Северная идиллия
Константин Коровин
1886
Национальным
менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые
определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное
своеобразие.
За чайным столом
Константин Коровин
1888
Черты,
характеризующие ментальность той или иной культуры, в отличие от
идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и
иных культуротворческих факторов, отличаются большой стабильностью и не
изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной
культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же
остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать
культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так,
национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси,
и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время
петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в "серебряный век", и при советской
власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития
России.
Определенную роль в
формировании менталитета национальной культуры играют природные
(ландшафтные, климатические, биосферные) факторы.
Ручей
Константин Коровин
1890
Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески — все это формировало и мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами Великой степи), и фольклорные фантастические образы, и народную философию.
Любая попытка
представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно
развивающегося явления, обладающего своей логикой и
выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие
внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом
этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы
двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица.
Вот "пары"
противоположностей, свойственные русской культуре с древнейших времен,
которые сохраняются фактически до настоящего
времени:
Двоеверие,
двоемыслие, двоевластие, раскол — это лишь немногие из значимых для
понимания истории русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии
древнерусской культуры.
Подобная
стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной
стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, —
периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой
культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и
называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).
Плач Ярославны
Константин Коровин
1909
Бинарность в
строении русской культуры — несомненный результат "пограничного"
геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом и
приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт
той и другой "суперцивилизаций".
В
историко-культурной работе "Русская идея" Н. А. Бердяев, объясняя
антиномичность России и ее культуры, противоречивость и сложность
русской души, констатировал, что "Россия есть целая часть света, огромный
Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись
два начала, восточное и западное".
Таким образом,
русский Востоко-Запад не только "соединяет два мира", как это оценивал
Н. Бердяев, но и разъединяет их, разрывает, противопоставляет. Многие
современные культурологи считают, что русская Евразия — это единство и
борьба цивилизационных процессов, берущих начале как на Западе, так и на
Востоке.
Прав был
Бердяев, выделяя в российской история "пять разных России" —
как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры:
Однако сегодня
очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с
советской Россией была и …
Можно добавить к
перечисленным Россиям еще:
Это чрезвычайно много
для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси
теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с
какой-либо определенностью).
Культурно-исторические парадигмы в русской истории
наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то
время как другой уже начался.
Будущее стремилось
осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и,
напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за
традиции, нормы и ценности.
Град-Столица
Константин Коровин
1911
Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах— восточных и западных, но в русской культуре историческое наслоение этапов становится постоянной, типологической чертой:
Русская культура
на протяжении столетий находилась на историческом "перекрёстке", с одной
стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных
западноевропейской культуре, с другой, — "путей органической
традиционности, характерных для стран Востока.
Русская культура
всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно,
тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и "заданностью" традиций, то и дело
"восставая" против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические
массовые движения, и удалая жажда "воли" (разбойники, казачество), и поиск
альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.
Зимой
Константин Коровин
1914
Менталитет русской
культуры исторически закономерно складывался
Ментальная основа
русской культуры представляет собой, по точному наблюдению Г.
Федотова, эллипс с двумя разнозаряженными "ядрами, между которыми
развертывается постоянная борьба-сотрудничество, процесс, сочетающий в себе
сильное притяжение и столь же сильное отталкивание смысловых полюсов. Отсюда —
обычный для русской социальной и культурной истории "катастрофизм"
темпа и ритма национального развития, дискретность (прерывность)
исторического процесса — вплоть до иррациональных мотивов принципиальной
"умонепостигаемости" России, особенно характерно вылившихся в
афористическую формулировку Ф. Тютчева:
"Умом Россию не
понять.
Аршином общим не
измерить:
У ней особенная
стать—
Характерной
особенностью русской культуры с её "двоецентрием" является то
обстоятельство, что ее основу суть, глубинный смысл составляют само
сопряжение двух противоположно заряженных "ядер", непрерывно меняющееся,
являющих собой абсолютные смысловые противоположности.
В этом отношении чрезвычайно
красноречивы символические заглавия известных произведений русской
литературы, объединяющих в едином целом взаимоисключающие понятия:
Кажется, будто в тот
самый момент, когда в русской культуре нечто утверждается, она уже
отрицается, низвергается, русская культура стремится выйти за пределы ею же
самою полагаемых определений и пересмотреть их.
Русская
культура сочетает центростремительность (т.е. тенденцию к
обретению своей самоидентичности), с центробежностыо (т. е. с
тенденцией преодоления своей однозначной самотождественности).
Перефразируя великого
русского мыслителя XX века М. Бахтина, можно сказать, что Россия избегала
"последних", завершающих суждений о себе и своей культуре она стремилась
всей своей историей доказать себе и всем окружающим, что последнее слово о ней
еще не сказано, если оно вообще возможно.
|
The national
mentality of the culture is deep structures, which, over long time periods,
determine the culture’s ethnic or national uniqueness.
Features, which
characterize the mentality of a certain culture, as opposed to ideological,
sociopolitical, religious-confessional and other culture-creating factors,
are characterized by stability and do not change with centuries.
Moreover, the mentality of the national culture, even undergoing some
changes in the course of history, nevertheless remains constant at the
core, which makes it possible to identify culture along its entire
historical route, from origin to bloom. Thus, the national uniqueness of the
Russian culture can be recognized at the stage of the Russian baptism, during
the Mongol-Tatar yoke, in the reign of Ivan the Terrible, during Peter’s
reforms, in Pushkin's times, during the “silver age”, in the Soviet times, in
emigration, and in the present stage of Russian development.
В лодке
Константин Коровин
1888
Natural
(topographical, climatic, bio-spherical) factors play a certain role in the
formation of the mentality of national culture. Russian plain and its soil
structure, river network, forest and steppe, river and boundless fields, ravines
and flying sands - all of this formed the world-view of the Russian
people, the predominant type of economic activity, the nature of
agriculture, the type of statehood, interaction with the neighboring peoples (in
particular, the nomadic peoples of the Great steppe), folkloric fantasy forms,
and folk philosophy.
Any attempt to
present the Russian culture in the form of an integral, historically
continuously developing phenomenon, which possesses its logic and is
expressed by a national uniqueness, runs into serious inner complexities and
contradictions. Every time it appears that at any stage of its formation and
historical development, Russian culture doubles, simultaneously
presenting two very different faces.
Руслан и голова
Константин Коровин
1902
Here are “pairs” of
oppositions, characteristic of the Russian culture since the earliest times,
which still remain valid:
Dual-faith;
ambiguity; dual-power; division – these are only a few of the concepts
relevant to the understanding of the history of the Russian culture, which
revealed themselves even as early as the Old-Russian stage.
Пристань в Новгороде
Константин Коровин
1906
This stable
self-contradiction of the Russian culture, which generates an increased
dynamism of its self-development, on the one hand, and a periodically
aggravating state of conflict, internally inherent to the culture itself, on
the other, comprises its organic and typological uniqueness and is called
binary nature.
A binary nature in the
structure of the Russian culture is undoubtedly the result of the “boundary”
geo-political position of Russia between the East and the West and has been
acquired over many centuries of collisions and mutual penetrations of the
features of each “super-civilization.”
In his historical-cultural
work “the Russian idea,” N. A. Berdyaev, explaining the anti-nomicity of
Russia and her culture, contradiction and complexity of the Russian soul,
established that “Russia is an integral part of the earth, an enormous
East-West, connecting these two worlds. Two origins, eastern and western
have always fought in the Russian soul.”
Thus, not only does the
Russian East-West “connect two worlds”, as shown by Berdyaev, but it also
separates them, tears them apart, and contradicts. Many contemporary cultural
anthropologists consider Russian Eurasia a unity and a struggle of
civilization processes, which originate both in the West and in the
East.
В Древнем граде
Константин Коровин
1910
Berdyaev divided the
Russian history into “five different Russia,” i.e., five different
cultural-historical types or styles of culture:
However, today it is
obvious that these five periods do not exhaust the entire Russian history. Along
with Soviet Russia, there was also…
1991 started the
Lastly, one can also add
to the list above
This is overwhelmingly much
for a single culture, even one which has existed for over eleven centuries
(sources of heathen Russ are lost in the pre-historic depth and cannot be dated
with any degree of certainty).
Cultural-historical paradigms in the Russian history have been layered on top of
each other: one stage was still not over, while the next already
began.
Красная площадь в Москве
Константин Коровин
1910
Future attempted to realize
itself even when conditions for it were still not formed. On the contrary, the
past did not hurry to leave the historical scene, preserving with it the old
traditions, standards and value. A similar historical stratification of stages
did, of course, occur in other world cultures, eastern and western, as well, but
in Russia this historical stratification has become a constant, typological
feature:
For centuries,
Russian culture was at a historical “cross-road”, with modernization ways of
civilization development, characteristic of Western European culture on the one
hand, and “ways of organic traditionalism”, characteristic of the Eastern
countries.
Russian culture
has always tended toward modernization, but modernization in Russia occurred
slowly, heavily, was constantly burdened by uniqueness and “prescribed nature”
of traditions, continually “rising” against them and disrupting them. Hence -
the numerous heretical mass movement, the daring thirst for “freedom” (robbers,
Cossacks), the search for alternative forms of authority (various impostor),
etc.
The mentality of
Russian culture was historically naturally created as:
Старая Москва
Константин Коровин
1913
“With mind Russia cannot be
understood.
With common line she cannot
be measured:
She has a special
position
In Russia one can only
believe.”
The characteristic
feature of the Russian culture with her “dual-centrism” is the fact that its
basis, essence, and deep sense are composed of a continuously changing
co-join of two oppositely-charged “nuclei”, which are absolute semantic
opposites.
Китеж Великий
Константин Коровин
1920
In this respect, symbolic
titles of the famous works of Russian literature are extremely eloquent,
uniting mutually-contradictory concepts in a single whole:
It seems that at the very
moment something is asserted in the Russian culture, it has already been denied,
precipitates, the culture strives to exceed the limits of its own definitions
and to re-examine them.
The Russian culture
combines a centripetal tendency (i.e. finding its self-identity)
with a centrifugal tendency (i.e. overcoming its
self-identity).
Para-phrasing the great
Russian thinker of the XX century M. Bakhtin, one can say that Russia has
avoided “final”, completing judgments about herself and her culture; she has
attempted, over the entire course of her history, to prove to herself and to her
neighbors, that the last word about her has not been said yet, if that is at all
possible.
Россия. Праздничное гулянье
Константин Коровин
1931
|
_______________________________________________________________
- Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
- Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
- История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
- История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
- Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
- Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
- На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
- Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
- Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
- Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
- Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
- Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий