пятница, 7 сентября 2012 г.

Российское кино - Cinema of Russia



Российские фильмы, получившие премию «Оскар»
Russian Films, which Received the “Oscar” Awards
  • Документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942).

  • «Радуга» Марка Донского (1944).
  • «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968).

  • «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии).
  • «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980).
  • «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).
Анимационный фильм
«Старик и море» Александра Петрова (2000, совместный проект с участием России, Канады и Японии).
  • Documentary film “The crushing defeat of the Fascist-German troops in the environs of Moscow by Leonid Varlamov and Ilya Kopalin (1942).
  • “Rainbow” by Mark Donskoy (1944).
  • “War and Peace” by Sergey Bondarchuk (1968). 
  • “To Ddersu Uzala” of Akira Kurosava (1975, joint production of the USSR and Japan).

  • Moscow does not believe in tears” by Vladimir Menshov (1980).
  •  “Tired by the sun” by Nikita Mikhalkov (1994).
  • Animated film “Old man and  Sea” by Alexander Petrov (2000, joint project with the participation of Russia, Canada and Japan).


История кино в России
History of cinema in Russia
  • 1898-1917
Кино в Россию завезли французы в начале 1896-го года. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м году документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет.
Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная.
В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие мастера режиссуры того времени создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов
  • 1918-1930
После Октябрьского переворота 1917-го многие известные российские кинематографисты уехали за границу.
Первый советский фильм «Уплотнение» (1918), А. Пантелеева оказался слабым.
Однако через несколько лет на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 1920-х годов. Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе.
Во многих книгах по истории мирового кино во всем мире написано о Сергее Эйзенштейне и о его знаменитых современниках – Льве Кулешове («По закону»), Всеволоде Пудовкине («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александре Довженко («Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертове («Человек с киноаппаратом»).
Рядом с «эффектом Кулешова» и «монтажом аттракционов» существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное кино Якова Протазанова («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена») и Константина Эггерта («Медвежья свадьба»). Но лидерство Сергея Эйзенштейна с его метафорическими «Броненосцем» и «Октябрем» уже тогда не вызывало никакого сомнения.
  • 1931-1940
Приход звука в российском кино Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим поставил на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так, вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 1920-х (Д.Вертов, Л.Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры.
Фаворитами 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. Братьям Васильевым Чапаев»), Михаилу Ромму Ленин в Октябре», «Ленин в 18-м году») и Фридриху Эрмлеру («Великий гражданин») сумели приспособить свой талант к жестким требованиям эпохи «обострения классовой борьбы» и массовых репрессий.
Однако Сталин понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С. Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 1930-х. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.
  • 1941-1949
Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником.
Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. И не даром – в образе блестяще сыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так уж трудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма.
Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина») Сталин выглядел настоящим божествомдля советского народа.
К концу 1940-х годов Сталину уже трудно было отслеживать кинорепертуар того времени. Отборные российские кинематографисты снимали только 12 фильмов в год. Это были настоящие шедевры «соцреализма». Например, эпопеи о Революции и Войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести о не замеченных в «оппортунизме» ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский») и т. д.
Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).
  • 1950-1968
После смерти Сталина «оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х годов вызвала резкое увеличение производства фильмов и приток режиссерско-актерских дебютов. Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского - «Летят журавли»  заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Подобную награду в Каннах не удалось взять ни одному российскому фильму. Чуть позже тот же дуэт снял еще два знаменитых фильма с новаторским стилем – «Неотправленное письмо» и «Я – Куба».
Второе дыхание пришло и к Михаилу Ромму («Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм»).
Отказ от парадной помпезности в пользу проблем «простого человека» особенно ярко виден в скромных мелодрамах Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (совместно в Ф. Миронером) и «Два Федора». Эти фильмы беспрепятственно вышли в широкий прокат. Зато попытка Хуциева выйти на уровень критического осмысления современности Мне 20 лет», «Июльский дождь») вызвала резкое противодействие властей, начавших постепенную «заморозку» кинооттепели. Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал легендарный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966). В середине 1960-х Кремль фактически объявил войну российскому «авторскому кино», не укладывавшемуся в замшелые рамки «соцреализма». Вслед за «Рублевым» (тогда еще картина называлась «Страсти по Андрею») на полке оказались фильмы Андрея Кончаловского («История Аси Клячиной…»), Александра Алова и Владимира Наумова («Скверный анекдот»), Андрея Смирнова («Ангел»), Ларисы ШепитькоРодина электричества»), Александра Аскольдова («Комиссар»).
Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба ПанфиловаВ огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида ГайдаяОперация «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия ДанелияЯ шагаю по Москве»). Нельзя не упомянуть и нашумевшие экранизации мировой классики – «Войну и мир» Сергея Бондарчука, получившую «Оскар», «Анну Каренину» Александра Зархи, «Гамлета» Григория Козинцева и «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева.
Кинооттепель стала звездным часом для Татьяны Самойловой, Анастасии Вертинской, Людмилы Савельевой, Вячеслава Тихонова, Олега Стриженова, Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Евгения Урбанского, Олега Ефремова и многих других замечательных актеров нового поколения. В эти годы еще продолжали играть Борис Андреев, Алексей Черкасов, Михаил Жаров, Лидия Смирнова, Николай Симонов и другие известные артисты 1930-х – 1940-х годов.
  • 1969-1984
«Оттепель» оборвалась в августе 1968 года. На корню душились многие творческие замыслы. Немало незаурядных картин оказалось на цензурной полке: сильный фильм о войне «Проверки на дорогах» Алексея Германа, фантасмагорическая «Агония» Элема Климова, психологические драмы «Долгие проводы» Киры Муратовой и «Тема» Глеба Панфилова). Иные выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). Но вопреки всему сквозь цензуру российского кино иногда прорывались ленты мастеров класса «А».
  • Василий Шукшин («Печки-лавочки», «Калина красная»),
  • Глеб Панфилов Начало», «Прошу слова»),
  • Никита Михалков («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Родня»),
  • Вадим Абдрашитов («Слово для защиты», «Охота на лис»),
  • Илья Авербах («Чужие письма», «Объяснение в любви»),
  • Роман Балаян («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй»),
  • Ролан Быков («Чучело»),
  • Динара Асанова («Пацаны»),
  • Сергей Соловьев («Спасатель», «Наследница по прямой»),
  • Георгий Данелия («Осенний марафон»),
  • Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»),
  • Андрей Кончаловский («Дядя Ваня», «Сибириада»).
Это далеко не полный список заметных имен и фильмов той эпохи.
Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелия Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира МотыляБелое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»).
Абсолютными рекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (приз «Оскар») и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.
Кинозвезды  той эпохи – Владислав Дворжецкий, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Солоницын, Юрий Богатырев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Александр Кайдановский, Николай Еременко, Людмила Гурченко, Маргарита Терехова, Нонна Мордюкова, Елена Соловей, Инна Чурикова.
  • 1985-1991
Попытка новой либерализации коммунистического режима, поначалу довольно робкая, вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. Реабилитированный по всем статьям Элем Климов стал безоговорочным лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. Его картина называлась «Иди и смотри». Пожалуй, ни до, ни после российское кино не знало такой беспощадной степени натурализма в изображении второй мировой войны.
Именно Климов очень скоро стал во главе перемен в тогдашнем Союзе кинематографистов. Затем его сменил Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень»).
Запрещенные ранее фильмы стали появляться на экраны. Затем последовала отмена списка запрещенных для кино тем и жанров. «Маленькая Вера»(1988) Василия Пичула стала первой российской картиной с откровенно снятой сексуальной сценой. Но ни эта лента, ни скандальная «Интердевочка» Петра Тодоровского уже не смогли повлиять на общую ситуацию снижения посещаемости. Распространение видео, конкуренция со стороны ожившего телевидения, интенсивный импорт иностранных фильмов, и нахлынувший «девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданных своих зрителей.
Однако перестройка породила на Западе временную моду на все русское, и российские фильмы стали желанными гостями больших и малых международных фестивалей. При этом часто призы доставались режиссерам-дебютантам: Леонид Каневский («Замри-умри-воскресни»), Александр Хван («Доминус»), Валерий Тодоровский («Катафалк», «Любовь») и Павел Лунгин («Такси-блюз») и другие.
Наиболее престижные международные награды (Берлин, Канн, Вененция) получили работы Киры МуратовойАстенический синдром»), Глеба Панфилова («Тема», «Мать»), Павла Лунгина («Такси-блюз») и Виктора Аристова («Сатана») и Никиты Михалкова («Урга»).
Совсем иначе выглядели коммерческие результаты российского кино рубежа 1990-х годов. Одна из последних лент самого кассового комедиографа российскоого кино Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация» не привлекла внимания и четверти зрительской аудитории его прежних хитов. А комедии Юрия Мамина («Бакенбарды»), Себастьяна Алакорна («Испанская актриса для русского министра»), Валерия Рубинчика («Комедия о Лисистрате»), Константина Воинова («Шапка») имели еще более скромный прокатный успех.
Зрители в массе своей продолжали смотреть заокеанские боевики.
1991-й год, как хорошо известно, стал последним годом существования Советского Союза. Государство все еще продолжало по привычке финансировать существенную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года, но лишь немногие из них доходили до экранов кинотеатров, заполненных иноземной коммерческой продукцией. Цензура фактически уже не действовала.
В 1991 году список художественных и фестивальных удач уже выглядел скромнее, чем во второй половине 80-х годов. («Армавир» тандема Абдрашитов-Миндадзе, «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Дом под звездным небом» Сергея Соловьева).
Меньше стало и интересных дебютов. Окрашенный ностальгической дымкой коллаж Олега Ковалова «Сады скорпиона», сотканный вокруг давно позабытой шпионской ленты А.Разумного «Случай с ефрейтором Кочетковым», очаровательная ретро-комедия «Облако-рай» Николая Досталя, и веселая пародия Аркадия Тигая «Лох - победитель воды», и драматическая притча о постафганском синдроме «Нога» Никиты Тягунова.
Довольно неожиданным для знатоков фильмографии Леонида Марягина, стало появление политической драмы «Враг народа - Бухарин».
  • 1992-2002
1992 год
Теоретически в прокат 1992 года могло выйти немалое число новых отечественных фильмов - 172, львиная доля которых снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций. Однако на деле, быть может, вопреки надеждам некоторых новоявленных кинокоммерсантов, в прокате оказался все тот же набор заокеанских боевиков.
Переживающая поистине второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 1990-х превратила в событие отечественной культуры, раз за разом осуществляя свои замыслы, не реализованные в годы цензурных запретов и гонений. Блеснул каллиграфией «большого стиля» фильм режиссера Ивана Дыховичного и оператора Вадима Юсова «Прорва».
Вышли в свет фильмы Марлена Хуциева «Бесконечность» (приз Берлинского кинофестиваля) и Игоря Таланкина «Бесы» (по роману Ф. Достоевского).
1992 год порадовал несколькими весьма крепкими по ремеслу жанровыми фильмами: авантюрные комедии «Встретимся на Таити», «Гений», «хичкоковский» триллер «Жажда страсти», едкая сатира «Комедия строгого режима».
1993 год
Московский международный кинофестиваль, состоявшийся в июле 1993 года, впервые за всю свою историю испытал дефицит зрителей. Толпы жаждущих «лишнего билетика», похоже, навсегда ушли в прошлое. Впервые за много лет, российское кино весьма скромно звучало на международных кинофестивалях. Тепло встреченные российской кинокритикой картины «Барабаниада» Сергея Овчарова и «Макаров» Владимира Хотиненко за границей смотрели прохладнее.
Снова уменьшилось российское производство фильмов (152 полнометражных фильма). В 1993 году всего стало меньше, например, заметных дебютов (Сергей Урсуляк - одно из немногих исключений). «Мэтры» былых времен представлены только тремя фамилиями: Петр Тодоровский («Анкор, еще анкор!», Георгий Данелия («Настя») и Эльдар Рязанов («Предсказание»). Добротный коммерческий кинематограф также практически сошел на нет. Кроме мелодрамы Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» и комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» можно выделить, пожалуй, лишь «Затерянного в Сибири» Александра Митты.
1994 год
Год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. «Оскар» и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Никита Михалкова «Утомленные солнцем» -серьезная художественная удача не только кинематографического года, но и десятилетия. На фоне этого успеха работы остальных режиссеров старшего поколения выглядели куда менее выигрышно. Ни постперестроечная комедия Андрона Кончаловского «Курочка ряба», ни стильная, но анемичная «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, ни даже изысканные «Увлечения» Киры Муратовой не стали подлинными событиями года.
Общее количество фильмов уменьшилось до 68-ми.
Непривычно коротким по сравнению с прошлыми годами выглядел в 1994-м и список успешных дебютантов. Денис Евстигнеев дебютировал фильмом «Лимита». В «молодых» конкурентах у него по сути были лишь Валерий Тодоровский с «Подмосковными вечерами» и Сергей Ливнев с «Серпом и молотом».
1995 год
Количество российских фильмов упало до 46-ти. После несвойственной им ранее паузы дуэт Абдрашитов-Миндадзе обрадовал российских киноманов драматической комедией «Пьеса для пассажира» (приз на Берлинском фестивале). Савва Кулиш («Железный занавес») и Петр Тодоровский («Какая чудная игра») выступили с ретродрамами о жизни послевоенной молодежи. Пресса приняла их труды довольно сдержанно. Немало споров вызвала драматическая комедия Владимира Хотиненко «Мусульманин». Под бурные аплодисменты российских журналистов прошла премьера «Особенностей национальной охоты...» (главный приз «Кинотавра»). На фоне этих шумных премьер совершенно незаслуженно была оттеснена на второй план ироничная и психологически тонкая картина Георгия Данелия «Орел и решка». Так же произошло и с предыдущей работой мастера - грустной комедией-сказкой «Настя».
Надо сказать, что именно Данелия, стал одним из немногих (вместе с Муратовой, Михалковым и Рязановым) режиссеров, сумевших поставить в 1990-х годах по три и более фильмов, оказался как бы вне «тусовочной» моды из-за своего упрямого нежелания подстраиваться под социальную и кинокритическую конъюнктуру.
1995 год знаменателен возвращением в кинематограф создателя легендарных «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна экранизацией тургеневской «Первой любви».
Развлекательный кинематограф в середине 1990-х помимо «Охоты…» держался на мелодраме «Американская дочь», каскадерском боевике «Крестоносец» и комедиях «Московские каникулы», «Любить по-русски» и «Ширли-мырли», которые по тогдашним меркам имели вполне приличный зрительский успех.
В 1995 году в Москве появляется первый в России кинотеатр с настоящим многоканальным звуком Dolby - «Кодак-Киномир». К началу XXI века в столице их будет уже около полусотни, и залы с новой техникой появятся во всех больших и средних российских городах.
1996 год
Год бесславного окончания так называемой первой чеченской войны. Именно в это время российский кинематограф наконец-то откликнулся на нее «Кавказским пленником» Сергея Бодрова. На фоне самого низкого за все 1990-е годы числа снятых в России фильмов военная драма Сергея Бодрова выглядела несомненным лидером, что немедленно было отмечено прессой и фестивальными жюри.
Количество российского кино свелось к трем десяткам названий.
1997 год
Благодаря сильной притче дуэта Миндадзе-Абдрашитов «Время танцора», мелодраме П.Чухрая «Вор», черной комедии К.Муратовой «Три истории» и драме А.Сокурова («Мать и сын») общая картина выглядела довольно пристойной. На состоявшемся летом 1997 года очередном Московском фестивале одну из главных наград получила картина "Мать и сын". Самым кассовым (относительно остальных) фильмом года стала криминальная драма Алексея Балабанова «Брат», с ее характерным моральным релятивизмом. Валерий Тодоровский вынес на суть зрителей по-европейски элегантную «Страну глухих» с великолепными актерскими работами Дины Корзун и Чулпан Хаматовой.
1998 год
Год очередного финансового кризиса (август 1998). С лета 1998 съемки многих российских фильмов оказались замороженными: Но все-таки 35 лент в той или иной степени добирались до экранов. Старшее поколение представило, по сути дела, только два фильма "международного класса" - «День полнолуния» Карена Шахназарова и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа.
Николай Лебедев дебютировал неплохим "хичкоковским" триллером "Змеиный источник". А бывший успешный сценарист Петр Луцик - мрачной антиутопией под названием "Окраина".
1999 год
Год попытки возрождения Московского фестиваля. Год триумфального проката романтической мелодрамы Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник".
В любимцы прессы попали такие картины, как "Блокпост" и "Барак".
А на Каннском фестивале приз за сценарий получает медитативная драма Александра Сокурова "Молох", рассказывающая о «мирной жизни» Гитлера.
Общее количество российских фильмов в 1999 году чуть превысило уровень предыдущих двух лет (41 полнометражная игровая "единица").
2000 год
Этот год ознаменовался завершением многотрудной работы Глеба Панфилова над фильмом "Романовы: Венеценосная семья" и масштабного "Русского бунта" Александра Прошкина (экранизации пушкинской "Капитанской дочки"). Обе работы продемонстрировали авторский профессионализм.
Алексей Учитель подарил адептам изысканного ретростиля любовную мелодраму о Бунине - "Дневник его жены".
Балабановский «Брат-2» стал самым кассовым российских хитом года.
Под занавес киносезона порадовал своих поклонников давно не снимавший Сергей Соловьев. Его «Нежный возраст», получивший главный приз «Кинотавра», стал своего рода коктейлем поэтического стиля «старого доброго Соловьева» времен «Ста дней после детства» и ернических «Черной розы…» с «Домом под звездным небом».
Фильм "Свадьба" Павла Лунгина, была отмечена на Каннском кинофетивале.
2001 год
Завершены съемки 53-х игровых фильмов. Два знаменитых «ленкомовских» актера – Олег Янковский и Александр Абдулов решились дебютировать в режиссуре. Правда, рождественскую комедию «Приходи на меня посмотреть» (режиссура О.Янковского и М.Аграновича) зрители встретили теплее, чем «Бременских музыкантов и Co» А.Абдулова, где он старательно имитировал стиль телесказок Марка Захарова.
Состоялась премьера давно ожидавшейся экранизации военно-шпионского романа Владимира Богомолова «Момент истины».
Вернувшийся из Германии Александр Митта подтвердил свой класс мастера зрелищного жанра в кино/телесериале «Граница - Таежный роман».
На Каннском кинофестивале прошла премьера «Тельца» Александра Сокурова – своего рода постскриптума к «кинолениане» прошлых десятилетий. Несмотря на опостылевший антураж из «братков» и «ментов, наиболее заметным дебютом стали «Сестры» Сергея Бодрова.
Лучшие фильмы российского кино:
30-е годы
1.                  Путевка в жизнь (1931) Николая Экка
2.                  Веселые ребята (1934) Григория Александрова
3.                  Чапаев (1934) Братьев Васильевых
4.                  Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга
5.                  Бесприданница (1936) Якова Протазанова
6.                  Цирк (1936) Григория Александрова
7.                  Волга-Волга (1938) Григория Александрова
8.                  Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна
9.                  Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич
10.              Трактористы (1939) Ивана Пырьева.
40-е годы
Здесь и далее – общее число зрителей за первый год демонстрации фильма.
1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн.
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.
3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.
4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.
5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.
6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.
7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.
8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.
9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.
10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.
50-е годы
1.                  Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.
2.                  Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.
3.                  Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.
4.                  Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.
5.                  Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.
6.                  Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.
7.                  Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.
8.                  Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.
9.                  Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.
10.              Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.
60-е годы
1.                  Бриллиантовая рука (1969) Леонида Гайдая. 76,7 млн
2.                  Кавказская пленница (1967). 76,5 млн.
3.                  Свадьба в малиновке (1967) Андрея Тутышкина. 74,6 млн.
4.                  Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) Леонида Гайдая. 69,6 млн.
5.                  Щит и меч (1968) Владимира Басова. 68,3 млн.
6.                  Новые приключения Неуловимых (1969) Эдмонда Кеосаяна. 66,2 млн.
7.                  Человек-амфибия (1962) Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. 65,4 млн.
8.                  Война и мир (1966) Сергея Бондарчука. 58 млн.
9.                  Сильные духом (1968) Виктора Георгиева. 55,2 млн.
10.              Неуловимые мстители (1967) Эдмонда Кеосаяна. 54,5 млн.
70-е годы
1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.
2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.
3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.
4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.
5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.
6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.
7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.
8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.
9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.
10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.
80-е годы
1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.
3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.
4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.
5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.
6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.
7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.
8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) Геральда Бежанова. 44,9 млн.
10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.
90-е годы
1.                  Ширли-мырли (1994) Владимира Меньшова.
2.                  Особенности национальной охоты… (1995) Александра Рогожкина.
3.                  Брат (1997) Алексея Балабанова.
4.                  Сибирский цирюльник (1999) Никиты Михалкова.
На рубеже XXI века самым кассовым российским фильмом стал, бесспорно, «Брат—2» того же Алексея Балабанова.
По материалам статьи Александра Федорова «Российское кино: очень краткая история». 10 января 2007. (Статья впервые была опубликована в сокращенном варианте в московском журнале "Total DVD": Федоров А.В. "Российское кино: очень краткая история" \"Total DVD". 2002 год, № 5. С.38-45.)
The cinema of Russia began in the Russian Empire, widely developed under the Soviet and in the years following the fall of the Soviet system, the Russian film industry would remain internationally recognized. In the 21st century, Russian cinema has become popular internationally with hits such as Dom Durakov, Nochnoi Dozor, and the exceptionally popular Brat.
Cinema of the Russian Empire
The first films seen in the Russian Empire were via the Lumière brothers, in Moscow and St. Petersburg in May 1896. In the same month, the first film was shot in Russia, by Lumière cameraman Camille Cerf, a record of the coronation of Nicholas II at the Kremlin in Moscow. Film in Russia became a staple of fairs or rented auditoriums. After the Lumières came representatives from Pathé and Gaumont to open offices, after the turn of the century, to make motion pictures on location for Russian audiences. Theatres were already built, and film renting distributors had already replaced direct sales to exhibitors, when, in 1908, Alexander Drankov produced the first Russian narrative film, Stenka Razin, based on events told in a popular folk song and directed by Vladimir Romashkov. Ladislas Starevich made the first Russian animated film (and the first stop motion puppet film with a story) in 1910 - Lucanus Cervus. He continued making animated films (some of which can now be bought on DVD) until his emigration to France following the 1917 October Revolution. He was decorated by the Tsar for his work in 1911.
Competition from French, American, German, Danish, British and Italian companies, distributing their country's wares to the eager Russians, developed, but the indigenous industry made such strides over the next five years that 129 fully Russian films - even if many of them were comparatively short - were produced in 1918 alone. In 1912, the Khanzhonkov film studio was operational, and Ivan Mozzhukhin had made his first film there, a feature film of 2000 meters entitled "Oborona Sevastopolya" ("The Defense of Sevastopol"). The same year, a German concern filming in Russia introduced the director Yakov Protazanov to the world with its "Ukhod Velikovo Startsa" ("Departure of the Grand Old Man"), a biographical film about Lev Tolstoy. Tsar Nicholas himself made some home movies and appointed an official Court Cinematographer, although he is purported to have written in 1913 that film was "an empty matter...even something harmful...silliness...we should not attribute any significance to such trifles".
Tsar Nicholas gave some special assistance to the makers of "The Defence of Sevastopol" and a few similar films, but the industry was not nationalized nor governmentally subsidized or otherwise controlled. There were also only a few rules of censorship on a national level - such as not making the Tsars characters in a dramatized film - but the filmmakers were largely free to produce for the mass audience; local officials might be more stringent in censoring or banning films. Detective films were popular, and various forms of melodrama.
The arrival of World War I in Russia in 1914 sparked a change. Imports dropped drastically, especially insofar as films from Germany and its allies left the market rapidly. Russian filmmakers early on turned to anti-German, "patriotic" films, often hastily made, even being filmed while the scripts were still being written, filling in the gap: in 1916, Russia produced 499 films, over three times the number of just three years earlier, and more of feature length. Russia's allies, in turn, began to import some of the more striking product, including further films by Protazanov and Yevgeni Bauer, a specialist in psychological film, who both impacted, among others, the burgeoning American film industry. Adversely, Russian companies were forbidden to send cameramen to the "front", and war footage had to be imported from France and England: some Russian concerns combined footage from these with enacted war material to create faux documentaries. Also, the Skobolev Committee was established by the government to oversee the making of newsreel and propaganda films.
And then came the Russian Revolution, on top of the ongoing international War. With audiences turning against the Tsar, film producers began turning out, after the February Revolution, a number of films with anti-Tsarist themes. These, along with the usual retinue of detective films and melodramas, filled theaters when the streets were not filled with revolutionaries. However, the destruction of the infrastructure in the major cities, the failing war-drained economy, the takeover of rural cinemas by local Soviets, and the aversion of some in the film industry to communism, caused the Russian film industry per se to effectively die out by the time Lenin on November 8, 1917 proclaimed a new country, the Russian Soviet Federative Socialist Republic.
Ironically, the last significant Russian film completed, in 1917, "Otets Sergii" ("Father Sergius") would become the first new film release a year later, in the new country of the Soviets.


Cinema of the Soviet Union
The cinema of the Soviet Union, not to be confused with "Russian Cinema" despite Russian language films being predominant in both genres, includes several film contributions of the constituent republics of the Soviet Union reflecting elements of their pre-Soviet culture, language and history, although sometimes censored by the Central Government. Most notable for their republican cinema were Russian SSR, Armenian SSR, Georgian SSR, Ukrainian SSR, and, to a lesser degree, Lithuanian SSR, Byelorussian SSR and Moldavian SSR. At the same time, the nation's film industry, which was fully nationalized throughout most of the country's history, was guided by philosophies and laws propounded by the monopoly Soviet Communist Party which introduced a new view on the cinema, socialist realism, which was different from the one before or after the existence of the Soviet Union.
Historical outline
The new state, the Union of Soviet Socialist Republics, officially came into existence on December 30, 1922. From the outset, it was held that film would be the most ideal propaganda tool for the Soviet Union because of its mass popularity among the established citizenry of the new land; V. I. Lenin, in fact, declared it the most important medium for educating the masses in the ways, means and successes of Communism, a position which was later echoed by Joseph Stalin. Meanwhile, between World War I and the Russian Revolution, most of the film industry, and the general infrastructure needed to support it (e.g. electrical power), was in a shambles. The majority of cinemas had been in the corridor between Moscow and St. Petersburg in Russia, and most were out of commission. Additionally, many of the performers, producers, directors and other artists of pre-Soviet Russia, had fled the country or were moving ahead of the Red Army forces as they pushed further and further south into the remainder of the Russian Empire. Furthermore, the new government did not have the funds to spare for an extensive reworking of the system of filmmaking. Thus, they initially opted for project approval and censorship guidelines while leaving what of the industry remained in private hands. As this amounted mostly to cinema houses, the first Soviet films consisted of recycled films of the Russian Empire and its imports, to the extent that these were not determined to be offensive to the new Soviet ideology. Ironically, the first new film released in Soviet Russia did not exactly fit this mold: this was "Otets Sergii", in English "Father Sergius", a religious film completed during the last weeks of the Russian Empire but not yet exhibited. It appeared on Soviet screens in 1918.
Beyond this, the government was principally able to fund only short, educational films, the most notorious of which were the agitki - propaganda films intended to "agitate", or energize and enthuze, the masses to participate fully in approved Soviet activities, and deal effectively with those who remained in opposition to the new order. These short (often one small reel) films were often as not visual aids and accompaniments to live lectures and speeches, and were carried from city to city, town to town, village to village (along with the lecturers) to indoctrinate the entire countryside, even reaching areas where film had not been previously seen.
Newsreels, as documentaries, were the other major form of earliest Soviet cinema. Dziga Vertov's newsreel series Kino-Pravda, the best known of these, lasted from 1922 to 1925 and had a propagandistic bent; Vertov used the series to promote Socialist realism but also to experiment with cinema.
Still, in 1921, there was not one functioning cinema in Moscow until late in the year. Its rapid success, utilizing old Russian and imported feature films, jumpstarted the industry significantly, especially insofar as the government did not heavily or directly regulate what was shown, and by 1923 an additional 89 cinemas had opened. Despite extremely high taxation of ticket sales and film rentals, there was an incentive for individuals to begin making feature film product again - there were places to show the films - albeit they now had to conform their subject matter to a Soviet world view. In this context, the directors and writers who had remained in support of the objectives of Communism assumed quick dominance in the industry, as they were the ones who could most reliably and convincingly turn out films that would satisfy government censors. New talent joined the experienced remainder, and an artistic community assembled with the goal of defining "Soviet film" as something distinct and better from the output of "decadent capitalism". The leaders of this community viewed it essential to this goal to be free to experiment with the entire nature of film, a position which would result in several well-known creative efforts but would also result in an unforeseen counter-reaction by the increasingly solidifying administrators of the government-controlled society.
Eisenstein's Battleship Potemkin was released to wide acclaim in 1925; the film was heavily fictionalized and also propagandistic, preaching the party line about the virtues of the proletariat. The party leaders soon found it difficult to control directors' expression, partly because definitive understanding of a film's meaning was elusive.

One of the most popular films released in 1930s was Circus. Notable films from 1940s include Aleksandr Nevsky and Ivan Grozny.
In the late 1950s and early 1960s Soviet Cinema again flowered, beginning with films such as Ballada o Soldate (Ballad of a Soldier) that won the 1961 BAFTA Award for Best Film and The Cranes Are Flying.

Vysota (Height) is considered to be one of the best films of the 1950s (it also became the foundation of the Bard movement).

The 1980s saw a diversification of subject matter. Touchy issues could now be discussed openly. The results were films like Pokayanie (Repentance), which dealt with Stalinist repressions in Georgia, and the allegorical science fiction movie Kin-dza-dza!, which satirized the Soviet life in general.
Censorship
After Stalin, Soviet filmmakers were given a freer hand to film what they believed audiences wanted to see in their film's characters and stories. However, the industry remained a part of the government and if any material was found politically offensive or undesirable, it was either removed, edited, reshot, or shelved. In rare cases the filmmakers managed to convince the government of the innocence of their work and the film was released. The definition of "socialist realism" was liberalized to allow development of more human characters, but communism still had to remain uncriticized in its fundamentals. Additionally, the degree of relative artistic liberality was changed from administration to administration.
Oddities created by censorship include:
The first chapter of the epic film Освобождение (Liberation) was filmed 20 years after the subsequent three parts. The director had refused to minimize the errors of the Soviet High Command during the first year of the war, and instead waited for a time when he could film this portion accurately.
Eisenstein's "Alexandr Nevsky" was censored before the German invasion of the Soviet Union due to its depiction of a strong Russian leader defying an invading army of German Teutonic knights. After the invasion, the film was released for propaganda purposes to considerable critical acclaim.

1950s
With the start of the Cold War, writers, still considered the primary auteurs, were all the more reluctant to take up script writing, and the early 50s saw only a handful of feature films completed during any year. The death of Stalin was a merciful relief to many, and all the more so was the official trashing of his public image as a benign and competent leader by Nikita Khruschev two years later. This latter event gave filmmakers the margin of comfort they needed to move away from the narrow formula stories of socialist realism, expand its boundaries, and begin work on a wider range of entertaining and artistic Soviet films.
1960s-70s
The 1960s and 1970s saw the creation of many excellent films, many of which moulded Soviet and post-Soviet culture. They include:
Seventeen Instants of Spring (Semnadtsat mgnoveniy vesny) (1973), which created the immortal character of Standartenführer Stirlitz, and whose compelling and unbiased look at the life of a spy in wartorn Germany made the film popular in both German states as well.
White Sun of the Desert (Beloe Solntze Pustyni) (1970), a classic 'Eastern', although with dubious stereotyping of central Asians. It is ritually watched by cosmonauts before launches, and has contributed many quotes to the Russian language such as 'The East is a delicate matter'. Its theme tune became a huge hit.
Solaris (1972)
Moscow Does Not Believe In Tears (1979) (Moskva Slezam ne Verit)
I am striding Through Moscow (Ya Shagayu po Moskve) (1963)
Irony of Fate (Original title: Ирония судьбы, или С лёгким паром!) (1975)
Gentlemen of Fortune (Gentelmeny Udachi) (1972) starring Yevgeny Leonov
Operation "Y" and other Shurik's adventures (Operatsiya "Y" i drugie priklucheniya Shurika) (1965).
Kidnapping, Caucasian Style (Kavkazskaya Plennitsa) (1966)
The Diamond Arm (Brilliantovaya Ruka). The last four comedies, especially Diamond Arm, have contributed a lot of humorous quotes.
Soviet directors were more concerned with artistic success than with economical success (They were paid by the academy, and so money was not a critical issue). This contributed to the creation of a large number of more philosophical films. In keeping with Russian character, tragi-comedies were very popular. Soviet films tend to be rather culture-specific and are difficult for many foreigners to understand without having been exposed to the culture first.
Animation was a respected genre, with many directors experimenting with technique. Tale of Tales (1979) by Yuriy Norshteyn was twice given the title of "Best Animated Film of All Eras and Nations" by animation professionals from around the world, in 1984 and 2002.
These decades were prominent in the production of the Ostern or Red Western.
In the year of the 60th anniversary of the Soviet cinema (1979), on April 25, a decision of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR established a commemorative "Day of the Soviet cinema". It was then celebrated in the USSR each year on August 27, the day on which V. I. Lenin signed a decree to nationalise the country's cinematic and photographic industries.
Later years
The decade of the 1980s, with the policies of perestroika and glasnost, saw a loosening of the censorship of earlier eras. A genre known as "chernukha" (from the Russian word for "black"), including films such as Little Vera, portrayed the harsh realities of Soviet life. Notable films of this period include:
Pokrovsky Gates (Pokrovskiye Vorota) (1982) a made-for-television comedy starring Oleg Menshikov
Little Vera (Malenkaya Vera) (1988) notable as one of the first Soviet film with sexually explicit scenes.


Kin-dza-dza! (1986) allegorical science fiction.
Soviet films
There are many movies which are well-remembered and looked upon fondly in the former Soviet republics; famous lines or jokes from these movies are often quoted and some have even become a part of the Russian language as sayings and idioms. Most of these classic Soviet movies were produced by Mosfilm and other state-owned film studios.
Genres
Action
White Sun of the Desert (Beloe solntse pustyn) - one of the best loved Soviet films of all time. For more information on this type of movie, see Red Western.
Comedy
Gentlemen of Luck (Dzhentl'meny Udachi) - a schoolteacher played by Evgeni Leonov pretends to be crime boss Dotsent (who looks exactly like him) in order to gain information about a stolen artifact from Dotsent's two lackeys.
Prisoner of the Caucasus, or Shurik's New Adventures (Kavkazskaya plennitsa, ili Novie priklucheniya Shurika). A lot of ethnic humour, as Shurik gets involved unwittingly in kidnapping. It's also a satire of corrupt local officials.
Ivan Vasilievich changes his profession (Ivan Vasilievich menyaet professiyu) - a scientist's time travel machine ends up teleporting his landlord into 16th century Russia and bringing Ivan the Terrible into the present. The two are look-alikes.
Twelve chairs (Dvenadtsat stulev) - based on the famous novel of the same name by Ilf and Petrov.
Diamond Arm (Brilliantovaya ruka) - starring Yuri Nikulin, Anatoli Papanov, and Andrei Mironov. Inept smugglers try to recover diamonds which ended up with the wrong man.
The Pokrovsky Gates (Pokrovskiye Vorota) - starring Oleg Menshikov as a young student who comes to Moscow and finds himself involved in the misfortunes of his fellow apartment tenants.
Drama
Irony of Fate, or Enjoy Your Bath (Ironia sudby ili s lyogkim parom) - a comedy-drama so beloved in Russia that it is broadcasted on television every New Year Eve, similarly to the American movie A Christmas Story being broadcasted every Christmas.
The Meeting Place Cannot Be Changed (Myesto vstrechi izmenit nyelzya) - A 1979 miniseries set in 1945. Vladimir Vysotsky plays a no-nonsense cop trying to catch the deadly Black Cat gang.
Ordinary wonder (Obyknovennoe chudo) - a fairy-tale love story about a bear who has been transformed into a man by a wizard, and must be kissed by a princess to return to his original form.
Seventeen Moments of Spring (Semnadtsat mgnovenii vesny) - a multi-episode film about an undercover Soviet spy, "Stirlitz", in Germany during World War II. An entire type of joke, usually based on a play on words, has arisen from these movies.
 And Quiet Flows the Don (1957) by Sergei Gerasimov. It's an adaptation of a Nobel prize winning novel And Quiet Flows the Don.
War and Peace (Voina i mir) a version of Tolstoy's novel as giant as the original.
Cinema of the Russian Federation
The collapse of the Soviet Union brought a virtual end to quality cinema in Russia and the other republics.
Very few films of note were created for more than a decade, and many of those that were critically-praised did not get widely released. These included Oblako-ray (Cloud-Paradise) and Burnt by the Sun (Utomlyonnye solntsem). The Barber of Siberia (1998) (Sibirskiy Tsiryulnik) by Nikita Mikhalkov became very famous.
The new Russian cinema is more profit-oriented, with artistic needs taking a backseat to more immediate desires.
Nevertheless, some filmmakers have emerged who take their inspiration from the old masters. Among these is Alexander Sokurov, who has been called the "New Tarkovsky" and filmed a number of highly-praised films: Father and Son, Russian Ark (the world's first unedited feature film) and The Sun, among others.
The thematically-similar films, The Return (Vozvrashcheniye) and Roads to Koktebel, have also received critical acclaim in recent years. The Return won two prestigious awards at the Venice Film Festival.
In the early 2000s, after decades of appearing mostly on television screens and in special theatres, animated feature films began going into wide release and were quite successful among Russian audiences (eg. Dobrynya Nikitich and Zmey Gorynych, Prince Vladimir).


The Russian cinema of today serves nationalist purposes as well, one example being 1612. The movie has been created in an effort to explain to the Russian audience why the national holiday was switched from November 7 (Day of the Great October Revolution) to November 4 (National Unity Day celebrating liberating Moscow from Polish invaders in 1612).
New Russian cinema is finding audiences overseas, with examples including the horror-fantasy, Night Watch and its sequel Day Watch.
History of Russian animation
The history of Russian animation is a very rich, but so far nearly unexplored field for Western film theory and history. As most of Russia's production of animation for cinema and television was created during Soviet times, it may also be referred to as the History of Soviet animation.
The first animator in Russia was Ladislas Starevich, who was of Polish descent and is therefore also known by the name of Wladyslaw Starewicz. Being a trained biologist, he started to make animation with embalmed insects for educational purposes, but soon realized the possibilities of his medium to become one of the undisputed masters of stop motion later in his life. His first few films, made in 1910, were dark comedies on the family lives of cockroaches, and were so revolutionary that they earned Starevich a decoration from the Tsar. Starevich's 41-minute 1913 film The Night Before Christmas was the first example of the use of stop motion and live action in the same scene.
After Starevich's emigration following the October Revolution, animation in Russia came to a standstill for years. Only by the mid-to-late-1920s could Soviet authorities be convinced to finance experimental studios. These were typically part of a bigger film studio and were in the beginning most often used to produce short animated clips for propaganda purposes.
In doing so, these early pioneers could experiment with their equipment as well as with their aesthetics. Creators like Ivan Ivanov-Vano, Mikhail Tsekhanovskiy or Nikolay Khodatayev made their debut films in a very fresh and interesting way, aesthetically very different from American animators. As Ivanov-Vano recalls in his mémoires, Kadr za Kadrom (Frame by Frame), this was partly because of the general atmosphere the Russian avantgarde created around them and partly because they were able to experiment in small groups of enthusiasts.
Important films of this era include Ivanov-Vano's On the skating rink (1927), Tsekhanovskiy's Post (1929) and Khodataev's The barrel organ (1934).
Another remarkable figure of the time is Aleksandr Ptushko. He was a trained architect, but earlier in his life had worked in mechanical engineering. In this field, he is known for the invention of an adding machine that was in use in the Soviet Union until the 1970s (an example of it can be seen in Fyodor Khitruks first film as a director, History of A Crime of 1962). When he joined the puppet animation unit of Mosfilm, he found an ideal environment to live out his mechanical ambitions as well as his artistic ones, and became internationally renowned with the Soviet Union's first feature-length animated film, The New Gulliver (1935). This film mixes puppet animation and live acting. It rewrites Jonathan Swift's novel to become more communist, but does so with a didactic verbosity that makes it sometimes hard to bear. It nevertheless is a masterpiece of animation, featuring amazing mass scenes with hundreds of extras, very expressive mimics in close-ups, and innovative, very flexible camera work combined with excellent scenography. Ptushko became the first director of the newly founded Soyuzdetmultfilm-Studio, but soon after left to devote himself to live-action cinema. Still, even in his feature films he showed a liking for stop-motion special effects, e.g. in Ilya Muromets (1956).
Socialist Realism
In 1934, Walt Disney sent a film reel with some shorts of Mickey Mouse to the Moscow Film Festival. Fyodor Khitruk, then only an animator, recalls his impressions of that screening in an interview in Otto Alder's film The Spirit of Genius. He was absolutely overwhelmed by the liquidity of the films' images and enthusiastic about the new possibilities for animation that Disney's ways seemed to offer.
Higher officials shared this impression, too, and in 1935, the Soyuzdetmultfilm-Studio was created from the small and relatively independent trickfilm units of Mosfilm, Sovkino and Mezhrabpromfilm in order to focus on the creation of Disney-style animation, exclusively using cel technique.
Already since 1932, when a congress of Soviet writers had proclaimed the necessity of Socialist realism, the influence of Futurism and the Russian avant-garde on animation had dwindled. Now, esthetic experiments were shoved off the agenda, and for over twenty years, Soyuzmultfilm, as the studio was called from 1936 onwards, worked in a taylorised way, using cel technique and division of labour. It became the leading animation studio in the Soviet union, producing an ever-growing number of children's and educational animation shorts and features, but the experimental spirit of the founding years was lost.
One of the most alarming examples of the transformation that not only the studios underwent, but also the artists were succumbed to, is Mikhail Tsekhanovskiy. The Leningrad-born artist made a name for himself in book illustration and graphics. He found animation to be an ideal medium to transfer his style to and develop his artistic vision further. He became internationally renowned by his film Post, shot in 1929 and earning him a number of prizes at international film festivals. With the establishment of Socialist realism, he had to abandon his innovative and highly convincing style for the then general practice that in Russia has come to be known as "Éclair": The filming of live action, followed by a frame-by-frame projection that had to serve the animators as their only source for the realization of movement (in the West, this is known as rotoscoping). A striking example is the following comparison of two screenshots, taken from two of his films. The left one is taken from the unfinished 1934 film The Tale of the Priest and His Servant Balda; the right one from The Tale of Fisherman and Fish of 1950, both based on poems written by Aleksandr Pushkin. The differences in visual decisions are clearly visible and characteristic for the transformation not only Mikhail Tsekhanovskiy, but Soviet animation as a whole had to go through during that time.
Many artists did not withstand these changes, though, and left the industry for other fields like painting or book illustrations. An example is the ingenious trio of Yuriy Merkulov, Zenon Kommissarenko and Nikolay Khodataev, who after finishing their last film The Barrel Organ (1934) stopped working in animation.
For two decades, the studio confined itself to sober and to an extent tedious adaptations of folk tales and communist myths. An exception might only be found in wartime propaganda spots, shot during evacuation in Samarkand 1941 - 1943, but their humour is arguably unintentional. Nevertheless, directors like the sisters Zinaida and Valentina Brumberg with films like Fedya Zaitsev (1948), Ivan Ivanov-Vano with 1954's Moydadyr (there is a first version from 1927, but it lacks the fluidity of the later version) or Lev Atamanov with The Snow Queen (1957, told after Hans Christian Andersen's tale) managed to create masterpieces of their genre that have been rewarded various prizes at festivals all over the world and have taken a lasting place in animation history.
When Khrushchev in 1956 proclaimed the end of the personality cult about Stalin, he started a process of political and cultural renewal in the country. Even though animators still needed a while to free themselves from the long tradition of "Éclair", from the 1960s onwards, animation films gain completely new qualities. The starting point for this was Fyodor Khitruk's film History of a Crime (1962). Not only had he changed the animation style to something that resembled what the UPA was doing, but for the first time since the avantgarde years, he was able to tackle a contemporary story.
Khitruk's revolutionary approach paved the way for a vast number of young animation directors that in the following years developed their own distinctive styles and approaches. One of the most political was Andrey Khrzhanovskiy, whose film The Glass Harmonica (1968) was severely cut by censors, but shelved nevertheless. Anatoly Petrov is known as the founder of the cinema journal Vesyolaya Karusel (The Happy Merry-Go-Round, since 1969) that gave an opportunity to many young directors to make their first own films. Among them were Leonid Nosyrev, Valery Ugarov, Eduard Nazarov, Ivan Ufimcev and others.
The 1970s saw the birth of the Soviet Union's most popular animation series, Nu, Pogodi! (Just you wait!), directed by Vyacheslav Kotyonochkin. These seemingly simple miniatures about a wolf chasing a hare through soviet-style cartoon worlds owe a great deal of their popularity to the cunning subtexts built into their parts.
During the Stalin period, puppet animation had come to a halt. Only in 1953 was a puppet division was refounded at Soyuzmultfilm. Its first head of department was Boris Degtyarev, under whose direction young animators tried to recover the knowledge that had been lost since the time of Aleksandr Ptushko. Among the most outstanding of these young artists were Vadim Kurchevskiy and Nikolay Serebryakov, who worked together for their first films, e.g. The Cloud in Love (1963). Even when they decided to separate and make their own films, their style was marked by an extensive aesthetic search for, as Bendazzi puts it, "the combination of realism and the baroque", most clearly to be seen in Not in the Hat is there Happiness (1968, by Serebrjakov) and especially in Kurchevskiy's masterpiece, The Master of Clamecy (1972, after Romain Rolland's novel Colas Breugnon). One generation later, Stanislav Sokolov started to make movies that brought the art of puppet animation to a new height. His approach, characterized by complex animation structures and multiple special effects can well be observed in The Big Underground Ball (1987, after Andersen) or Black and White Film (1985), which won a prize in Zagreb.
The most famous director of the time, and of Russian animation in general, is undoubtedly Yuriy Norshteyn. His films Little Hedgehog in the Fog (1975) and Tale of Tales (1979) show not only technical masterliness, but also an unrivaled magic beauty content-wise. Tale of Tales was elected best animation film of all time during the 1984 Olympic Arts Festival in Los Angeles, and again in 2002.
Unfortunately, since the beginning of Perestroika, Norshteyn has not found a possibility to finish his last film, The Overcoat.
Other directors were more able to cope with the changes that this time brought; they even commented on it in their films. Garri Bardin's Little Red Ridinghood et le Wolf (1991) not only provoked by including a foreign language into the title, it also was full of allusions to the upcoming end of communism. Aleksandr Tatarskiy even managed to found his own studio (Pilot) in 1988, where he produced absurd films inspired by the Zagreb School. Yuriy Norshteyn and three other leading animators (Fyodor Khitruk, Andrey Khrzhanovskiy, and Eduard Nazarov) founded a school and studio in 1993 which exists to this day, called SHAR Studio.
Russian animation today
After the end of the Soviet Union, the situation for Russian animators changed dramatically. State subsidies diminished significantly on the one hand, and the number of studios competing for that amount of money rose a good deal on the other. Most of the studios during the 1990s lived on animation for advertisement and on doing commissioned works for big studios from America and elsewhere. Nevertheless, there were a few very successful international co-productions, e.g. Aleksandr Petrov's Oscar-winning The Old Man and the Sea (1999, from Ernest Hemingway's novel) or Stanislav Sokolov's The Winter's Tale (1999, from William Shakespeare's play) that earned the director an Emmy.
Soyuzmultfilm, the former juggernaut of Russian animation studios (at one time employing as many as 400 animators and other staff), was beset by corrupt administrators who sold off all the rights to all the films previously made by the studio without telling shareholders or employees. Notably, in the mid-1990s Sergei Skulyabin illegally took over the company and used hired thugs to keep the animators in line and the government officials from asserting legal authority. The legal director of Soyuzmultfilm kept a very low profile after having been beat up in an alley and forced to go to the hospital with injuries to the head, and during this period many documents were signed by Skulyabin illegally on behalf of Soyuzmultfilm.
Georgiy Borodin writes of this time, "artistic work at the studio became psychologically unbearable and impossible. No one had the guarantee that come morning, he would not find his cabinet broken open, and his working table - cleared. Similar cases became almost a regular occurrence during the years of occupation. Animators who worked in other studios refused to believe the tales about the working conditions at the stolen "Soyuzmultfilm". Imagine, for example: you - the manager of one of the sections of the studio - come to your work cabinet and see in there several unidentified youths, engaged in packing away several large boxes with studio puppets to send them to an undisclosed location "at the command of Skulyabin". And when you, along with the director of the Puppet Dpt. (who is, by the way, responsible for the keeping of these puppets) keep them from being stolen by hiding them in a studio room which is inaccessible to these men, you are officially charged with attempted robbery." Skulyabin was eventually ousted and Soyuzmultfilm began a slow period of recovery.
As Russia's economic situation became increasingly stable, so did the market for animation, and during the last three years a number of feature-length animation films from Russian studios have emerged (e.g. Melnitsa Animation Studio's Little Longnose, 2003, from Wilhelm Hauff's fairy tale, and Solnechny Dom Studio's 2006 Prince Vladimir, based on early history of Rus' - the highest-grossing Russian animated film to date). While the Russian animation community is yet far from reaching the splendor it possessed before the end of the Soviet Union, a significant recovery is being made and it is becoming more and more clear that the revived Russian animation industry will be very different from what it was in the late 1980s. According to Andrei Dobrunov, head of Solnechny Dom, several Russian studios are currently working on some ten animated feature films.
Krakatuk, which will be released on August 23, 2007, will be Russia's first CG-animated feature film. At the same time, Soyuzmultfilm has partnered up with Mikhail Shemyakin and is working on Gofmaniada, a puppet-animated feature film which is deliberately being made entirely without computers.




Национальная кинематографическая премия "Ника"
Nika Award
Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» была учреждена в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР.
Основатель и художественный руководитель премии — Юлий Гусман.
Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 90-х годов победители определяются путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят представители всех кинематографических специальностей, делегированные региональными отделениями Союза кинематографистов России.
Победителям, в каждой номинации вручаются статуэтки «Ники» (автор — Сергей Микульский).
Номинации
·         Лучший игровой фильм
·         Лучший неигровой фильм
·         Лучший анимационный фильм
·         Лучший фильм стран СНГ и Балтии
·         Лучшая режиссёрская работа
·         Лучшая сценарная работа
·         Лучшая операторская работа
·         Лучшая музыка к фильму
·         Лучшая работа звукооператора
·         Лучшая работа художника
·         Лучшая работа художника по костюмам
·         Лучшая мужская роль
·         Лучшая женская роль
·         Лучшая мужская роль второго плана
·         Лучшая женская роль второго плана
·         Премия «Честь и достоинство»
·         Открытие года
·         За вклад в кинематографические науки, критику и образование
·         За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа (вручается с 2005 года).
Лауреаты
·         2007
Лучший игровой фильм - «Монгол», режиссер – Сергей Бодров.
Лучший фильм стран СНГ и Балтии -
«Русский треугольник» (Грузия), режиссер – Алеко Цабадзе.
Лучший неигровой фильм - «Рожденные в СССР. 21 год», режиссер – Сергей Мирошниченко.
Лучший анимационный фильм - «Снегурочка», режиссер – Мария Муат.
·         2006
Лучший игровой фильм — «Остров», режиссёр - Павел Лунгин.
Лучший анимационный фильм — «Моя любовь», режиссёр - Александр Петров.
Лучший фильм стран СНГ и Балтии — «Два в одном», режиссёр - Кира Муратова (Украина).
·         2005
Лучший игровой фильм — «9 рота», режиссёр - Фёдор Бондарчук.
Лучший неигровой фильм — «Блокада», режиссёр - Сергей Лозница.
Лучший анимационный фильм — «Каштанка», режиссёр - Наталья Орлова.
Лучший фильм стран СНГ и Балтии — «Тбилиси, Тбилиси», режиссёр - Леван Закареишвили.
·         2004
Лучший игровой фильм — «Свои», режиссёр - Дмитрий Месхиев.
Лучший неигровой фильм — «Страсти по Марине», режиссёр - Андрей Осипов.
Лучший анимационный фильм — «Чуча-3», режиссёр - Гарри Бардин.
·         2003
Лучший игровой фильм — «Возвращение», режиссёр - Андрей Звягинцев.
Лучший неигровой фильм — «Нефть», режиссёр - Мурад Ибрагимбеков.
Лучший анимационный фильм — «Полтора кота», режиссёр - Андрей Хржановский.
Лучший фильм стран СНГ и Балтии — «Ангел справа», режиссёр - Джамшед Усмонов.
·         2002
Лучший игровой фильм — «Кукушка», режиссер – Александр Рогожкин.
Лучший неигровой фильм — «Дзига и его братья», режиссер – Евгений Цымбал.
Лучший анимационный фильм — «Букашки», режиссер – Михаил Алдашин.
·         2001
Лучший игровой фильм — «Телец», режиссер – Александр Сокуров.
Лучший неигровой фильм — «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», режиссер – Андрей Осипов.
·         2000
Лучший игровой фильм — «Дневник его жены», режиссер – Алексей Учитель.
Лучший неигровой фильм — «Марш Победы», режиссер – Тофик Шахвердиев.
Лучший анимационный фильм — «Адажио», режиссер – Гарри Бардин.
·         1999
Лучший игровой фильм — «Хрусталёв, машину!», режиссер – Алексей Герман.
·         1998
Лучший игровой фильм — «Про уродов и людей», Александр Балабанов.
Лучший неигровой фильм — «Прокляты и забыты», режиссер – Сергей Говорухин.
·         1997
Лучший игровой фильм — «Вор», режиссер – Павел Чухрай.
Лучший неигровой фильм — «Среда 19.07.1961», режиссер – Виктор Косаковский
·         1996
Лучший игровой фильм — «Кавказский пленник», режиссер – Сергей Бодров ст.
Лучший неигровой фильм — «Сергей Эйзенштейн. Автобиография», режиссер – Олег Ковалов.
·         1995
Лучший игровой фильм — «Особенности национальной охоты», режиссер – Александр Рогожкин.
Лучший неигровой фильм — «Убийство императора. Версии», режиссер – Сергей Мирошниченко.
·         1994
Лучший игровой фильм — «Увлеченья», режиссер – Кира Муратова.
·         1993
Лучший игровой фильм — «Макаров», режиссер – Владимир Хотиненко.
·         1992
Лучший игровой фильм — «Анкор, еще анкор!», режиссер – Петр Тодоровский.
Лучший документальный фильм — «Параджанов: Последняя весна», режиссер – Михаил Вартанов.
·         1991
Лучший игровой фильм — «Небеса Обетованные», режиссер – Эльдар Рязанов.
·         1990
Лучший игровой фильм — «Астенический синдром», режиссер – Кира Муратова.
·         1989
Лучший игровой фильм — «Ашик-Кериб», режиссер – Сергей Параджанов.
·         1988
Лучший игровой фильм — «Холодное лето пятьдесят третьего», режиссер – Александр Прошкин.
·         1987
Лучший игровой фильм — «Покаяние», режиссер – Тенгиз Абуладзе.
The Nika Award is a prestigious annual ceremony held by the Russian Academy of Cinema Arts and Sciences which was established in 1987 in Moscow, Russia by Yuli Gusman, and ostentatiously modelled on the Academy Awards (Oscars). Russian Academy Award takes its name from Nike, the goddess of victory. Accordingly, the prize is modelled after the sculpture of the Winged Victory of Samothrace.
The oldest professional film award in Russia, the Nika Award was established during the final years of USSR by the influential Union of Filmmakers.
At first the awards were judged by all the members of the Union of Filmmakers. In the early 1990s, a special academy, consisting of over 500 academicians, was elected for distributing the awards which recognize outstanding achievements in cinema (not television) produced in Russia and the Commonwealth of Independent States.
 In 2002 Nikita Mikhalkov established the competing Golden Eagle Award modelled on the Golden Globe Awards as it honors both film and television production of Russia.
The Nika Awards ceremony is broadcast annually and attracts huge publicity across Russia and the Commonwealth of Independent States.
Soviet awards
·         1987
Georgia's Tengiz Abuladze won Best Picture and Best Director for Repentance.
·         1988
Russia's Aleksandr Proshkin won Best Picture for The Cold Summer of 1953, but other winners included films produced decades earlier and suppressed by Soviet censorship. For example, Alfred Schnittke won Best Music for the 1967 film Comissar, and Andron Konchalovsky was named Best Director for Asya Klyachina's Story, also filmed in 1967.
·         1989
Armenia's Sergei Parajanov took 4 awards including Best Picture and Best Director for his "Ashik Kerib".
·         1990
Ukraine's Kira Muratova won Best Picture for The Asthenic Syndrome, while Stanislav Govorukhin was named Best Director for We Can't Live Like This. Innokenty Smoktunovsky took the award as Best Actor.
·         1991
Eldar Ryazanov's The Promised Heaven triumphed at the last all-Soviet ceremony, taking the awards for Best Picture and Best Directing. Oleg Yankovsky and Inna Churikova were named Best Actor and Best Actress.
Russian awards
·         1992
Pyotr Todorovsky, a veteran filmmaker, won Best Picture for Encore, Another Encore! Nikita Mikhalkov was named Best Director for Urga (Close to Eden) and Mikhail Vartanov won the Best Documentary Film for Parajanov: The Last Spring. Vadim Yusov was named Best Cinematographer for Georgy Danelia's Pasport.
·         1993
Vladimir Khotinenko won Best Picture for Makarov. Vadim Yusov was named Best Cinematographer for Ivan Dykhovichny's Prorva.
·         1994
Kira Muratova triumphed again, taking the awards for Best Picture and Best Directing for Passions. The Lifetime Achievement Award went to Sergei Gerasimov's widow, Tamara Makarova.
·         1995
Aleksandr Rogozhkin won Best Picture and Best Director for Peculiarities of National Hunting.
·         1996
Sergei Bodrov won Best Picture and Best Director for Prisoner of the Caucasus. The Lifetime Achievement Award went to Georgy Zhzhonov.
·         1997
Pavel Chukhrai won Best Picture and Best Director for The Thief. Marina Ladynina, a superstar of the Stalinist cinema, was given the Lifetime Achievement Award.
·         1998
Aleksei Balabanov won Best Picture for Of Men and Freaks. Otar Ioseliani was named Best Director.
·         1999
Aleksei German won Best Picture and Best Director for Khrustalev, My Car!. Mikhail Ulyanov was named Best Actor for The Voroshilov Sniper.
·         2000
Aleksei Uchitel won Best Picture for His Wife's Diary. The Life Achievement Award was presented to Vyacheslav Tikhonov.
·         2001
Alexander Sokurov won Best Picture and Best Director for Taurus. The Lifetime Achievement Award was given to Aleksei Batalov.
·         2002
Aleksandr Rogozhkin again won Best Picture and Best Director for The Cuckoo. Oleg Yankovsky was again named Best Actor.
·         2003
Andrey Zvyagintsev won Best Picture for Vozvrashcheniye. Vadim Abdrashitov was named Best Director, and Inna Churikova again won the award as Best Actress. The Lifetime Achievement Award was given to Pyotr Todorovsky.
·         2004
Dmitry Meskhiev won Best Picture for Our Own, while Kira Muratova was named Best Director for The Tuner. Bogdan Stupka was named Best Actor, and Alla Demidova took the award as Best Actress. Eduard Artemyev was awarded for Best Music. The Lifetime Achievement Awards were presented to Vadim Yusov and Nonna Mordyukova.
·         2005
Best feature film - “9 company”, director Fedor Bondarchuk.
·         2006
Best feature film - “Island”, director Pavel Lungin.
·         2007
The best feature film - “Mongolian”, director - Sergey Bodrov.




Какие фильмы наиболее популярны  в России? - What films are most popular in Russia?

 Рейтинг составлен по результатам голосования посетителей следующего сайта

(Rating is comprised according to the results of voting by the visitors of the following site): http://www.kinopoisk.ru/level/20/

Фильмы - Films
Баллы - Points
Всего голосов – Total # of Votes
1
Побег из Шоушенка (1994)
Shawshank Redemption, The 
3429
2
3670
3
5469
4
3394
5
1359
6
2296
7
1589
8
1224
9
2443
10
4523
11
2026
12
1385
13
1003
14
Король Лев (1994)
Lion King, The 
1880
15
1248
16
Gentlemen of Fortune
1106
17
2994
18
1666
19
857
20
1592
21
805
22. 
Однажды в Америке (1984)
Once Upon a Time in America 
921
23
731
24
842
25
789
26
993
27
1131
28
Крестный отец 2 (1974)
Godfather: Part II, The 
515
29
1985
30
Пираты Карибского моря (2003)
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl 
3013
31
394
32
Назад в будущее 2 (1989)
Back to the Future Part II 
1153
33
2770
34
Игры разума (2001)
A Beautiful Mind 
1800
35
Карты, деньги и два ствола (1998)
Lock, Stock and Two Smoking Barrels 
1404
36
Матрица (1999)
Matrix, The 
2051
37
1293
38
Властелин колец: Братство кольца (2001)
Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, The 
1760
39
Молчание ягнят (1991)
Silence of the Lambs, The 
1200
40
383
41
Пианист (2002)
Pianist, The 
895
42
2112
43
Хороший, плохой, злой (1966)
Buono, il brutto, il cattivo, Il 
384
44
Шоу Трумана (1998)
Truman Show, The 
1190
45
2721
46
984
47
Властелин колец 2: Две крепости (2002)
Lord of the Rings: The Two Towers, The 
1579
48
1250
49
543
50
Властелин колец 3: Возвращение Короля (2003)
Lord of the Rings: The Return of the King, The 
2156
51
1337
52
846
53
Игра (1997)
Game, The 
1075
54
Назад в будущее 3 (1990)
Back to the Future Part III 
985
55
Унесенные призраками (2001)
Sen to Chihiro no kamikakushi 
919
56
В бой идут одни «старики» (1973)
In the Battle Go Some “Old Men”
596
57
962
58
414
59
373
60
1752
61
Амели (2001)
Fabuleux destin d'Amélie Poulain, Le 
1684
62
Город бога (2002)
Cidade de Deus 
541
63
Престиж (2006)
Prestige, The 
2099
64
Профессионал (1981)
Professionnel, Le 
386
65
289
66
516
67
138
68
2308
69
208
70
733
71
575
72
1121
73
560
74
436
75
Адвокат дьявола (1997)
Devil's Advocate, The 
1812
76
678
77
Рататуй (2007)
Ratatouille 
1964
78
664
79
Эффект бабочки (2004)
Butterfly Effect, The 
2483
80
1097
81
Ходячий замок (2004)
Hauru no ugoku shiro 
781
82
510
83
1031
84
929
85
462
86
749
87
403
88
408
89
308
90
2145
91
1568
92
445
93
194
94
Русалочка (1989)
Little Mermaid, The 
502
95
569
96
Вечное сияние чистого разума (2004)
Eternal Sunshine of the Spotless Mind 
1382
97
399
98
Блеф (1976)
Bluff storia di truffe e di imbroglioni 
346
99
1113
100
288


Комментариев нет:

Отправить комментарий