понедельник, 2 января 2012 г.

1. Periodization of Russian Culture - Периодизация русской культуры


 Русская красавица в пейзаже

Василий Кандинский


I. Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — более тысячи лет христианского государственного.

Стеклянная картина с солнцем (Маленькие радости)
Василий Кандинский

II. Вторая фазахристианская, занявшая более тысячи лет, — может быть подразделена на четыре периода.
1. Первый период (этот период назван допетровским) развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапакиевский и московский.. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Древняя Русь
Василий Кандинский

2. Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
3. Третий период начинается после Октябрьского переворота. Царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
4. С распадом СССР в 1991 году, начался четвёртый период Российской Федеации.
I. The first major phase spanned almost three thousand years of pagan pre-state existence, while the second phase has lasted over a thousand years of Christian statehood.
II. The second, Christian, phase can be further sub-divided into three periods.

Святой Георгий и змей
Василий Кандинский

1. The first period (this period is often called pre-Peter) of the development of Russian culture is related to the Rurokovich dynasty (IX-XVI centuries). It is further sub-divided into two most important stages – the Kiev stage and the Moscow stage. The main cultural dominant is an orientation of the Russian art towards the East, primarily, the Byzantium. The main sphere, where creative thought was formed and where the national genius expressed itself with the greatest strength, was religious art.

2. The second period is related to the Romanov dynasty (1613 – 1917). It is called the Peter period, since it was the reforms of Peter I that turned the culture of Russia towards the West. The two main cultural centers, which determine the overall direction and the stylistic uniqueness of the Russian culture in this period were Moscow and Saint Petersburg; the latter being the more important of the two. Western Europe becomes the main source of cultural adoption and imitation at this time. The main sphere, where creative thought was formed and where the national genius expressed itself with the greatest strength, was secular art.

Кринолины
Василий Кандинский

3. The third period begins after the 1917 October Rebellion. Monarchy was disposed. The main and only center of the Soviet art was Moscow. Cultural orientation was neither to the West nor to the East. Rather, the principal orientation is to seeking inner reserves, the creation of a unique, socialist culture, based on the Marxist ideology. Strictly speaking, this culture can be called neither religious nor secular since surprisingly it combines both, yet is unlike either. The decisive moment in the cultural development of the Soviet society (within its national boundaries) is a separation of the overall cultural space into official and unofficial culture. Significant (if not dominating) part of the latter was represented by dissident thought and non-conformism. Outside the Soviet Union, throughout many countries of Europe and America, there formed a powerful Russian expatriate culture, which, similar to the unofficial art within the USSR, was antagonistic to the official culture.
4. The fourth, Russian Federation period begins after the 1991 USSR collapse.

Красная cтена cудьбы
Василий Кандинский


________________________________

  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий