они получали образование в Москве (реже в Ленинграде), и в их творчестве наблюдалось сочетание русской классической традиции с элементами национальных культур. Самый убедительный пример Арам Ильич Хачатурян. 
В свою очередь, многие русские музыканты работали в закавказских, среднеазиатских и других республиках и создавали музыку, иногда достаточно оригинальную, на основе местного материала.
Политика советского государства в области музыки
Отношения музыкантов с государством складывались противоречиво.
С одной стороны, перед ними открывалась возможность бесплатного обучения, а затем исполнения и публикации сочинений. Отечественная исполнительская школа переживала бурный расцвет благодаря личностям, сложившимся в дореволюционную эпоху и несшим в себе высокую культуру, также и притоку свежих сил в консерватории (например, к 1920-1930-м годам относятся дебют пианиста С.Т.Рихтера, скрипачей Д.Ф.Ойстраха, Л.Б.Когана) и государственной поддержке филармоний, оперных театров и др.
С другой стороны, талантливые люди сразу попадали под жесткий контроль. Вмешательство государства в художественную жизнь происходило иной раз и в таких специфических сферах, как выбор жанра и стиля.
1950-е-1990-е годы
Перелом в общественной жизни СССР во второй половине 1950 — начале 1960-х годов вызвал к жизни новые явления.
В 1960-1970-е годы важными были две тенденции: возвращение к духовным и собственно художественным истокам национальной традиции и стремление к наверстыванию упущенного в предшествовавшие три десятилетия, т.е. к освоению опыта мировой культуры 20 века.
Заметным было в этот период также влияние стиля Д.Д.Шостаковича (Б. И. Тищенко, М. С. Вайнберга). 
К концу 1970-х годов сложились творческие индивидуальности композиторов (Т. Н. Хренников). Каждый из них шел своим путем (Б. А. Чайковский, Р. С. Леденев, Н. Н. Сидельников,  М. Г. Ермолаев-Коллонтай, А. И. Головин и др.) При большом разнообразии стилей их объединяет органичная связь с национальной музыкальной традицией (в разных ее обличьях) и серьезность художественных концепций.
С конца 1980-х годов ситуация в России становится неопределенной и хаотичной. Наиболее стабильна группа авангарда, имеющая свои организации и разного рода фестивали. Новые формы музыкальной жизни часто находятся в процессе становления.
Весьма расширились контакты музыкантов с зарубежным миром; в странах Европы и в США ныне живет и работает множество российских музыкантов младших поколений (а также и старших — например, в Германии провел последние годы своей жизни А.Г. Шнитке; ныне там живут С.А. Губайдулина, Р.К. Щедрин и другие).
Что касается восприятия современной русской музыки на Западе, то, как правило, знакомство с ней ограничивается «тройкой» Шнитке — Денисов — Губайдулина и редко выходит за эти пределы. Очень широко исполняются за рубежом Прокофьев и Шостакович.
In the 1910s romances (in exotic Russian, Caucasian, Gypsy and Italian styles) became very popular. The greatest and most popular singers of romances usually sang in operas at the same time. The most popular was Fyodor Shalyapin. Singers usually composed music and wrote the lyrics, such as Alexander Vertinsky, Konstantin Sokolsky, Pyotr Leshchenko. Musically and structurally based on romances are the bard songs (starting in the 60's) and the criminal songs. The bard genre can be compared to the American folk-revival movement of the 60's, closer to poetry than music. Artists like Bulat Okudzhava, Alexander Galich and Vladimir Vysotskiy all wrote their own songs, and the recordings were distributed underground. Prison songs were largely popularized by Arkady Severny.
The Soviet Era produced many prominent musicians in spite of oppression from the government. Some émigrés remained popular abroad, like pianist Vladimir Horowitz, whose 1986 performance in Moscow, the first in his native land, was a landmark event.
The noted violinist, Alexei Gorokhov toured extensively in both the Soviet Union and abroad, winning international prizes for his virtuoso playing. He chose to move to Kiev in the 1950s, influenced by a dislike of Russian politics.
In the 1960s, Vyacheslav Shchurov organized concerts featuring folk singers from across Russia, beginning in 1966. Shchurov thus inspired a wave of singing ethnomusicologists who appeared among the urban intellectuals and recorded rural folk musicians. Perhaps the most important group to follow in Shchurov's wake was the Dmitri Pokrovsky Ensemble. A group of musicians called bards arose at the same time. Generally ignored by the state, bards like Vladimir Vysotsky helped lead a popular return to traditional music. The 1960s also saw the beginning of Alla Pugacheva's music career which continues to this day.
The same period saw the birth of Russian rock with the band Pojuschie Gitary who created a style called VIA and later released the first Russian rock opera, Orpheus and Eurydice. Other rock bands of the era included Tcvety, Sinyaya Ptica and Golubiye Gitary.
By the 1980s, popular folk-oriented groups had arisen. The Cossack Kazachy Krug and Pesen Zemli became most popular. A musical underground (magnitizdat).








Народная музыка
Folk music
Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен, имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.[1]
Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX — XX века).





Adygea
In recent years, Adygea has seen the formation of a number of new musical institutions. These include two orchestras, one of which (Russkaya Udal), uses folk instruments, and a chamber music theater.
Adygea's national anthem was written by Iskhak Shumafovich Mashbash; music—by Umar Khatsitsovich Tkhabisimov.
Altay
Altay is a Central Asian region, known for traditional epics and a number of folk instruments.
Bashkir
The first major study of Bashkir music appeared in 1897, when ethnographer Rybakov S.G. wrote Music and Songs of the Ural's Muslims and Studies of Their Way of Life. Later, Lebedinskiy L.N. collected numerous folk songs in Bashkortostan beginning in 1930. The 1968 foundation of the Ufa State Institute of Arts sponsored research in the field.
The kurai is the most important instrument in the Bashkir ensemble.
Buryatia
The Buryats of the far east is known for distinctive folk music which uses the two-stringed horsehead fiddle, or morin khur. The style has no polyphony and has little melodic innovation. Narrative structures are very common, many of them long epics which claim to be the last song of a famous hero, such as in the Last Song of Rinchin Dorzhin. Modern Buryat musicians include the band Uragsha, which uniquely combines Siberian and Russian language lyrics with rock and Buryat folk songs.
Chechnya
Alongside the Chechen rebellion of the 1990s came a resurgence in Chechen national identity, of which music is a major part. People like Said Khachukayev became prominent promoting Chechen music.
The Chechen national anthem is said to be "Death or Freedom", an ancient song of uncertain origin.
Dagestan
Dagestan's most famous composer may be Gotfrid Hasanov, who is said to be the first professional composer from Dagestan. He wrote the first Dagestani opera, Khochbar, in 1945, and recorded a great deal of folk music from all the peoples of Dagestan.
Karelia
Karelians are Finnish, and so much of their music is the same as Finnish music. The Kalevala is a very important part of traditional music; it is a recitation of Finnish legends, and is considered an integral part of the Finnish folk identity.
The Karelian Folk Music Ensemble is a prominent folk group.
Russia
The performance and promulgation of ethnic music in Russia has a long tradition. Initially it was intertwined with art music, however, in the late 19th century it took on a life of its own with the rise in popularity of folkloric ensembles such as the folk choir movement led by Piatnytsky and the Russian folk instrument movement led by Vasily Andreyev.
Archeology and direct evidence (such as the frescoes at the Saint Sophia Cathedral in Kiev) show a variety of musical instruments in ancient Russia. Authentic folk instruments include the livenka (accordion) and woodwinds like zhaleika, svirel and kugikli, as well as numerous percussion instruments: buben, bubenci, kokshnik, korobochka, lozkhi, rubel, treschetka, vertushka and zvonchalka.
Chastushkas are a kind of Russian folk song with a long history. They are typically rapped, and are humorous or satiric.
In the late 19th century Vasilli Andreyev, a salon violinist, took up the balalaika in his performances for French tourists to Petersburg. The music became popular and soon Andreyev had organized a club of balalaika players. This club grew into an orchestra, which in time grew into a movement. From a simple unsophisticated three stringed instrument this movement led to the development and implementation of many other Russian folk instruments.
Sakha
Shamanism remains an important cultural practice of the ethnic groups of Siberia and Sakhalin, where several dozen groups live. The Yakuts are the largest, and are known for their olonkho songs and the khomus, a Jew's harp.
Tatarstan
Tatar folk music have rhythmic peculiarities and pentatonic intonation in common with nations of the Volga area, who are ethnically Finno-Ugric and Turkic. Singing girls, renowned for their subtlety and grace, are a prominent component of Tatar folk music. Instruments include the kubyz (violin), kurai (flute) and talianka (accordion).
Tuva
Tuvan throat singing, or xoomii, is famous world-wide, primarily for its novelty. The style is highly unusual and foreign to most listeners, who typically find it inaccessible and amelodic. In throat singing, the natural harmonic resonances of the lips and mouth are tuned to select certain overtones. The style was first recorded by Ted Levin, who helped catalogue a number of different styles. These are include borbannadir (which is compared to the sound of a flowing river), sygyt (similar to whistling), xoomii, chylandyk (likened to chirping crickets) and ezengileer (like a horses trotting). Of particular international fame are the group Huun-Huur-Tu and master throat singer Kongar-ool Ondar.


Барды
Bard music
Бард (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — поэт и певец. Конкретное значение меняется в зависимости от страны и эпохи. У кельтских народов в древности бардами называли представителей одной из категорий друидов — историков и поэтов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант» (по-видимому, с пренебрежительным оттенком).
Новый этап бытования слова бард в английской культуре наступил в эпоху романтизма. Институт бардов воспевали многие британские поэты, в том числе сэр Вальтер Скотт. В результате эпитет бард закрепился за Шекспиром и Бернсом.
В СССР с определённого времени бардами стали называть людей занимающихся самодеятельной песней в рамках КСП.
Барды представляли собой отдельную субкультуру, они исполняли, в основном, авторские песни под акустическую гитару.
Ю́рий Ио́сифович Ви́збор (правильные ФИО по отцу - Ю́рий Ю́зефович Ви́зборас) (20 июня 193417 сентября 1984) — советский киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, бард, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен.


Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва, СССР25 июля 1980, там же) — русский музыкант советского периода, актёр, поэт, автор сотен песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность.

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (19241997) — советский и российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950—1980-е годы.


The early '60s: Local bard music and first western influences
Prior to the late sixties, music in the Soviet Union was divided into two groups: music published by Melodya, and everything else. Under this second group were the bards, underground folk singer-songwriters.
Bards such as Vladimir Vysotsky and Bulat Okudzhava[3] created the style which is referred to as "author's song" (avtorskaya pesnya), mostly played on unaccompanied acoustic guitar and characterized by a strong accent on lyrics that sometimes carried a subversive meaning. Their music was often suppressed by the government, and yet enjoyed massive popularity, with Vysotsky becoming a highly popular movie actor and an iconic figure of the times.
Meanwhile, some Western music was either being smuggled across the border or released by Melodya as part of what essentially was state-run pirating of records, with the Beatles taking a firm place in Soviet popular culture, and artists such as The Rolling Stones and Deep Purple completing a somewhat distorted picture of Western music.
The first rock bands in the Soviet Union appeared on the scene in the early- and mid-sixties in Moscow, and they were heavily influenced by the Beatles.
The late '60s and '70s: First signs
The native bands grew popular in spite of governmental restrictions. This continued into the 1980s, when native bands gained some success, but were still hampered by state regulators who would not allow them to be officially recorded, and placed restrictions on lyrical content.
Underground bands evolved during this time, including Pojuschie Gitary (the singing guitars), and almost at the same time Mashina Vremeni and Akvarium. These bands started the VIA (Вокально-Инструментальный Ансамбль Vokal'no-Instrumental'nyy ansambl' -- Vocal-Instrumental Ensemble) movement, and were followed by Tcvety, Golubiye Gitary and Sinyaya Ptica.
In the early 1970s Yuri Morozov invented a kind of Russian psychedelic rock, using elements of progressive rock as well.
Another notable artist who started his activity at the same time is Alexander Gradsky, who created bard music using rock elements and sold millions of records all over the country.
Yuri Vizbor (June 20, 1934September 17, 1984) was a well-known Russian bard and poet as well as a theatre and film actor.
Vladimir Semyonovich Vysotsky (January 25, 1938July 25, 1980) was an iconic Russian singer, songwriter, poet, and actor whose career has had an immense and enduring effect on Russian culture. The multifaceted talent of Vladimir Vysotsky is often described by the word bard that acquired a special meaning in the Soviet Union, although he himself spoke of this term with irony. He thought of himself mainly as an actor and writer, and once remarked, "I do not belong to what people call bards or minstrels or whatever." Though his work was largely ignored by the official Soviet cultural establishment, he achieved remarkable fame during his lifetime, and to this day exerts significant influence on many of Russia's popular musicians and actors who wish to emulate his iconic status.
Bulat Shalvovich Okudzhava (May 9, 1924June 12, 1997) was one of the founders of the Russian genre called "author's song" (авторская песня, avtorskaya pesnya). He was of Georgian origin, born in Moscow and died in Paris. He was the author of about 200 songs, set to his own poetry. His songs are a mixture of Russian poetic and folksong traditions and the French chansonnier style represented by such contemporaries of Okudzhava as Georges Brassens. Though his songs were never overtly political (in contrast to those of some of his fellow "bards"), the freshness and independence of Okudzhava's artistic voice presented a subtle challenge to Soviet cultural authorities, who were thus hesitant for many years to give official sanction to Okudzhava as a singer-songwriter.


Русский рок
Russian Rock
Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.
На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару.
Расцвет, 1980-е
Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многичесленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Основоположником русского рока считается Бари Алибасов, создавший группу «Интеграл», которая с 1972 года всецело посвятила себя отечественной рок-музыке.
Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли первые рок-фестивали (Весенние Ритмы, Тбилиси-80). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений — «новую волну».
Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках».
Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен.
Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям.
Центрами рок-музыки в СССР были:
В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы:
·          Кино (Виктор Цой),
·         Алиса (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев),
·         ДДТ (Юрий Шевчук).
Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), Ноль (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев.
Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки.
Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 1960-х.
В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.
·         Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова.
Для столичной рок-музыки (особенно, ее первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов.
Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм Аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело» и др.
Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы.
Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок.
Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был «Наутилус Помпилиус», тексты которого были ориентированы на массового слушателя.
·         Сибирь:
Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком.
Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.
Помимо групп, исполняющих более-менее «традиционный» рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: Ария, Мастер, Черный кофе (Дмитрий Варшавский), Черный Обелиск (Анатолий Крупнов) и Коррозия Металла (Сергей Троицкий).
«Красная волна»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами.
·         Кино” совершили в 1988—1989 турне по Франции и Японии,
·         Звуки Му” выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США.
·         Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).
Конец 1980-х - начало 1990-х
Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.
С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.
Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа "звездных" коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошел на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе.
Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков "Легенд русского рока", активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.
1990-е и современность
По звучанию русский рок к середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в ее различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».
В 1990-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.
Russian rock refers to rock music made in Russia and/or in Russian. Rock and roll became known in the Soviet Union in the 1960s and quickly broke free from its western roots. According to many music critics, its "golden age" years were the 1980s (especially the era of perestroika), when the Soviet underground rock bands could release their records officially and were no longer banned by the media (television and radio).
The '80s: "Classic" Russian rock
In the 1980s an underground scene of rock artists emerged that based their style on a mix of Western rock music (particularly the Beatles) and the Russian bard tradition. Such bands as Alisa, Agata Kristi, Autograph, Kino, Mashina Vremeni, Nautilus Pompilius, Aquarium, Krematorij, Grazhdanskaya Oborona, Voskreseniye, Secret, Lubeh, Piknik, Chizh & Co and DDT were influential in the development of the genre, with the consequent artists copying their style.
Big influence on the development of Russian rock made movements such as mitki, hippie and others.
In 1980 a big Rock festival was held in Tbilisi, Georgian SSR, named Spring Rhythms. Tbilisi-80. Almost all the performers and prize-winners at the festival were rock groups from the Russian SSR. It was the first official rock festival in the Soviet Union.
The lyrics of the Soviet rock bands often dealt with the darker sides of the 80s Soviet life such as domestic violence, alcoholism (an infamous song by Nautilus Pompilius contained the lines "Alain Delon drinks a double bourbon/Alain Delon doesn't drink eau de cologne" as a sarcastic contrast to the alcoholic daughter-raping father described in the song and an indictment of the escapist attitudes of state-run media) and crime, and often carried a hidden political message.
These bands were consequently ignored by the mainstream radio and television, often reaching audiences only through word of mouth.
Many of the 80s bands are still active and popular among Russian youth. The term Russian rock is often used to refer to the particular sound of these bands.
Various music scenes
In the early- to mid-80s, several so-called "rock-clubs" were founded in Moscow, Leningrad (now Saint Petersburg) and Sverdlovsk (now Yekaterinburg). These three cities had their own rock music scene, with friendly collaborations between artists commonplace.
The Leningrad scene was probably the biggest one, featuring "classic Russian rock" by Aquarium, Kino, Zoopark, Piknik, Chizh & Co, Alisa and DDT. It also included the nascent Russian art rock movement, typified by such bands as Auktyon.
Bands from Sverdlovsk, such as Nautilus Pompilius, Chaif and Agata Kristi, produced more melodic music making heavy use of keyboards and synthesizers.
Moscow rock bands, such as Aria, Mashina Vremeni, Voskreseniye, Center, Krematorij and Zvuki Mu, were rather different from the others and sometimes more discreet.
The Siberian rock scene began in the 1980s, with such songwriters as Egor Letov (Grazhdanskaya Oborona, Omsk), Kalinov most, Alexander Bashlachev and Yanka Dyagileva. Their music varied from simple lo-fi punk to indie rock (sometimes unplugged), and the core of their songs were the lyrics. Many albums were first self-released and distributed among the fans via trading, then officially re-released years later. Lyrics were often obscene, and the musicians had major problems with the Soviet administration and KGB.
Notable acts that weren't members of any of the three Rock-Clubs but were highly popular are Igor Talkov, the Rock N' Roll band Secret, and the band Lubeh.
At that timethe Russian Heavy Metal scene was created thanks to bands like Aria, Chorny Kofe and Master (formed by a few ex-members of Aria).
The glam metal band Gorky Park caught some attention of western auditory, though its popularity was short-lived.
From underground to publicity
The 1980s were the years of breakthrough for the soviet rock music artists to the wide public. Political and social changes in the country were very important for this process.
The censorship was still present, but not as rigid as it was in the 1970s. It took years for the first Soviet rock bands to enter the media, tour in major concert halls over the USSR, and to release their albums officially.
The monopoly for the music publishing in the USSR belonged to Melodiya, the "one and only" soviet record label, and Melodiya's policy concerning soviet "protest rock" was clear. Some of the artists (Yuri Shevchuk, Yegor Letov and many others) even had problems with KGB due to their artistic activities.
The situation around rock music changed during the perestroika era. Many Russian rock bands were able to tour and record in Europe and USA for the first time. As a result, in 1989-1991 the situation was completely different from that of 1985. Moscow Music Peace Festival with western rock stars was held in Moscow, Gorbachyov accepted Scorpions in Kremlin, and Brian Eno produced an album by Zvuki Mu for the release in the western world.
With Joanna Stingray's initiative, in 1986 the "Red Wave" compilation was released in the USA. It was a double split album with four bands from Leningrad: Aquarium, Kino, Alisa, and Strannye Igry. One side of vinyl for each band. This compilation was the first official Russian rock release in the west.
Stingray sent copies of the release to Ronald Reagan and Gorbachov, supplied with a statement saying musicians already did what both presidents couldn't do diplomatically.
Melodiya's reaction was an official release of a record by Aquarium in order to create an illusion that recordings of the band are also widely released in the USSR.
Another important contributor for the breakthrough of Russian rock to the public in the 1980s were television and film. New musical television shows, such as "Muzykalny Ring" (Музыкальный ринг) and "Programma A"(Программа "А"), invited national rock artists for interviews and live shows.
Several popular films were created in the second half of the 1980s, featuring Russian rock musicians as actors: "Igla" and "Assa" featuring Viktor Tsoi, "Taxi-Blues" featuring Pyotr Mamonov.
The '90s: Post-Soviet era
The beginning of the '90s are considered to be the end of the "classic" Russian rock era. The two events that mark its end are the death of Viktor Tsoi in 1990, and the collapse of the Soviet Union in 1991. Nevertheless, the Russian rock sound continued to live and the new Russian rock sound of the '90s was based on it.
In the mid-late 1990s the radiostation Nashe Radio("Our Radio") has been created to promote Russian rock artists, broadcasting in all major Russian cities. Nashe Radio notably influenced the auditory taste and helped many artists to gain popularity.
The radiostation founded Nashestvie, the largest open-air rock festival of Russian rock music performed yearly since 1999 and always headlined with famous rock acts.
Often aired by Nashe Radio, bands like Splean, Nochniye Snaiperi and Bi-2 have created a refreshed Russian rock sound which adopted many elements from Alternative Rock.
At the same time, numerous punk, pop-punk and grunge bands, including Korol i Shut, Pilot, Lumen, Naiv, Tarakany and Nogu Svelo! also gained major popularity. Many of them developed an original sound and involvement of unconventional instruments like violin.
The Russian instrumental rock artist Victor Zinchuk reached international success with his solo carrer, and by that brought the Russian instrumental rock scene into a bigger audience.
Ska punk was brought to popularity mainly by the band Leningrad.
The western Pop Rock sound was introduced by Ilya Lagoutenko's Mumiy Troll, who made their records in the UK under the guidance of UK producers. This less lyrically loaded and more energetic style frequently referred to as rockapops, which was also used by other notable bands such as Zemfira, became prevalent among the younger public.
The 1997 Russian extremely-popular films Brat (brother), with its soundtrack featuring the classic Russian rock band Nautilus Pompilius, and its sequel Brat 2, whose soundtrack was compiled from music of many Russian rock artists, brought many young fans to Russian rock.
The 2000s: Further Development - Current Activity
The 2000s in Russian Rock are marked by both a continuance of the '90s and something of a comeback of the classic 80s sound. In the years following the renaissance of Russian cinema and rock, rock in Russia seems to gain enough ground to differentiate widely in various genres.
Alternative metal and metalcore gained wider popularity at that time. In mid-2000's bands like Amatory, Psychea, Jane Air were established and soon arose in fame, being intensively promoted by A-One channel. The channel awarded many of them with Russian Alternative Music Prize.
Russian Heavy metal scene continued its development with power metal bands like Catharsis and Epidemia, both founded in 90's, received more attention.
In 2002 Valery Kipelov split from Aria, and with more ex-members of Aria he formed a new band called Kipelov, which soon compared itself to Aria in popularity.
The undeground pagan metal scene, based on Slavic pagan traditions, had grew wide with such bands as Temnozor, Arkona and Butterfly Temple being noted by auditory outside Russia.
Folk rock music had a revival following Pelagea's and Melnitsa's rise from underground acts to constantly radio-aired bands.
Though the Russian Progressive rock scene had existed since the '70s, it was the 2000s when it entered the public eye of Russian rock fans, with bands like Little Tragedies its most obvious representatives. Since 2001 a prog-music festival named InProg was held almost yearly in Moscow. Its popularity constantly grew and in 2005 it turned from a local festival into an international one.
The Russian instrumental rock scene with bands like EXIT project, Disen Gage and Kostarev Group also received more recognisation at that time.
The rockapops phenomenon from the 90's continued to gain popularity in the 2000's with new bands like Zveri arriving. Nevertheless, unlike the classic rockapops Mumiy Troll and Zemfira, who were more rock than pop, the new bands were more pop than rock, and that was criticised by many of the classic Russian rock fans. The new rockapops are often referred as being just pop, and by many are not seen as rock.


Романс
Romance
В XIX веке в Москве сложилась школа авторов русского романса (А. А. Алябьев, 1787-1851; А. Е. Варламов, 1801-1848; А. Л. Гурилев, 1803-1858).
До XX века русский романс был очень популярен. Романсы были песнями, точнее «вокальными сочинениями», написанными на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Среди романсов существуют такие поджанры и разновидности, как городской романс, цыганский романс.
The term romance has a centuries-long history. Beginning as narrative ballads in Spain, it came to be used by the 18th century for simple lyrical pieces not only for voice, but also for instruments alone. During the 18th and 19th centuries Russian composers developed the French variety of the romance as a sentimental category of Russian art song. "Ochi Chyornie" (Black Eyes) is a well-known example.


Russian Shanson
Русский шансон — термин, которым обозначают различные жанры русской популярной музыки, включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, песни военной тематики.
В российской музыкальной индустрии термин был популяризован одноимённой радиостанцией, маркетировавшей подобным образом в основном блатную песню.
Блатна́я пе́сня (также блатная музыка) — русский музыкальный жанр, изначально расчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). В последние 15 лет блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон» (ср. одноимённые радиостанцию и премии).
Основные черты блатной музыки
·         сюжетность песен;
·         тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира;
·         примитивный мелодизм;
·         использование в стихах стилистики разговорной речи и жаргона.
Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Вертинского и Лещенко до Высоцкого, Аркадия Северного и Шуфутинского — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.


Russian Shanson (from French "chanson") is a neologism for a musical genre covering a range of Russian songs on themes of criminal underworld. The style of song, called blatnaya pesnya ("criminals' song"), has been popular in Eastern Europe ever since its first appearance in the beginning of the 20th century. Shanson can be seen as one of two genres stemming from 19th century Russian city romance (русский городской романс) , the other being the author's song. The two genres are now quite distinct, but have overlapped significantly throughout the 20th century.
History
The earliest criminal songs in this style are largely the effect of a crumbling Czarist regime, but the style has changed significantly after the rise of Stalin, when both innocents and criminals were massacred and sent to labor camps.
Yet another change occurred during the Khrushchev Thaw, when the songs from the camps started reaching the public, performed by artists like Arcady Severny, Vladimir Vysotsky and Alexander Rosenbaum.
Modern artists affiliated with the Shanson genre often sing not in the traditional style used even by the Khrushchev-era performers, but more professionally, borrowing musical arrangements from pop, rock and jazz.
Themes
Shanson can be compared with modern American hip hop, but while the two genres are thematically similar, they vary greatly in both lyrical and musical style. Lyrically, Shanson songs are usually narrative-driven and are more similar to ballads than pop songs. In fact, this is one of the reasons for naming the genre after French Chanson (the other being musical similarity).
Shanson themes vary greatly from the time in which the songs were written, but even more so the time in which they are set. For example, songs set in Odessa of the 1910s tend to be more cheerful, and are sharply contrasted by the dark, depressing and violent songs set in the Stalinist era. The interesting thing is that it is common for a Shanson artist, regardles of the time in which he writes his songs, to include songs of all periods in his repertoire, and write songs set in an era different from his own. This often leads to confusion: for example, the bard Alexander Gorodnitsky reports being beaten up once after claiming ownership to one of his songs, which was attributed to a Gulag inmate living over 30 years earlier.
Recurring themes are:
The execution of a traitor to a criminal gang (the first such song is probably "Murka"). This is usually in the context of the Russian criminal law, which very harshly punishes betrayal.
Being sent to, or released from a labor camp.
Love, in the context of criminal life, the conflict usually being either betrayal or separation due to imprisonment.
Glorification of the 'merry thief' archetype. These songs are often set in the city Odessa, where the Jewish Mafia was characterized as being particularly cheerful and colorful. Odessa Couplets often depict rich and glorious life before Stalin's regime, when Odessa was among the only cities in the young Soviet Union to have free trade. These songs are often narrations of weddings and parties, sometimes based on real events.
As seen above, Shanson is rooted in prison life and criminal culture, but some Shanson performers insist that the genre transcends mere criminal songs, and look upon Alexander Vertinsky and Alla Bayanova as their precursors.
Musical style
The musical style of the older Russian criminal songs, much like the Russian Bard songs, are heavily influenced by classical Russian romance genre of the 19th century, more specifically a subgenre known as City Romance. Romance songs are almost always divided into four-line rhymed couplets, rarely have a chorus and follow a fairly consistent chord progression (Am, Dm and E, sometimes with C and G added). The strumming pattern is also predictable: it is either a march, or slow 2/4 rhythm fingerpicking. Romance songs were traditionally played on a Russian guitar, in which the tuning makes playing these chords even easier (most of them are played as a single-finger bar chord).
Performers
Criminal songs were performed by Arcady Severny, Vladimir Vysotsky, Alexander Gorodnitsky, and Alexander Rosenbaum, etc. Notice that with the exception of Severny, these performers are usually better known for their Bard songs. Arkady was one of the rare performers who focuses exclusively on collecting and performing old criminal songs.
Modern shanson performers include Villi Tokarev and Lyuba Uspenskaya (both based in the US), Sergei Trofimov and Aleksandr Novikov, Vika Tsyganova and Mikhail Krug (recenly murdered by criminal acquaintances at his villa in Tver).


Эстрадная музыка, поп-музыка
Stage and Pop Music
В первой половине XX века были популярны такие исполнители, как Александр Вертинский и Леонид Утёсов.
В советское время была распространена т.н. «эстрадная» популярная музыка (Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев).
Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному праобразу. Она популярна, в первую очередь, среди русскоязычного населения мира. В западных странах российские поп-музыканты редко достигают большого коммерческого успеха (это удалось, например, группе Тату). В русском языке существует собирательно-ругательное название поп-музыки — «попса».
Алекса́ндр Никола́евич Верти́нский (18891957) — русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, один из предтеч жанра авторской песни. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Леони́д О́сипович Утёсов (настоящее имя Ла́зарь (Ле́йзер) Ио́сифович Вайсбейн; 18951982) — российский и советский артист эстрады, певец и киноактёр, народный артист СССР (1965). Один из основателей советского джаза и русского шансона.
In the first half of the XX century, singers such as Alexander Vertinskiy and Leonid Utesov were popular.
In the Soviet time the so-called “stage pop” music was widely popular (Muslim Magomaev, Leo Leshchenko, Iosif Kobzon, Alla Pugacheva, Valerie Leont'yev).
Pop music developed in the USSR and Russia starting with the second half of the XX century based on western “template”. It is mainly popular with the Russian-language population of the world. In the West, Russian pop-musicians rarely reach great commercial success (the group Tatu is a rare example, which was able to do it). In the Russian language there is a collective-abusive name of pop music, “popsa”.
Aleksandr Vertinskiy (1889-1957) - Russian stage artist, film actor, composer, poet and singer, an idol of the stage of the first half of the XX century, one of the forerunners of the genre of author's song. Father of the actresses Mary Ann and Anastasiya Vertinskiy.


Leonid Ut’esov (1895-1982) - Russian and Soviet stage artist, singer and film actor, People’s Artist of the USSR (1965). One of the founders of Soviet jazz and Russian shanson.



Литература:

1.      Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1-2. М. — Л., 1928-1929.

2.      Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX в. Л., 1979.

3.      История русской музыки, тт. 1-10. М., 1983-1997.



Комментариев нет:

Отправить комментарий