понедельник, 2 января 2012 г.

5. Enlightenment and the Culture of the Peter Epoch - Просвещение и культура петровской эпохи

 
Петр Великий Думающий о строительстве Санкт-Петербурга
Александр Бенуа
1916


18 век в России, или "век Русского Просвещения", - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в. ), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху").
Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета. 

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
Василий Суриков
1870

Полоса петровских реформ расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую "культуру-веру") на собственно "культуру" и собственно "веру", т.е. фактически на две культуры:
  • Светскую,
  • Религиозную (духовную).
При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.
В то же время осуществленная Петром I церковная реформа способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры, в том числе тех, что в принципе не включались в кругозор верующего человека и понимались скорее как антипод святости, нежели ее мирской аналог. Это вело к порождению и распространению в массовом сознании нового и специфического для светской культуры явления - "светской святости", выражавшейся в таких различных по своему характеру чертах, как:
  • сакрализация личности монарха (культ Петра, Екатерины II), государственное и национальное самодовольство,
  • сакрализация классиков культуры (особенно ярко заявившая о себе по отношению к отечественной литературе в 19 в.: культ Пушкина и борьба за первое место на "литературном Олимпе", обострение критической и философской полемики, самоутверждение наук - естественных и гуманитарных).
Характерный для российской цивилизации, начиная уже с конца 16 в., "государствоцентризм" в конце концов восторжествовал в лице светской культуры, подчинившей себе элементы культуры духовно-религиозной.


Биржа Петербурга
Иван Айвазовский
1847

В концепции мира, утверждаемой Петром, на место "красоты" ставится "польза":
  • традиционный для Древней Руси приоритет слова, словесного этикета, отходит на второй план перед авторитетом вещи, материального производства, естественных и технических наук;
  • "плетение словес" сменил деловой стиль;
  • введенный Петром гражданский шрифт, противостоящий церковнославянскому, окончательно отделил светскую книжность от религиозной.
Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для традиционной русской культуры, явились - в результате петровских реформ - библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот.


Вид Петербурга
Иван Айвазовский
1888

Преодолевая статичность, русская культура 18 в. начала проникаться принципом историзма: история отныне воспринимается не как предопределение, не как застывшая вечность, эталон, идеал мироздания, но как иллюстрация и урок современникам, как результат участия человека в ходе событий, итог сознательных действий и поступков людей, как поступательное движение мира от прошлого к будущему. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и совершенствовании - от низших форм к высшим.
Петровские реформы, последовательно ориентированные на включение Росси в мировое сообщество, приобщение к западноевропейской цивилизации, на деле были весьма противоречивым и неоднозначным процессом. Это и не могло быть иначе в условиях социокультурного и религиозно-духовного раскола страны, с одной стороны, глубоко укорененной в архаике патриархальности и средневековья; с другой, - решительно шагнувшей в Новое время.
Таким образом, в результате петровских реформ социальное положение "благородного" сословия изменялось в сторону Запада, а социальное положение простых людей продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, в сторону Востока.
18th century in Russia, or “the century of Russian enlightenment” is the period in the development of the Russian culture, which indicated a gradual transition from the Old-Russian culture to the culture of the new time (Russian classical culture of the 19th century), whose beginning goes back to the reforms of Peter the Great (the first consistent attempt to modernize Russia “from the top”).


Алексей Гаврилович Венецианов 
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга
1838

The main content of Peter’s reforms was comprised of the secularization of culture, which destroyed the medieval entirety of the Old-Russian culture, which, in spite of all of its internal contradictions, was entirely religious and congeal like a system of pre-packaged standards, cliché, and forms of etiquette. Peter’s reforms divide a previously single Russian culture (syncretistic “culture-faith”) into strictly “culture” and strictly “faith”, i.e., actually into two cultures:
  • Secular,
  • Religious (spiritual).
Furthermore, the religious part of the Russian culture went to the periphery of the national-historical development, while the newly formed secular culture took roots in the center of cultural and public life, acquiring a self-sufficient nature.


Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге
Александр Бенуа
1899

At the same time, Peter’s church reforms contributed to the sacralization of the most important secular institutions and phenomena of culture, including those, which, in principle, were not in the world-view of a religious person and were understood as an antipode of holiness, rather than as its lay analog. This led to the creation and propagation in the mass consciousness of the phenomenon of “secular holiness”, which was new and specific to the secular culture. This phenomenon expressed itself in such characteristically different features as:
  • sacralization of the monarch’s personality (cult of Peter the Great, then of Catherine the Great), state and national complacency;
  • sacralization of the classicists of culture (which expressed itself particularly vividly with respect to the 19th century literature: cult of Pushkin and a struggle for the first place on the “literary Olympus”), aggravation of critical and philosophical polemics, self-assertion of sciences, natural as well as humanities.
State-centrism”, which was characteristic of Russian civilization since late 16th century, finally triumphed in the secular culture, which took over the elements of the spiritual-religious culture.


Ледорубы на замерзшей Неве в Санкт-Петербурге
Иван Айвазовский
1877

In the world concept, asserted by Peter, “beauty” was replaced by “profit”:
  • old-Russian traditional priority of the word and verbal etiquette moved to the background relative to the authority of the object, material production, natural and technical sciences;
  • “word netting” was replaced by business style;
  • Peter-introduced civil print, as opposed to the Church Slavonic print, finally separated the secular book-writing from the religious one.
As a result of Peter’s reforms, there appeared fundamentally new phenomena, unthinkable for the traditional Russian culture, such as libraries and public theaters, the cabinet of curiosities (the Kunstkammer) and the academy of sciences, parks and park sculpture, palace architecture and sea fleet.
Overcoming static character, 18th century Russian culture began to be penetrated by the historical principle. From then on, history was no longer perceived as a pre-destination, congeal eternity, standard, or universal ideal. Rather, it was seen as an illustration and a lesson to the contemporaries, a result of the participation of people in the course of events, the sum of conscious actions and behavior of people, world movement forward from the past to the future. There appeared first ideas about social and cultural progress as world movement forward, about its development and perfection from the lowest forms to the highest.

Вид с Лебяжьей Канавки на Михайловский замок в Петербурге
Алексей Боголюбов
1880

Peter’s reforms, consistently oriented to Russia’s inclusion into the world community and her union with the Western European civilization, were, in reality a rather contradictory and ambiguous process. It could not have been otherwise given the socio-cultural and religious-spiritual separation of the country, deeply implanted in the patriarchal and medieval archaism on the one hand, while having taken a decisive step into the new time on the other hand.
Thus, as a result of Peter’s reforms, the social position of the “noble” class changed toward the West, while the social position of the “common” people continued to change in the opposite direction, toward the East.



_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий