понедельник, 2 января 2012 г.

10. Modern Cultural Policy of Russia - Современная культурная политика России


Москва
Аристарх Лентулов
1913 


Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим образом:
  • всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России;
  • помощь населению в становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;
  • всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в фундаментальную основу социального бытия, культурных потребностей — в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни;
  • приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;
  • воспитание демократического и плюралистического миропонимания, осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культуры, понимания того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).
Социальная многослойность культуры — важнейший признак ее зрелости. Одновременно очень важным представляется поддержание этих социальных субкультур в состоянии «открытых систем» с размытыми границами, способных к свободному взаимообмену социально актуальными формами и новациями.

Собор Василия Блаженного
Аристарх Лентулов
1913

В настоящее время в российской культуре можно выделить несколько основных субкультурных подсистем:
  • «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию национальной элитарной культуры, крайне тяжело адаптирующаяся к современным рыночным отношениям и меркантильным ценностным приоритетам, проявляющая тенденцию к «съеживанию», самозамыканию в своей элитарности;
  • «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий, основанная на привычке населения к социальной уравниловке, приоритету коллективного над личным, эйфории великодержавности; носителями этой системы «совковых» ценностей в основном остаются люди старшего поколения, испытывающие вполне понятную ностальгию по годам своей молодости и всей совокупности ценностей, образов и символов, ассоциируемых с той эпохой;
  • западная (по преимуществу — американская) культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции;
  • комплекс маргинальных субкультур социальных «низов», существующий в широком спектре проявлений от «блатного» стиля и непосредственно криминального образа жизни до национал-шовинистических и мистико-оккультных движений.
Культурная политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного освоения бытия.
The most important priority purposes of the cultural policy in Russia can be determined as follows:
  • a comprehensive development of the system of socio-cultural value orientations of the person and society, the construction of a new axiology of existence, creatively correlating historical social experience and national cultural heritage, in which it is expressed, with the tasks of the socio-cultural modernization of Russia
  • aid to the population in the formation of national-cultural, social-economic and state-political identity, the form of spiritual self-determination and self-expression, public and individual socio-cultural consciousness, which are adequate to the new conditions of the means of life and picture of the world;
  • all-encompassing development of the spiritual-value component in all manifestations of social interests and needs of people, the transformation of their cultural existence into the fundamental basis of social existence, cultural needs into a nucleus of social order for the content, forms and quality of life
  • a familiarization of people with the knowledge and the interest in entire variety of the cultures of humanity, their non-material cultural and intellectual enrichment through this knowledge, the training of a tolerant attitude to something different, unknown, or unusual, the training of a need for benevolent cultural interaction, contact, and overcoming national, confessional and socio-political alienation
  • training of democratic and pluralistic ideology, realization of an inter-relation of general human values with the deep content of any national culture, understanding that the future of humanity is determined by a harmonious combination of personal freedom (as a pre-condition for individual self-realization) with culture (as a universal method of reaching a consensus).
Сельский Домик. Село Зюзино
Аристарх Лентулов

A social lamination of culture is the most important sign of its maturity. At the same time, it is critical to support these social sub-cultures in the state of “open systems” with washed-away boundaries, capable of free inter-change of socially actual forms and innovations.
At present in the Russian culture one can isolate several basic sub-cultural sub-systems:
  • “High” intelligentsia culture, which develops the historical tradition of the national elite culture. It has extreme difficulties adapting to the contemporary market relations and to mercantile value priorities and manifests a tendency toward “shriveling”, or shutting itself off in its own elitism
  • “Soviet” culture, which continues the tradition of the past decades, based on the population’s habit to social leveling, the priority of the collective over the personal, the euphoria of great state. Carriers of this system of “soviet” values are mainly people of the elder generation, who feel a completely understandable nostalgia for the years of their youth and for the entire totality of values, images, and symbols, associated with that epoch
  • Western (mainly American) culture of liberal values, socio-cultural individualism and economic independence that covers a substantial part of the young people, business owners and intelligentsia
  • A complex of marginal sub-cultures of the social “bottom”, which exists in a wide spectrum of manifestations from “rogue” style and the criminal image proper to national-chauvinistic and mystic-occult movements.
The cultural policy of Russia cannot be only a domestic affair of the country and society. To the extent that Russia is an organic member of the world community, its cultural policy must also be a part of the global culture-civilization process and reflect global tendencies of spiritual-value mastery of existence.

Звон - Колокольня Ивана Великого
Аристарх Лентулов
1915


Битва Победы
Аристарх Лентулов
1914
_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий