По мнению большинства
историков, прародиной славян в расцвет бронзового века
(середина II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная
Европа. История восточного славянства и русского этноса как
самостоятельной ветви славян начинается в первом
тысячелетии до н. э., когда славянские племена Среднего
Поднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые
сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из
сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского
героического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII
век до н. э.) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный
как в археологических материалах, так и в мифах.
Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи
лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности.
В конце
V — середине VI века началось великое переселение
славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские
дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное
по своим масштабам движение славян перекроило всю этническую и политическую
карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла
собой так называемые «ворота народов» — открытое пространство между
Уральскими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком
вливались в южнорусские степи волны кочевых народов.
Период с
VIII по конец XVII века — самый беспокойный в
истории нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным
набегам. «Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. На роль
хозяев Великой русской степи претендовали многие народы (греки,
иранские племена сарматов и аланов, германские племена готов, монгольские орды
гуннов, монгольское племя аваров азиатские орды — угров (венгров), болгар и
хазар), но только древним русам, отразившим многочисленные
набеги превосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но
со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших
государств. На его основе сформировался особый цивилизационный тип —
евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого
специалисты продолжают дискутировать до сих пор.
О культуре славян
того периода нам известно очень мало. До образования государства
жизнь славян была организована по законам патриархального или родового
быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой
славянских поселений являлись небольшие деревни. Несколько поселков объединилясь
в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиозные верования древних славян
представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой —
культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя
были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями
их воли.
Главные
языческие боги славянского Олимпа были следующие:
Природа
представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили
лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных
для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были
святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения.
У славян, как и
у древних инков и ирокезов, древних китайцев, существовала
оригинальная система письма — так называемая узелковая
письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью
узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и
степь.
|
In the opinion of the
majority of historians, the geographic origin of the Slavs during
the rise of the Bronze Age (middle of the second millennium B.C.) was
Central and Eastern Europe. The history of Eastern Slavs and of
the Russian ethnos as am independent Slavic branch begins in the first
millennium B.C., when Slavic tribes living along the Dnieper river fight for
their independence, build first fortresses, for the first time encounter the
hostile steppe Cimmerian cavalry, and come out of these battles with honor.
Scientists believe that the original forms of the Slavic heroic epos appeared at
this time. By the time the Scythians came to the Southern Russian steppes (VII
century B.C.) the Slavs had already gone through a long historical journey,
reflected in archeological materials, as well as in myths.
Fifteen
hundred years prior to Kiev Russia, the social system of the middle-Dnieper
Slavs was on the verge of statehood.
At the end of
the V – middle of the VI century, there started a great Slavic movement
South, beyond the Danube, to the Balkan Peninsula, when the Slavic retinues
conquered and inhabited almost a half of the Byzantine Empire. This grandiose
Slavic movement changed the entire ethnic and political map of Europe in the
early middle ages. The territory settled by the Slavs was the so-called “gate of
the peoples”, an open expanse between the Ural Mountains and the Caspian Sea,
through which waves of nomadic peoples constantly poured into the Southern
Russian steppes.
The period from
the VIII to the end of the X century is the most unstable one in Russian
history. At this time, Russian lands suffered from devastating invasions. The
“gate of the peoples”, the Southern Russian steppe, attracted many. Various
peoples (Greeks, Iranian Sarmatian and Alanian tribes, German Goth tribes,
Mongolian Hun hordes, Mongolian Avar tribes, and many others) attempted to rule
the Great Russian steppe. However, only the ancient Russians
managed to not only repel numerous invasions of stronger enemies, but to also
build one of the most powerful states that has ever existed. This state
was a foundation for a unique type of civilization, the Eurasian
type, whose essence, peculiarities, and meaning are being discussed by
specialists even to this day.
We know little about the
Slavic culture of that period. Before the formation of a state, Slavic life
was organized according to patriarchal or tribal laws. All questions in the
commune were governed by a council of elders. The typical form of Slavic
settlements was small villages. Several such villages would join into unions of
“Russian Truth”. Religious beliefs of the Ancient Slavs consisted of worship
for the natural phenomena on the one hand and a cult of the ancestors, on the
other. They had neither temples nor priests, although there were soothsayers
and sorcerers, who were respected as servants of Gods and as interpreters of
their will.
The main pagan
Gods of the Slavic Olympus were the following:
The nature was seen as
animated or occupied by a lot of small spirits: in the woods there lived
wood-goblins, in the rivers – water-sprites. The souls of the dead were
considered to be mermaids, dangerous to the careless person. Places of pagan
cult in Russia were sanctuaries (heathen temples) where prayers and sacrifices
took place.
Slavs, as well as the
ancient Inca, Iroquese, and Chinese, had an original writing system, the
so-called knot writing. Its signs were not written. Instead, they were
transferred by means of knot, tied on strings, which were rolled up in books -
tangles.
Three
factors, the wood, the river and the steppe, played a defining role in
the Slavs’ lives.
|
____________________________________________________________________________________________
-
Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
-
Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
-
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
-
История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
-
История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
-
Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
-
Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
-
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
-
Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
-
Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
-
Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
-
Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
-
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
-
На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
-
Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
-
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
-
Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
-
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
-
Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
-
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
-
Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий