Важнейшие
приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены
следующим образом:
-
всестороннее развитие
системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества,
построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический
социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с
задачами социокультурной модернизации России;
-
помощь населению в
становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира,
национально-культурной, социально-экономической и
государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и
самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;
-
всемерное развитие
духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и
потребностей людей, превращение их культурного бытия в фундаментальную основу
социального бытия, культурных потребностей — в ядро социального заказа на
содержание, формы и качество жизни;
-
приобщение людей к
знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их
духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание
толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание
потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении
национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;
-
воспитание
демократического и плюралистического миропонимания, осознания
взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой
национальной культуры, понимания того, что будущее человечества определяется
гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с
культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).
Социальная
многослойность культуры — важнейший признак ее зрелости. Одновременно
очень важным представляется поддержание этих социальных субкультур в
состоянии «открытых систем» с размытыми границами, способных к свободному
взаимообмену социально актуальными формами и новациями.
Собор Василия Блаженного
Аристарх Лентулов
1913
В настоящее время
в российской культуре можно выделить несколько основных субкультурных
подсистем:
-
«высокая»
интеллигентская культура, развивающая историческую традицию национальной
элитарной культуры, крайне тяжело адаптирующаяся к современным рыночным
отношениям и меркантильным ценностным приоритетам, проявляющая тенденцию к
«съеживанию», самозамыканию в своей элитарности;
-
«советская»
культура, продолжающая традицию минувших десятилетий, основанная на
привычке населения к социальной уравниловке, приоритету коллективного над
личным, эйфории великодержавности; носителями этой системы «совковых»
ценностей в основном остаются люди старшего поколения, испытывающие вполне
понятную ностальгию по годам своей молодости и всей совокупности ценностей,
образов и символов, ассоциируемых с той эпохой;
-
западная (по
преимуществу — американская) культура либеральных ценностей,
социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая
значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции;
-
комплекс маргинальных
субкультур социальных «низов», существующий в широком спектре
проявлений от «блатного» стиля и непосредственно криминального образа жизни до
национал-шовинистических и мистико-оккультных движений.
Культурная политика
России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества.
Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и
ее культурная политика должна быть частью всемирного
культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции
духовно-ценностного освоения бытия.
|
The most important
priority purposes of the cultural policy in Russia can be determined as
follows:
-
a comprehensive
development of the system of socio-cultural value orientations of the person and
society, the construction of a new axiology of existence, creatively correlating
historical social experience and national cultural heritage, in which it is
expressed, with the tasks of the socio-cultural modernization of
Russia
-
aid to the population in
the formation of national-cultural, social-economic and state-political
identity, the form of spiritual self-determination and self-expression, public
and individual socio-cultural consciousness, which are adequate to the new
conditions of the means of life and picture of the world;
-
all-encompassing
development of the spiritual-value component in all manifestations of social
interests and needs of people, the transformation of their cultural existence
into the fundamental basis of social existence, cultural needs into a nucleus of
social order for the content, forms and quality of life
-
a familiarization of
people with the knowledge and the interest in entire variety of the cultures of
humanity, their non-material cultural and intellectual enrichment through this
knowledge, the training of a tolerant attitude to something different, unknown,
or unusual, the training of a need for benevolent cultural interaction, contact,
and overcoming national, confessional and socio-political
alienation
-
training of democratic
and pluralistic ideology, realization of an inter-relation of general human
values with the deep content of any national culture, understanding that the
future of humanity is determined by a harmonious combination of personal freedom
(as a pre-condition for individual self-realization) with culture (as a
universal method of reaching a consensus).
Сельский Домик. Село Зюзино
Аристарх Лентулов
A social
lamination of culture is the most important sign of its maturity. At the
same time, it is critical to support these social sub-cultures in the state of
“open systems” with washed-away boundaries, capable of free inter-change of
socially actual forms and innovations.
At present in the
Russian culture one can isolate several basic sub-cultural
sub-systems:
-
“High” intelligentsia
culture, which develops the historical tradition of the national elite
culture. It has extreme difficulties adapting to the contemporary market
relations and to mercantile value priorities and manifests a tendency toward
“shriveling”, or shutting itself off in its own elitism
-
“Soviet” culture,
which continues the tradition of the past decades, based on the population’s
habit to social leveling, the priority of the collective over the personal, the
euphoria of great state. Carriers of this system of “soviet” values are mainly
people of the elder generation, who feel a completely understandable nostalgia
for the years of their youth and for the entire totality of values, images, and
symbols, associated with that epoch
-
Western (mainly
American) culture of liberal values, socio-cultural individualism and
economic independence that covers a substantial part of the young people,
business owners and intelligentsia
-
A complex of marginal
sub-cultures of the social “bottom”, which exists in a wide spectrum of
manifestations from “rogue” style and the criminal image proper to
national-chauvinistic and mystic-occult movements.
The cultural policy of
Russia cannot be only a domestic affair of the country and society. To the
extent that Russia is an organic member of the world community, its cultural
policy must also be a part of the global culture-civilization process and
reflect global tendencies of spiritual-value mastery of existence.
Звон - Колокольня Ивана Великого
Аристарх Лентулов
1915
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий