IX век в
истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс
собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной
силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси
принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году
варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира
Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской
Руси— середина IX— начало XII века.
Рюриковичи, династия
русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и
русских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор
Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также
некоторые дворянские роды до начала XX века, потомки удельных
князей.
В
культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с
принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988
году стало поворотным пунктом в истории и культуре
восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от
Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства,
каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После
этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия
вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих
столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое, демократическое,
городское, рыночное общество. В период наивысшего расцвета в
XI веке ее население достигло 7—8 миллионов человек,
включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск.
Это было самое большое и населенное государство Европы.
Ученые спорят о том,
позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России
заимствование византийской культуры.
Предпочтение,
отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой
богослужения, но и социально-политическими
причинами. Характер исторического
выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным.
Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее
различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и
культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения
связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны,
Византией и Азиатским Востоком — с другой.
|
The IX century opens
a new page in the history of the Slavic people. There begins a process of
collecting Slavic tribes under a single prince authority with the aid of the
military force – a young strong state is being born. The Kiev Russ is usually
considered to have begun when Varangian princes Rurik, Sineus, and Truvor were
invited to rule Novgorod in 862. The Kiev Russ ended with the end of the
rule of Vladimir Monomach (1113-1125). Thus, chronological boundaries of the
Kiev Russ epoch are from the middle of the IX century to the beginning of the
XII century.
The Rurikovich dynasty of
Russian princes, the great princes of Kiev, Vladimir, Moscow and Russian tsars
(end of the IX century through the XVI century, the last Rurikovich being the
tsar Fedor Ivanovich) are considered to be descendants of Rurik. Several noble
families, descendants of apanage princes, belonged to the Rurikovich kin until
the beginning of the XX century as well.
In the
culturological sense, the beginning of a new stage should be related with the
Russian adoption of Christianity. The baptism of Russ in 988
became the turning point in the history and culture of Eastern Slavic tribes.
Along with the new by religion they adopted from Byzantium a written
language, book culture, masonry, canons of iconography, and some genres and
images of applied arts. After this, the Kiev Russ experienced a cultural rise,
which within a century took her to the highest European level. During
subsequent four centuries, the Kiev Russ transformed into a well-managed,
democratic, urban, market society. At its highest peak in the XI
century its population reached 7-8 million people, including such developed
urban centers as Kiev, Novgorod and Smolensk. This was the largest and most
populous state in all of Europe.
Scientists argue about
whether the adoption of the Byzantine culture affected further history of
Russia positively or negatively.
Preference, given
to the Byzantine orthodoxy, is explained by socio-political reasons, not only by
the beauty of the divine service. The nature of the historical choice, made
in 988 by Prince Vladimir was not random. The position of Russia between the
East and the West, the cross influence on it of different civilizations had a
fruitful effect on the spiritual life and culture of Russian people. Various
commercial and political relations connected Russia with Western and Central
Europe one the one hand and with Byzantium and the Asian East on the
other.
|
Н. К. Рерих
Славяне на Днепре
_______________________________________________________________
- Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
- Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
- История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
- История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
- Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
- Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
- На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
- Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
- Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
- Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
- Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
- Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий