понедельник, 2 января 2012 г.

9. Modern Socio-Cultural Situation - Современная социокультурная ситуация в России


Отдых. Общество в цилиндрах
Казимир Малевич
1908

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.
С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Церковь
Казимир Малевич
1905
  • Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера.
  • Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.
  • Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль.
  • Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.
  • Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.
  • Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества.
  • Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга.
  • Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.
  • Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.
В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию:
  • Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике.
  • В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений.
  • Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, стандартизации культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
  • Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития.
  • Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.
  • Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье.
  • На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России.
Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.
If one analyzes the situation characteristic of the socio-cultural life of the Russian society as a whole, then one will observe its complexity and discrepancy.

Дама на остановке трамвая
Казимир Малевич
1913

On the one hand, there are positive changes, related to an emancipation of the consciousness of people, a significant increase in the socio-cultural creativity of various categories and population groups, an expansion in the quantity of forms and types of artistic creativity, an enrichment of the spectrum of cultural initiatives due to development of various kinds of public organization, movements, clubs, and associations.
  • There is an ever wider use for the address support of various initiatives, utilized in the form of special-purpose programs of federal and local nature.
  • A sense of cultural isolation disappears; many artistic values, unjustifiably forgotten, are returning into the cultural memory.
  • There is demand and, in many respects, a new mastering of an enormous humanitarian potential of Russian culture - philosophical, cultural-anthropological, sociological, psychological, and economic thought.
  • Increase in the activity of national-cultural self-consciousness of various ethnic groups and social communities contributes to the formation of historical memory, training the feeling of “home town”, love and attachment of a person to her primordial land, revival of the cult of ancestors and relatives, everyday rites, and traditional forms of management, way of life, and beliefs.
  • Religious culture of the peoples of Russia is restored in its rights.
  • Modernization processes, occurring in society, have created new objects of culture: means of labor, objects of consumption, services, scientific and philosophical ideas, which substantially increase the cultural potential of society.
  • Development of the means of mass communication has introduced into the cultural context an enormous amount of scientific knowledge, aesthetical directions, and philosophical studies, which correspond to the variety of the relations between the person and the world. The culture and leisure industry is experiencing rapid changes.
  • Today's cultural potential is composed of recently created objects of culture - scientific theories, works of art, laws, industrial goods, architectural construction; knowledge about how they can be used in everyday life, the habits of such use, concentrated not only in the specialized areas of culture, but in everyday culture as well; cultural heritage of past, whose knowledge and habits of use are mainly concentrated in specialized areas of culture.
  • The resources of the development of cultural life are composed of traditional social institutes, intended for the translation of cultural potential, its mastery and use by members of the society: ministries, institutions of general and higher education, scientific-research centers, cultural establishments, creative unions, the media.
The Wedding
Казимир Малевич
1907

At the same time, within society, there are increases in the tendencies and processes, which negatively characterize today's socio-cultural situation:
  • Gap between the innovation potential of culture and the mass ability of its mastery and use in everyday socio-cultural practice widens.
  • In the social sphere, a tendency of social stratification based on socio-cultural factors such as means and style of life, social identity, position, and status becomes ever more noticeable. One of the sources of socio-cultural and personal problems is intense migratory processes, which destroy the cultural integrity of settlements.
  • Processes of erosion of the spiritual originality of the Russian culture, standardization of cultural demands, loss of national-cultural identity and destruction of cultural individuality strengthen.
  • Indices of non-material cultural life of society are reduced. There widens a break between specialized and everyday levels of cultural development. There occurs a significant re-orientation of public consciousness – from spiritual, humanistic values to the values of material prosperity.
  • A cause of special anxiety is the young generation, which increasingly moves away from non-material culture. Factors contributing to this are crisis in the education system and the media, which injects depravity, violence, and disdainful attitude to profession, labor, marriage, and family into the consciousness as standard.
  • At the level of state policy, one can observe an under-estimation of culture as a consolidating and semantic-defining factor, as the most important resource of the spiritual transformation of Russia.
Thus, tendency toward degradation of spiritual life and cultural medium, which one can observe in the society today, is not balanced by positive processes and efforts, directed toward optimization of socio-cultural life and improvement in the conditions of existences and quality of human vital activity.

Жизнь в большой гостинице
Казимир Малевич
1914

Black Suprematistic Square
Казимир Малевич
1915
_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий