понедельник, 2 января 2012 г.

3. The Culture of the Kiev Russ - Культура Киевской Руси

 

Н. К. Рерих
Голубиная книга

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси— середина IX— начало XII века.
Рюриковичи, династия русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до начала XX века, потомки удельных князей.
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое, демократическое, городское, рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 миллионов человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
Ученые спорят о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры.
  • Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии.
  • Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника. Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее - к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта.
Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой.
The IX century opens a new page in the history of the Slavic people. There begins a process of collecting Slavic tribes under a single prince authority with the aid of the military force – a young strong state is being born. The Kiev Russ is usually considered to have begun when Varangian princes Rurik, Sineus, and Truvor were invited to rule Novgorod in 862. The Kiev Russ ended with the end of the rule of Vladimir Monomach (1113-1125). Thus, chronological boundaries of the Kiev Russ epoch are from the middle of the IX century to the beginning of the XII century.
The Rurikovich dynasty of Russian princes, the great princes of Kiev, Vladimir, Moscow and Russian tsars (end of the IX century through the XVI century, the last Rurikovich being the tsar Fedor Ivanovich) are considered to be descendants of Rurik. Several noble families, descendants of apanage princes, belonged to the Rurikovich kin until the beginning of the XX century as well.
In the culturological sense, the beginning of a new stage should be related with the Russian adoption of Christianity. The baptism of Russ in 988 became the turning point in the history and culture of Eastern Slavic tribes. Along with the new by religion they adopted from Byzantium a written language, book culture, masonry, canons of iconography, and some genres and images of applied arts. After this, the Kiev Russ experienced a cultural rise, which within a century took her to the highest European level. During subsequent four centuries, the Kiev Russ transformed into a well-managed, democratic, urban, market society. At its highest peak in the XI century its population reached 7-8 million people, including such developed urban centers as Kiev, Novgorod and Smolensk. This was the largest and most populous state in all of Europe.
Scientists argue about whether the adoption of the Byzantine culture affected further history of Russia positively or negatively.
  • Some believe that Russia thusly forever fenced herself off from the Catholic West and, as a result, fell behind in economic development.
  • However, one also should not forget that it was precisely Byzantium, which gave humanity Christianity as the highest religious law and a system of world-view. Hence, having selecting Orthodoxy, Russia drew moral and religious principles directly from the source. For Russia, Byzantine heritage meant a method of familiarizing with the Hellenic culture, and via it with the sources of culture of the Latin West, Middle East and Ancient Egypt.
Preference, given to the Byzantine orthodoxy, is explained by socio-political reasons, not only by the beauty of the divine service. The nature of the historical choice, made in 988 by Prince Vladimir was not random. The position of Russia between the East and the West, the cross influence on it of different civilizations had a fruitful effect on the spiritual life and culture of Russian people. Various commercial and political relations connected Russia with Western and Central Europe one the one hand and with Byzantium and the Asian East on the other.


Н. К. Рерих 
Славяне на Днепре
_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий