понедельник, 2 января 2012 г.

4. The Rise of Culture in Russia in the XIV-XV Centuries - Расцвет культуры в России 14-15 веков

 
Троица
Андрей Рублёв
1410


Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток переводов византийской литературы, что послужило источником для новых выразительных средств в отечественной литературе:
  • Был выработан и получил распространение особый патетический и торжественный стиль, выразительность и эмоциональный подъем.
  • Были усвоены некоторые общие принципы орфографии и пунктуации, появились новые понятия - развивается литературный язык (стираются местные и областные различия).
Вычурный, орнаментальный характер нового стиля соответствовал его названию - "плетение словес". Для него были характерны музыкальность речи, словесная игра, основанная на смысловых тонкостях слов и их сочетаний, словообразования. В церковной литературе формировался высокий "стиль", из которого изгнана бытовая и военная лексика, для чего вводятся греческие слова или описательные обороты.

Благовещение
Андрей Рублёв
1405

Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека. Деятельная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил. Сергию Радонежскому фактически приписывали даже заслугу победы в Куликовской битве.
В 14 веке Москва становится христианским центром Руси. В 1326 г. был построен первый Успенский собор, в конце 14 веке - Рождественский и Благовещенский соборы. Исходным эталоном служил архитектурный стиль города Владимира.

Иоанн Предтеча
Андрей Рублёв
1408

Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - около 1430) как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров Руси той поры. Здесь для Троицкого собора он написал свое великое произведение - "Троицу". Три ангела символизируют в ней нерушимое единство, мир и согласие. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Вполне возможно, что потом А. Рублев жил и в Москве, в Андрониковом монастыре. В 1405 г. он вместе с известными иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. В 1408 г. А. Рублев вместе с Даниилом Черным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда. Уже после 1422 г. Рублев расписал Троицкий собор в Загорске фресками, которые не сохранились, и также со своими учениками создал его иконостас. Полагают, что умер великий мастер в Андрониковом монастыре, там же и был погребен.
Religious commonality between Russia and Byzantium gave birth to an enormous flow of translation of Byzantine literature, which served as a source of new expressive means in the domestic literature:
  • A special pathetical and solemn style, expressiveness and emotional lift were manufactured and won acceptance.
  • Some general principles of orthography and punctuation were mastered; new concepts appeared - a literary language developed (local and regional differences were erased).
Спас в силах
Андрей Рублёв
1408

The fanciful, ornamental nature of new style corresponded to its name, “word netting”. A certain musicality of speech, verbal games, based on the semantic nuances of words and their combinations, word formation were characteristic of it. In the church literature there formed a high “style”, which banished everyday and military vocabulary, for which Greek words or descriptive expressions were introduced.
An analog of this style in painting is the style of Pheofan the Greek. Vigorous activity becomes a practical result of concentrated strength collection. Sergius Radonezhskiy is even credited Russian victory in the Kulikovo battle.

Рождество Христово
Андрей Рублёв
1405

In the 14th century Moscow becomes a Christian center of Russia. In 1326, the first Cathedral of the Dormition was built; at the end of the 14th century – the Cathedrals of the Nativity and of the Annunciation. The architectural style of the city of Vladimir served as initial standard.
Andrei Rublev (between 1360 and 1370 - about 1430), like every other medieval master, did not sign his creations; his name is mentioned rarely in the chronicles. However, historians believe that he was a monk and for a long time lived in the Trinity Lavra of St. Sergius, one of large cultural centers of Russia at the time. Here, for the Cathedral of the Trinity, he wrote his great masterpiece, “the Trinity”. In it, three angels symbolize inviolable unity, peace and accord. Compositionally, the angels are inscribed into a circle, the colors of their garments complement and agree with one another. It is possible that after that, Andrei Rublev also lived in Moscow, in the St. Andronik Monastery. In 1405, together with well-known iconographers by Pheofan the Greek and Prokhor from Gorodets, he participated in the painting of the Cathedral of the Annunciation in the Moscow Kremlin. In 1408, Rublev, together with his friend, Daniil Cherniy, painted the Cathedral of the Dormition in Vladimir. Here, frescoes on the Last Judgment theme have been preserved to the present day. After 1422, Rublev painted the Cathedral of the Trinity in Sergiev Posad with frescoes, which have not been preserved, and also, together with his students, created its iconostasis. The great master is believed to have died in the St. Andronik Monastery, where he is buried.

Иоанн Златоуст
Андрей Рублёв
1408



_______________________________________________________________
  1. Аджи М. Кипчаки. Древнейшая история тюрков и великой степи. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 1999.
  2. Аджи М. Полынь половецкого поля. 2-е изд. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. История и культура Башкортостана. – М.: АО МДС, 1997.
  5. История философии: Запад–Россия–Восток. – Кн. 3. – 2-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.
  6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  8. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология: теория и история культуры. - М.:Знание, 1998.
  11. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  12. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. С.-Пб, 1997.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – Т. 1-3. – М.: Прогресс, 1993–1994.
  14. На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х–XVI вв.). – М.: ИНСАН, 1996.
  15. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М.: Норма, 1998.
  16. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998.
  17. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 1998.-с.373-376.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
  19. Хрестоматия по истории Башкортостана. – Ч. 1, 2. – Уфа: Китап, 1996.
  20. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Раздел 3 «Краткий очерк истории русской культуры». – Р-н/Д: «Феникс», 1997.
  21. Шульгин В.С. Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. – М.: Простор, 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий