Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток
переводов византийской литературы, что послужило источником для новых
выразительных средств в отечественной литературе:
Вычурный,
орнаментальный характер нового стиля соответствовал его названию -
"плетение словес". Для него были характерны музыкальность речи,
словесная игра, основанная на смысловых тонкостях слов и их сочетаний,
словообразования. В церковной литературе формировался высокий "стиль", из
которого изгнана бытовая и военная лексика, для чего вводятся греческие слова
или описательные обороты.
Благовещение
Андрей Рублёв
1405
Аналогом этого стиля
в живописи является стиль Феофана Грека. Деятельная
активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания
сил. Сергию Радонежскому фактически приписывали даже заслугу победы в
Куликовской битве.
В 14 веке Москва
становится христианским центром Руси. В 1326 г. был построен
первый Успенский собор, в конце 14 веке - Рождественский и
Благовещенский соборы. Исходным эталоном служил архитектурный стиль
города Владимира.
Иоанн Предтеча
Андрей Рублёв
1408
Андрей
Рублев (между 1360 и 1370 - около 1430) как и всякий
средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя
упоминалось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое
время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров
Руси той поры. Здесь для Троицкого собора он написал свое великое произведение
- "Троицу". Три ангела символизируют в ней нерушимое единство, мир и
согласие. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и
перекликаются одна с другой. Вполне возможно, что потом А. Рублев жил и в
Москве, в Андрониковом монастыре. В 1405 г. он вместе с известными
иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи
Благовещенского собора Московского Кремля. В 1408 г. А. Рублев вместе с
Даниилом Черным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во
Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда.
Уже после 1422 г. Рублев расписал Троицкий собор в Загорске фресками,
которые не сохранились, и также со своими учениками создал его иконостас.
Полагают, что умер великий мастер в Андрониковом монастыре, там же и был
погребен.
|
Religious commonality
between Russia and Byzantium gave birth to an enormous flow of translation of
Byzantine literature, which served as a source of new expressive means in the
domestic literature:
Спас в силах
Андрей Рублёв
1408
An analog of this style in
painting is the style of Pheofan the Greek. Vigorous activity
becomes a practical result of concentrated strength collection. Sergius
Radonezhskiy is even credited Russian victory in the Kulikovo battle.
Рождество Христово
Андрей Рублёв
1405
In the
14th century Moscow becomes a Christian center of Russia. In
1326, the first Cathedral of the Dormition was built; at the end
of the 14th century – the Cathedrals of the Nativity and of the
Annunciation. The architectural style of the city of Vladimir served as
initial standard.
Andrei Rublev
(between 1360 and 1370 - about 1430), like every other medieval master, did not
sign his creations; his name is mentioned rarely in the chronicles. However,
historians believe that he was a monk and for a long time lived in the Trinity
Lavra of St. Sergius, one of large cultural centers of Russia at the time. Here,
for the Cathedral of the Trinity, he wrote his great masterpiece, “the
Trinity”. In it, three angels symbolize inviolable unity, peace and accord.
Compositionally, the angels are inscribed into a circle, the colors of their
garments complement and agree with one another. It is possible that after that,
Andrei Rublev also lived in Moscow, in the St. Andronik Monastery. In 1405,
together with well-known iconographers by Pheofan the Greek and Prokhor from
Gorodets, he participated in the painting of the Cathedral of the
Annunciation in the Moscow Kremlin. In 1408, Rublev, together with his
friend, Daniil Cherniy, painted the Cathedral of the Dormition in
Vladimir. Here, frescoes on the Last Judgment theme have been preserved to
the present day. After 1422, Rublev painted the Cathedral of the Trinity in
Sergiev Posad with frescoes, which have not been preserved, and also,
together with his students, created its iconostasis. The great master is
believed to have died in the St. Andronik Monastery, where he is
buried.
Иоанн Златоуст
Андрей Рублёв
1408
|
_______________________________________________________________
- Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
- Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
- История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
- История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
- Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
- Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
- Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
- Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
- На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
- Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
- Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
- Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
- Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
- Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий