Утро в сосновом лесу
Иван Шишкин
1889
Внутренняя неопределенность
побуждала русского человека искать что-то определенное и устойчивое во внешнем
мире. В русской культуре особое место занимает природа, причем
природа нетронутая, естественная, не испытавшая прикосновения культуры.
Туманное утро
Иван Шишкин
1897
Вопрос о сущности
русской культуры волновал многих мыслящих людей, и не только в
России. С ним связаны такие понятия, как «русский вопрос», «русская идея»,
«загадочность русской души» и т.д.
Гегель
полагал, что Россия содержит в себе огромные возможности будущего развития.
Отечественные
мыслители часто выражали характер и призвание русского народа в понятии
русской идеи.
Владимир Сергеевич Соловьев
В этих неопределенных
и противоречащих друг другу мнениях о русской культуре, о русском
характере и идее отражена неопределенность и противоречивость самой культуры,
характера и идеи.
Сосна без солнца. Мери-Хови
Иван Шишкин
1890
Неопределенность делает русскую культуру отзывчивой на все
веяния и идеи в мировой культуре, подражательной в отношении многих
образцов и идеалов, рожденных в культурах других народов.
Русская культура
пластична, но это же создает и опасность имитации жизни, мысли и
самой культуры. Русские умы волновали больше замыслы, проекты, надежды, чем их
осуществимость. С этим связаны неопределенность и невыраженность в культуре
богатырских начал народной жизни. Эти начала никак не могут созреть,
«выделиться», оформиться и появиться в своем, неповторимом образе.
Неопределенность и
невыраженность можно объяснить особенностями российской истории, в
которой начала национальной культуры постоянно угнетались сменой ориентиров и
ценностей, происходившей по инициативе властей.
Русскому народу, как
и многим другим народам, издавна был присущ:
Русский народ называли и
«богоносцем», и «богоизбранным», но считал ли он сам себя таким?
Народу приписывали самые
разные качества, к нему взывали, его именем клялись, от его имени творились
страшные злодеяния в российской истории, но по-настоящему с его мнением ни одна
власть не считалась.
На севере диком...
Иван Шишкин
1890
В истории русской
культуры выражено все, к чему способен народ. Он выражал себя не
только в собственном творчестве, но и посредством творцов, вступавших с ним в
диалог. Потому творчество и возможно, что находятся люди, которые не
ждут соответствующих условий. Их творчество становится проявлением духа
национальной культуры. Это, прежде всего, творчество А.С.
Пушкина.
|
Internal uncertainty
impelled the Russian people to search for something deterministic and steady in
the external world. In the Russian culture, a special place is taken by the
nature; specifically nature that is un-touched, virgin, and has not experienced
the touch of culture. Such nature appeared to be one of the few things in
the surrounding world which would not deceive and would not let one down.
State and solid authority were regarded as well; not because of some
special love or respect, but because state and authority were seen as a
basis, which helps people to find themselves internally. State was regarded
as an external force and a firm basis of life.
Many thinkers, not all of
them Russian, concerned themselves with the question of the essence of
Russian culture. Notions such as “the Russian question”, “the
Russian idea”, and “the mysteriousness of Russian soul”, are all
related to it.
Hegel believed
that Russia possesses enormous possibilities for future
development.
Дубы Петра Великого в Сестрорецке
1886
Domestic thinkers
frequently expressed the nature and the vocation of Russian people in the
concept of the Russian idea.
Николай Александрович Бердяев
These indeterminate and
self-contradicting opinions about the Russian culture, nature and idea reflect
uncertainty and self-contradiction of the very culture, nature and
idea.
Uncertainty
makes Russian culture responsive to all movements and ideas in the world
culture, imitative with respect to many models and ideals, born in other
cultures.
Russian culture is
plastic, but this also creates the danger of imitating the life, thought and
culture itself. Russian minds have been more concerned with concepts, projects
and hopes rather than with their implement-ability. Related to it are
uncertainty and lack of expression in the culture of the Herculean beginnings of
the folk life. These beginnings cannot mature, “be produced”, take shape and
appear in their own, unique, form.
The uncertainty
and lack of expression can be explained by unique features of the Russian
history, in which the roots of the national culture have been constantly
suppressed by the ever-changing orientations and values, initiated by the
authorities.
На острове Валаам. Какко
1860
The following features
have, since olden times, been inherent to the Russian people, as well as, many
other peoples:
Russian people have been
called both “God-carrying” and “God-chosen”, but do they consider
themselves so?
People have been assigned
various qualities; they have been appealed to; sworn by; terrible crimes in the
Russian history have been made in their name, but in reality the authority never
considered the people’s opinion.
The history of
Russian culture expresses everything the people are capable of. They
expressed themselves not only in their own creativity, but also by means of
creators, who entered into a dialogue with them. Creativity is possible
precisely because people there are people who do not wait for appropriate
conditions. Their creativity becomes a manifestation of the spirit of national
culture. This is, first of all, the creativity of A. S.
Pushkin.
|
_______________________________________________________________
- Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
- Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
- История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
- История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
- Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
- Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
- На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
- Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
- Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
- Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
- Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
- Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий