Русский театр прошел
иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или
американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России – ее
экономики, смены социальных формаций, религии, особого менталитета россиян и
т.д.
|
Russian theater went a different way of
formation and development rather than European, Eastern or American theater.
The stages of this way are related to the uniqueness of the history of
|
Хронология Русского театра
|
Chronology of the Russian Theater
|
Театр в своих ритуально-обрядовых формах, как в
каждом древнем сообществе, был распространен и на Руси, он существовал в
мистериальных формах, как групповое действие, связанное с бытовыми и
сакральными целями, чаще всего – чтобы получить помощь божества в ситуациях,
важных для функционирования человеческого сообщества.
Это
были этапы земледельческого цикла – сев, уборка урожая, природные катаклизмы
– засуха, эпидемии и эпизоотии, события родового и семейного характера –
свадьба, рождение ребенка, смерть, и т.д. Это были действа пратеатра,
основанные на древней родовой и земледельческой магии.
Пратеатральные
мистерии на Руси, как и везде, проводились под руководством посвященного:
жреца, шамана, волхва, кудесника (позже трансформировавшегося в скомороха и ставшего отдаленным предком современного
режиссера). Они пользовались большим авторитетом – от них зависело
благополучие общества.
Из
обрядовых действ родилась линия развития русского театра как театра фольклорного, народного,
представленного во множестве форм – кукольного театра (Петрушка, вертеп и др.), балагана (раек, медвежья потеха и др.), странствующих актеров
(гусляры, певцы, сказители, акробаты и др.) и т.д.
До 17 века театр в России развивался только как
фольклорный, иных театральных форм, в отличие от Европы,
здесь не существовало.
До 10–11 веков
Русский театр развивался по пути, характерному для традиционного театра
Востока или Африки – ритуально-фольклорному, сакральному, построенному на
самобытной мифологии. Такой театр представляет собой диалог с богами, и в
качестве обряда входит в быт народа.
Примерно с 11 века ситуация
меняется, сначала – постепенно, потом – сильнее, что привело к кардинальному
изменению развития российского театра и его дальнейшего формирования под
воздействием европейской культуры.
Первыми
представителями профессионального театра были скоморохи, работающие почти во всех жанрах уличных представлений.
Первые свидетельства о скоморохах относятся к 11 веку, что позволяет
убедиться, что скоморошеское искусство было явлением давно сформировавшимся и
вошедшим в быт всех слоев тогдашнего социума. На формировании русского
самобытного скоморошьего искусства, идущего от обрядов и ритуалов, сказались
и «гастроли» странствующих европейских и византийских комедиантов – гистрионов, трубадуров, вагантов. Шел процесс взаимного обогащения
культурных традиций. Скоморохи – как отдельные актеры, так и объединенные в
т.н. «ватаги» (прообраз антрепризной труппы) принимали участие в деревенских
праздниках и городских ярмарках, жили в качестве шутов и потешников в
боярских и царских хоромах. Иван Грозный на
пирах любил сам рядиться в скомороха и плясать вместе с ними. Интерес к
скоморошескому искусству знатных особ обусловил появление зачатков светского
театра, о чем свидетельствуют упоминаемые в былинах певцы-любители Садко, Добрыня Никитич и др.
Скоморохи в то время на Руси были людьми вполне уважаемыми.
Первые
упоминания о скоморохах совпали с событием, ставшим ключевым для всей истории
России – крещением Руси и принятием христианства. Это оказало кардинальное влияние на все сферы жизни,
и на театр. Но еще в 9 веке христианские служители осуждали маски (личины), бывшие одним из самых
распространенных средств выразительности народного театра. Общественный
статус скоморохов снижался. Развитие скоморошеского искусства – особенно
сатирического направления – и ужесточение его преследования шли параллельно.
Постановление Стоглавого собора 1551 фактически сделало скоморохов изгоями.
Интересно отражение смены скоморошьего статуса в лексике. Театр скоморохов назывался «позорищем»
(слово не носило негативного смысла, происходя от древнерусского «зрети» —
видеть; термин сохранялся вплоть до 17 века). Однако преследования скоморохов
привели к возникновению негативной окраски термина (отсюда в современном русском
языке – «позор»). В 18 веке, когда театр вновь вошел в контекст культурной
жизни России, утвердились термины «театр» и «драма», а бывшее «позорище»
преобразовалось в «зрелище».
К 16 веку в
России церковь формирует государственную идеологию (в частности, на
духовенство была возложена обязанность создавать учебные заведения). Главную
роль в развитии театрального искусства 17–18 веков сыграл театр школьно-церковный.
«Стоглавый»
собор Русской православной церкви 1551 сыграл решающую роль в утверждении
идеи религиозно-государственного единства и возложил на духовенство
обязанность создавать духовные учебные заведения. В этот период появляются
школьная драма и школьно-церковные спектакли, которые ставились в театрах при
этих учебных заведениях (коллегиях, академиях). Фигуры, олицетворяющие
государство, церковь, античный Олимп, мудрость, веру, надежду, любовь и т.д.,
появились на сценических подмостках, перенесенные со страниц книг.
Возникнув
в Киеве, школьный церковный театр стал появляться и в других городах: Москве,
Смоленске, Ярославле, Тобольске, Полоцке, Твери, Ростове, Чернигове и т.д.
Выросший в стенах духовной школы, он закончил театрализацию церковного
обряда: литургии, богослужения Страстной недели, рождественских, пасхальных и
других обрядов.
Возникший
в условиях складывающегося буржуазного быта, школьный театр впервые отделил
актера и сцену от зрителя и зрительного зала, впервые привел к определенному
сценическому образу и у драматурга, и у актера. Характерно при этом, что,
выполняя педагогическую задачу, он создал и стройную теоретическую систему
театра, пусть не самостоятельную, но зато охватившую все явление в целом.
Становление
придворного театра в России связано с именем царя Алексея Михайловича. Время его правления связано со становлением
новой идеологии, ориентированной на расширение дипломатических связей с
Европой. Ориентация на европейский уклад привела ко многим изменениям в жизни
российского двора.
К 1660 году
относится попытка Алексея Михайловича организовать первый придворный театр: в
«росписи» поручений и закупок для царя английскому купцу Гебдону рукой
Алексея Михайловича вписано задание «Призвать в Московское государство из
Немецких земель мастеров комедию делать». Однако эта попытка осталась
безуспешной.
Первый спектакль русского придворного театра
состоялся лишь в 1672. Во исполнение царского приказа Грегори и его
помощник Рингубер стали собирать детей и обучать их театральному искусству.
Всего было набрано 69 человек. За три месяца была разучена пьеса на немецком
и славянском языках.
«Комедийная хоромина», которая к этому
времени уже была построена, представляла собой деревянное здание, состоявшее
из двух частей. Внутри были сделаны подмостки, сиденья, расположенные
амфитеатром, лавки. Сцена, поднятая над полом, была отделена от зрителей
перилами. На сцене был сделан занавес, который закрывался, когда возникала
необходимость перестановок на сцене. Декорации были изготовлены голландским
живописцем Петром Инглисом.
Алексей
Михайлович стал частым посетителем театральных представлений.
8
февраля 1673 на масленице состоялось новое зрелище – балет на сюжет истории
Орфея и Эвридики. Искусству балета актеров обучал инженер Николай Лим. К лету
(с 15 мая по 16 июня) немецкие актеры были заменены русскими.
Спектакли
стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских
актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. И иноземцы, и русские
актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21
сентября 1672 году в Немецкой слободе.
В 1676
году Алексей Михайлович умер. Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был
сослан. Театр закрыли.
Одним
из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к
жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические
произведения. Именно его пьесами начинался русский национальный литературный
театр.
Театр был
возрожден в начале петровской эпохи, поскольку был ориентирован на очень
ограниченный круг придворных.
Появление
первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние
спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по
европеизации России, Петр I не мог
не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических
и социальных идей.
С конца 17 века в
Европе вошли в моду маскарады, которые нравились молодому Петру I. В 1698 году он, переодевшись в костюм
фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Петр решил через
искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал
построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех.
В
1698–1699 годах в Москве работала труппа кукольного
театра, которую возглавлял Ян Сплавский и которому Петр в 1701 году
поручил пригласить из-за границы комедиантов.
В 1702 году
в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста (Куншта). Под их руководством была
открыта русская театральная школа.
На
святки 1702 года состоялось открытие «комедиальной храмины». По документам
известно, что 23 декабря 1702 играли спектакль уже на русском языке.
Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. В 1706 года театр
закрылся. Театральная репутация за этим местом сохранится: при Анне Ивановне
здесь будут сооружать новый «комедийный дом».
В 1720 году
Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он
приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить
по-славянски или по-чешски. В конце 1723 года приехала группа Манна, но
спектакли игрались на немецком языке. Актерский состав труппы был слаб, а
репертуар старомоден.
В этот
период важную роль играл городской
демократический театр учеников московского госпиталя во главе с доктором
Бидло. Он принимал к себе учеников московской Славяно-греко-латинской
академии. Репертуар госпитального театра был разнообразным, но еще были очень
сильны традиции школьного театра. Последние сведения об этом театре относятся
к 1740-м годам.
При
Петре I начало спектаклям в Сибири было положено
митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским.
Петру
не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и
петербургская попытки не дали серьезных результатов.
Придворный
театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Ивановны, когда произошло заметное оживление театральной
жизни при дворе. К ее коронации прибудут итальянские комедианты, актер Томазо
Ристори и композитор Рейнгард Кейзер, в 1737 в Зимнем дворце построят театральный
зал и сцену.
Анна
Иоанновна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады,
торжественные приемы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные
шествия. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции
«оседлых» скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым
известным театрализованным праздником стала «курьезная» свадьба шута князя
Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.
При
дворе гастролировали иностранные труппы – итальянские, немецкие, французские,
среди них – драматические, оперно-балетные, комедия дель арте.
В этот
же период были заложены и основы
национального русского профессионального театра, именно в период
воцарения Елизаветы в Москве учился будущий «отец русского театра» Федор Волков, принимавший участие в святочных представлениях
и впитывающий опыт гастролирующих европейских трупп.
В
середине 18 века организуются театры в учебных заведениях (1749 –
Петербургский Шляхетный корпус, 1756 – Московский университет), устраиваются
русские театральные представления в Петербурге (организатор И.Лукин), в Москве
(организаторы К.Байкулов, канцеляристы во главе с Халковым и Глушковым,
«чернильных дел мастер» Иванов и др.), в Ярославле (организаторы Н.Серов,
Ф.Волков).
В 1747 году
происходит еще одно важное событие: написана первая стихотворная трагедия – «Хореев»
А.Сумарокова.
Все это
создает предпосылки для появления национального общедоступного театра. Для
этого в 1752 году из Ярославля в Петербург вызывают труппу Волкова.
Первый русский постоянный публичный театр был
открыт в 1756 году в Петербурге, в Головкинском доме.
Театр возглавил Сумароков, классицистские трагедии которого составили основу
репертуара. Первое место в труппе занимал Волков, сменивший Сумарокова на директорском
посту, и занимавший это место вплоть до своей кончины в 1763 году. Этот театр
в 1832 году получит название Александринского
– в честь жены Николая I.
Первые
публичные спектакли в Москве относятся к 1756 году, когда учащиеся
университетской гимназии под руководством своего директора, поэта М.Хераскова,
образовали театральную труппу в стенах университета. На представления
приглашались представители высшего московского общества. В 1776 году на
основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр,
получивший название Петровского (он же – театр Медокса). От этого театра
ведут свои родословные Большой (оперы и балета) и Малый
(драматический) театры России.
И
петербургская, и московская труппы ощущали недостаток женщин-актрис. В Ярославской
труппе Волкова женщин не было вообще, женские роли исполняли юноши.
Период классицизма в России продолжался недолго – уже с середины
1760-х годов начинается становление сентиментализма. Появляются «слезные комедии» В.Лукинского,
М.Веревкина, М.Хераскова, комическая опера, мещанская драма. Усилению
демократических тенденций в театре и драматургии способствовали обострения
социальных противоречий в период крестьянской войны 1773–1775 и традиции
народного театра. Так, по свидетельству современников, Шумский использовал
приемы игры, близкие к скоморошьим. Развивается сатирическая комедия – «Недоросль»
Д.Фонвизина, «Ябеда» В.Капниста и др.
По мере
развития российских театров для правительства становилась все очевиднее их
роль в формировании идеологии и общественных настроений. В 1766 году по
приказу Екатерины II была создана Дирекция Императорских театров, в ведение которой со временем
перешли все ведущие театры России.
К концу
18 века получают распространение крепостные театры. Сюда
для занятий с актерами приглашались театральные специалисты – актеры,
балетмейстеры, композиторы. Некоторые из крепостных театров (Шереметева в
Кускове и Останкине, Юсупова в Архангельском) богатством своих постановок
превосходили театры казенные.
В
начале 19 века владельцы некоторых крепостных театров начинают превращать их
в коммерческие предприятия (Шаховской и др.). Из крепостных театров вышли
многие знаменитые русские актеры, которых нередко отпускали на оброк играть в
«вольных» театрах – в т.ч. На императорской сцене (М. Щепкин, Л. Никулина-Косицкая и др.).
В целом
процесс формирования профессионального театра в России в 18 веке завершился.
19 век,
стал периодом бурного развития всех направлений русского театра.
Первая
половина 19 века в России ознаменована двумя важнейшими событиями, оказавшими
влияние на все сферы общественной жизни и на театр в том числе.
Первое
из них – война против наполеоновской Франции, вызвавшая огромный рост
патриотических настроений. Для театра это имело двоякое значение.
·
Во-первых,
правящие круги и интеллигенция осознали роль и возможности театрального
искусства в формировании общественной идеологии.
·
Во-вторых,
актуальность ставящихся в этот период патриотических трагедий, полных аллюзий
с современной ситуацией (Эдип в Афинах и Дмитрий Донской В.Озерова,
пьесы Ф.Шиллера и У.Шекспира), способствовали формированию романтизма, т. е. утверждались новые принципы актерской игры, стремление к индивидуализации сценических
героев, раскрытию их чувств и психологии.
Победа
над Францией усилила патриотические и романтико-психологические тенденции в
театральном искусстве, это особенно наглядно проявилось в драматургическом и
театрально-теоретическом творчестве Пушкина, отстаивавшего в русском театре принципы
подлинной народности.
В
первой четверти 19 века произошло и первое
официальное выделение российского драматического театра в отдельное
направление (прежде драматическая труппа работала вместе с
оперно-балетной, а одни и те же актеры часто выступали в спектаклях разных
жанров).
Свободное
развитие литературы и театра было приостановлено в 1825 года, когда восстание
декабристов привело к усилению реакции.
В 1826
году казенные театры переводятся в ведение министерства императорского двора.
Цензура
запрещает к постановке лучшие драматургические произведения того времени: «Горе
от ума» А.Грибоедова (1824, запрет снят в 1831); «Борис Годунов» А.Пушкина
(1825, запрет снят в 1866); «Маскарад» М.Лермонтова (1835, запрет снят
в 1862).
Основу
репертуара российского театра этого периода составляют водевили и
монархические пьесы Н.Кукольника, Н.Полевого, П.Ободовского и др. На этом фоне большой
общественный резонанс вызвала постановка комедии Н.Гоголя «Ревизор»
(1836).
К этому
времени демократическое направление развития актерского искусства
сосредоточивается в Москве в Малом
театре. Там собирается сильная труппа во главе с П.Мочаловым и Щепкиным.
Щепкин развивал психологическую
линию актерского творчества, предвосхищая эстетическое направление
критического реализма, сближая театр с жизнью.
Мочалов же представлял направление
трагико-романтическое, бунтарское, вдохновенно наполненное высокими чувствами
и сильными страстями.
К
1830–1840-м годам в России существенно увеличивается число провинциальных театров, появляются первые
сведения и о выдающихся актерах российской провинции, среди них К.Соленик,
Л.Млотковская и др.
Новый
этап в развитии российского театра 19 века связан с творчеством драматурга А.Островского.
Появление его пьес обеспечило театру обширный реалистический национальный
репертуар. Драматургия Островского требовала от актеров сценического ансамбля, умения создавать бытовые характеры, работы над
словом для передачи своеобразного языка персонажей. Близость эстетических
позиций обусловило близкое и результативное сотрудничество Островского с
Малым театром.
Для Александринского театра вторая
половина 19 века оказалась периодом более сложным. Несмотря на отдельные
постановки пьес Островского, И.Тургенева, А.Сухово-Кобылина, А.Писемского, по воле Дирекции Императорских театров главную
основу репертуара в то время составляли водевили и
псевдонародная драматургия.
Периодом
стремительного взлета и бурного расцвета российского театра стал рубеж 19–20 веков.
Это
время было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная
профессия – режиссер, и в
связи с этим формировалась принципиально новая эстетика режиссерского театра.
В
России эти тенденции проявились особенно ярко. Это был период небывалого
взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический
театр – наряду с поэзией, живописью, сценографией, балетом – представал в огромном разнообразии
эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной
общественности.
Для
того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 веков сосредоточием мировых
театральных достижений, было бы достаточно одного К.Станиславского с его
ошеломляющими новаторскими идеями и созданным им вместе с В.Немировичем-Данченко Московским Художественным театром (1898).
Несмотря
на то, что МХТ открылся спектаклем
«Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, знаменем нового театра стала драматургия А.Чехова,
загадочная, не до конца раскрытая и сегодня. Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая к названию одной из
лучших пьес Чехова и ставшая символом
театра.
Но одна
из главных заслуг Станиславского перед мировым театром – это воспитание
талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и
развивающих ее дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях
(яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов, Е.Вахтангов).
Этот
период отмечен целым созвездием театральных имен – актерских и режиссерских.
Театральная жизнь бурлила в обеих столицах, куда стягивались и лучшие силы
российской театральной провинции.
В
Санкт-Петербурге «ключевой фигурой» этого времени была В.Комиссаржевская. Дебютировавшая на сцене Александринского
театра в 1896 году, актриса практически сразу завоевала горячую любовь
зрителей. Созданный ею в 1904 году собственный театр сыграл огромную роль в
формировании блистательной плеяды русской режиссуры. В театре Комиссаржевской в
1906–1907 годах впервые на столичной сцене утверждал принципы условного театра Мейерхольд.
В сезон
1906–1907 годов в театре Комиссаржевской играл на сцене А.Таиров. В
1908–1909 годах в ее театре ставил спектакли Н.Евреинов, создавший в Петербурге Старинный театр, где в
стилизованной форме реконструировались спектакли французского средневековья и
испанского Возрождения. К 1910-м в Петербурге активно развивались и т.н.
Малые театральные формы, в т.ч. Кабаретное искусство.
Петербург
стал и родиной российского театрального авангарда – в
1913 года Союз молодежи открыл новый футуристический театр (опера А.Крученых, В.Хлебникова, В.Маяковского, М.Матюшина и К.Малевича «Победа
над солнцем»).
В
Москве центром театральной жизни был МХТ. Там собралось блестящее созвездие
актеров, игравших в спектаклях, привлекавших огромное число зрителей: О.Книппер, И.Москвин, М.Лилина, М.Андреева, А.Артем, В.Качалов, М.Чехов и др.
В МХТ
закладываются основы и современной сценографии: к работе над его спектаклями
привлекаются М.Добужинский, Н.Рерих, А.Бенуа, Б.Кустодиев и др.
МХТ в то время фактически
определяет всю художественную жизнь Москвы, в т.ч. – и развитие малых
театральных форм. Самый популярный московский
театр-кабаре «Летучая мышь» создается на базе капустников МХТ.
После
революции 1917 года, поменявшей весь жизненный уклад России, начался новый
этап и в театральной жизни страны.
9
ноября 1917 был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех
российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по
просвещению.
26
августа 1919 появился декрет о национализации театров, впервые в истории
России театр полностью стал делом государственным. В Древней Греции такая государственная политика проводилась еще
в 5 веке до н.э.
Ведущим
театрам присваиваются звания академических: в 1919 году – Малому театру, в
1920 году – МХТ и Александринскому (переименованному в Петроградский
Государственный академический театр драмы).
Открываются
новые театры. В Москве – 3-я Студия МХАТ (1920, впоследствии театр им. Вахтангова); Театр Революции (1922, позже – театр им.Маяковского); театр им.МГСПС (1922, сегодня – театр им.Моссовета); Московский театр для детей (1921, с 1936 –
Центральный детский театр). В Петрограде – Большой драматический театр
(1919); ГОСЕТ (1919, с 1920 переезжает в Москву); Театр юных зрителей (1922).
В этот
период активно развивается направление агитационно-мистериального площадного
массового театра. Лозунг массовости искусства привел к огромному росту
театральной самодеятельности – театры Пролеткульта, позже – ТРАМ и коллективы «Синяя блуза».
В
искусстве вообще и в театре в частности это был очень сложный период.
Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников
революции. Разрушительную эйфорию социального переустройства сопровождала и
эйфория художественного эксперимента – поддержанного правительством и
адресованного новым зрителям.
Залогом
успеха в этот период стал эксперимент, новация – разного характера и
направления (футуристические политизированные «спектакли-митинги»
Мейерхольда, «фантастический реализм» Вахтангова и др.).
Новый
период российского театра начался в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О
перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в
искусстве был признан метод
социалистического реализма. Одобрялись спектакли определенных
художественных направлений – как правило, реалистические. И появился
дополнительный критерий оценки: идеологически-тематический. Практически
обречены на успех были любые спектакли по пьесам «основоположника
социалистического реализма» М.Горького.
Для
многих деятелей российского театра 1930-е (и вторая половина 1940-х, когда
идеологическая политика продолжилась) стали трагическими. Однако российский
театр продолжал развиваться.
Появляется
и новое поколение актеров (В.Пашенная, Е.Гоголева, Н.Анненков, М.Жаров, М.Царев, И.Ильинский, Б.Бабочкин, Н.Черкасов, В.Марецкая, Р.Плятт).
Во
время Великой Отечественной войны российские театры в основном обращались к
патриотической теме. На сценах ставились пьесы, написанные в этот период («Нашествие»
Л.Леонова, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К.Симонова), и пьесы историко-патриотической тематики («Петр
I»
А.Н.Толстого, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева и др.).
Городской театр (позже
– Театр им.Комиссаржевской) и Театр
Музыкальной комедии, проработавшие всю блокаду в Ленинграде, собирали
полные залы зрителей. Как ни парадоксально, чем гибельнее становились условия
жизни в городе, тем более обострялась потребность ленинградцев в искусстве,
помогающем выжить.
С
радостью люди встречали выездные спектакли и концерты на передовой, во многих
театрах страны были сформированы фронтовые бригады,
выступающие не только в действующей армии, но и в госпиталях.
Период
1941–1945 годов имел и еще одно последствие для театральной жизни России и
Советского Союза: существенное повышение художественного уровня
провинциальных театров.
Однако
после окончания войны патриотический подъем театрального искусства военного
времени сменился упадком. Правительство ужесточило идеологический контроль и
цензуру.
Театр
отражает состояние общества, и новый виток подъема российской сцены также
стал следствием общественных перемен: разоблачением культа личности (1956) и
ослаблением идеологической политики, т.н. «оттепели».
Обновление
российского театра началось с режиссуры. Новая театральная эстетика вновь
формировалась в Москве и Ленинграде.
В
Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько
эволюционным путем. Он связан с именем Г.Товстоногова, с
1949 года возглавлявшего Ленинградский театр им.Ленинского комсомола, а в
1956 году ставшего художественным руководителем БДТ. Великолепная труппа (Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, Н.Тенякова, О.Басилашвили, Т.Доронина, О.Борисов, З.Шарко и
др.), блестящие спектакли, отличные организаторские способности режиссера
вывели БДТ в число лучших театров.
Большой
вклад в формирование российского театрального искусства внесли многие актеры
Ленинграда: Ю.Толубеев, Н.Черкасов, Б.Фрейндлих, Г.Жженов, А.Петренко, А.Фрейндлих, М.Боярский, С.Мигицко, И.Мазуркевич И.Краско,
С.Филиппов, М.Светин, Р.Лебедев, О.Волкова, К.Лавров, И.Скляр и др.
В
Москве формирование новой театральной эстетики происходило более бурно и наглядно.
Прежде всего, следует назвать имя А.Эфроса, не
становившегося знаменем какой бы то ни было театральной революции, хотя,
каждый его спектакль вызывал огромный интерес критики и зрителей. Возглавив в
1954 году Центральный Детский театр,
Эфрос сплотил вокруг себя группу талантливой молодежи – О.Ефремова, О.Табакова, Л.Дурова и др.
Здесь во многом формировалась художественная программа, приведшая в 1958 году
к открытию театра «Современник». Это
ознаменовало наступление новой эпохи российской сцены. Обновление эстетики
реалистического психологического театра сочеталось в «Современнике» с
поисками новых средств художественной выразительности. Молодая труппа – О.Ефремов, О.Табаков, Е.Евстигнеев, И.Кваша, Г.Волчек, Л.Толмачева и
другие с азартом работали над спектаклями. Зрительское признание нового
театра было огромным, очереди за билетами выстраивались с ночи – как за
билетами в МХТ первых лет его существования.
В
Москве появляется ряд интересных режиссерских эстетик с ярко выраженной
индивидуальностью (Н.Охлопков, А.Гончаров, Р.Симонов, А.Попов, Б.Львов-Анохин, Б.Ровенских).
В театре Сатиры проходил свое
становление М.Захаров, позже
воплотивший свою эстетику в Театре им. Ленинского комсомола.
Самым
громким российским театром 1970–1980-х был Московский театр на Таганке и его режиссер Ю.Любимов.
За это
время в Москве сформировалось несколько поколений замечательных актеров,
принадлежащих к разным школам, обладающих высоким профессионализмом и яркой
индивидуальностью (Е.Евстигнеев, А.Калягин, А.Попов, И.Смоктуновский, Е.Васильева, А.Вертинская, Т.Лаврова, А.Мягков, И.Саввина, Г.Бурков,
Ю.Богатырев, А.Петренко, С.Любшин, О.Борисов, О.Табаков, Э.Быстрицкая, Н.Подгорный, Н.Корниенко, В. и Ю. Соломины, Е.Глушенко, М.Ульянов, Ю.Яковлев, Ю.Борисова, В.Этуш, Л.Максакова, В.Лановой, Ф.Раневская, Н.Дробышева, Е.Стеблов, Л.Марков, И.Костолевский, Г.Тараторкин, Г.Бортников, М.Терехова, В.Талызина, А.Ширвиндт, А.Миронов, С.Мишулин, В.Васильева, О.Аросева,
Т.Васильева, Г.Менглет и Т.Пельтцер, Е.Леонов, О.Янковский, А.Абдулов, А.Збруев, И.Чурикова, Н.Караченцов, Т.Догилева, Е.Шанина, М.Неелова,
Л.Ахеджакова, В.Гафт, Е.Яковлева, О.Яковлева, Л.Дуров, М.Козаков, А.Филозов, С.Шакуров, Э.Виторган, А.Балтер, Л.Полищук, А.Джигарханян, А.Лазарев, С.Немоляева, Н.Гундарева, В.Высоцкий, В.Золотухин, А.Демидова, Л.Филатов, В.Смехов, Б.Хмельницкий, И.Бортник, М.Полицеймако
и др.).
Театральные
успехи российских театров 1960–1980-х завоевывались нелегко. Нередко лучшие
спектакли выходили на зрителя с большим трудом.
Полуофициальный
статус театра-«оппозиционера» практически всегда придавал его спектаклям
дополнительный «зрительский капитал» (Театр на Таганке).
На
российской сцене того времени царило иносказание, намек, аллюзии с
современной действительностью – это было залогом зрительского успеха.
Российский
театр постсоветского периода
Смена
политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической
разрухи кардинально изменили жизнь российского театра.
Первый
период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался
эйфорией: теперь можно ставить и показывать зрителям что угодно.
После
отмены централизации театров во множестве организовывались новые коллективы —
театры-студии, антрепризы и т.д. Однако выжили в новых условиях немногие из
них – выяснилось, что, кроме идеологического диктата, существует диктат
зрительский: публика будет смотреть только то, что она хочет. А при
самоокупаемости аншлаг в зале – важнейшее условие выживания.
Сегодняшний
день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений
ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных
направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами
– П.Фоменко, В.Фокиным, О.Табаковым, Р.Виктюком,
Л.Додиным, А.Калягиным, Г.Волчек
успешно работают К.Гинкас, Г.Яновская, Г.Тростянецкий, И.Райхельгауз, К.Райкин, С.Арцибашев, С.Проханов, С.Врагова, А.Галибин, В.Пази, Г.Козлов, а
также еще более молодые и радикальные авангардисты: Б.Юхананов, А.Праудин, А.Могучий, В.Крамер, Клим и др.
И.Эппельбаум,
отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами
зрелища в своем театре «Тень».
Е.Гришковец
изобретает свою театральную эстетику.
С 2002
года открылся проект Театр.doc,
построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них
служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы,
к которой принадлежат и герои будущих постановок.
И это
далеко не все сегодняшние театральные эксперименты
Новому
витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой
культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы
и переходу на следующую ступень.
Татьяна
Шабалина
|
Late Beginning
Foreign Influences
From its beginning
Russian theater has been influenced by foreign influences. It was not until
the twentieth century that
Internal Politics
Throughout tzarist
history, the theater was affected by the political concerns of the Church and
the court. Later the Communist Party influenced the form and content of
theater. With the fall of communism, government officials in charge of
subsidies and directors of theaters, free of state censorship but mindful of
audience preferences and responding to the forces of the market, have become
the arbiters of theater repertory and practice. One of the most interesting
issues in the contemporary Russian theater is how the post-Soviet repertory
"family" company system fares in the new market economy.
Before the Romanovs
10th Century
The earliest entertainers
were the skomoroki, itinerant court -attached jesters-musicians-
singers-story-tellers, who often performed with bears and puppets, perhaps as
early as the tenth Century. The theater's roots were folkloric rather than
liturgical.
15th
Century
The church was by turns
friendly and hostile to the theater. They abhorred the skomoroki but
encouraged church-sponsored theater. One of their earliest predictions in the
1400s was the church produced "Fiery Furnace" in
16th
Centuries
The skomoroki were
officially attached to the court in 1572, but their performances were
forbidden by order of Tzar Alexei Mikhailovich in 1648. The people thought
they possessed magical power and Alexei's advisors viewed them as a threat to
the court. They fled to the north, continued to perform in the countryside
and centuries later their skills reappeared in public performance in the
circus, the fairground balagan and variety arts estrada
theater.
17th Century
The
Theater Under the Romanovs
·
Alexei Mikhailovich (1613-1645)
Court Theater
1672
In 1672, Tzar Alexei
Mikhailovich, who had banned the skomoroki in 1648, changed his attitude
toward the theater and invited a German Lutheran pastor, Johann Gottfried, to
stage a play in honor of his son's birth, the future Peter the Great. (A
ten-hour presentation of The Comedy of Esther). Alexei's daughter, Princess
Sophia Alekseevna, was the author of the first Russian tragedy "Martyr
Ekaterina." After the death of Alexei in 1674, the theater was closed.
·
Peter the Great (1696- 1725)
Public Theater
1701-1704
Peter the Great sponsored
the first secular public theater under the leadership of the German actor
-manager Johan Kunst. Plays were produced in German and Russian. Attendance
was encouraged by eliminating road taxes on performance days, offering free
admissions and issuing Royal decrees.
Peter favored plays
dealing with the victories and deeds of the Russian army and allegories of
his reforms performed by the students of the
A theater constructed in
1710-1714
From 1710 to 1714
chivalrous romance plays (produced by Princess Natalia, Peter the Great's
younger sister) adapted from French and Italian poetic sources were the most
popular form of secular drama in
·
Empress Anna (1730 - 1740)
Foreign
Influences
1730
During the reign of
Empress Anna visiting Italian artists introduced new theater forms and
practices including opera, commedia dell'arte, perspective scenery
techniques, and an acrobatic form of ballet. The Frenchman, Jean Baptiste
Landet, introduced a more graceful ballet style, which later developed into
the great Russian ballet tradition. Caroline Neuber, a German actress,
established a classical dramatic theater at court in 1739-1740. These lavish
techniques were looked upon as foreign influences by the Russian court. A
Russian tradition was yet to be established.
·
Empress Elizabeth (1741-1761)
Russian Neo-Classic Age
1756
Empress Elizabeth invited
the Yaroslav actor Fyodor Volkov , his brother Grigory and the dramatist
director Alexander Sumarokov to establish the first permanent professional
theater in
·
Catherine the Great (1762-1796)
Inception of National Theater
Catherine loved the
theater and it thrived during her reign. She viewed the theater much as Peter
I had. She viewed it as a way to teach her courtiers her version of
enlightenment and to instill patriotism and loyalty to the monarchy. To this
end she wrote many forgettable plays. She inaugurated the Imperial Theater
Administration which for nearly a century monopolized control of the Russian
theater.
In 1777, Catherine
authorized the building of the Bolshoi Theater in
During Catherine's reign,
Denis Fonvizin wrote "The Brigadier" (1769) and "The
Minor" (1791) establishing the Russian satirical comedy of manners and
the first steps toward a national comedy of social realism with native
character, linguistic and topical elements. This play is still regularly
performed on Russian stages and remains a Russian favorite.
Catherine's 1762 charter
freed the nobles of many of their state obligations and opened the way for
the formation of the serf theaters, some of which were well equipped and
lavishly appointed. They eventually grew to 173 venues.
·
Alexander I (1801-1825)
·
Nicholas I
(1825-1855)
Russian Realist Theater
Under Alexander I and
Nicholas I the number of theaters increased, "Russian Realism"
became the leading aesthetic principle and important non-imitative plays were
written in the Russian language.
1800
By the time Alexander
ascended the throne in 1800, various formal theater venues existed:
·
·
Imperial Theaters in
·
Popular theaters organized by
state government as non-court theaters
·
Provincial Theaters organized
by town governments
·
Private theaters owned by
nobles and manned by serfs
1827
In 1827 Tzar Nicholas I
instituted the Theatrical Monopoly with a decree placing the public
theatrical performances in
Despite government
censorship, four of the greatest Russian plays were written in the second
quarter of the 19th century:
1824 : Woe from Wit
Alexander Griboedev (1795-1829) wrote "Woe from Wit "in 1824, but because
of trouble with censors it was not performed until 1931, two years after his
death. The main character Chatsky - an angry young man who speaks his mind
and what he considers to be truth and therefore is considered insane by the
leaders of
1830 : Boris Godunov
Alexander Pushkin (1799-1837) the revered national writer, breaking with the
neo-classic tradition, wrote Boris Godunov in the episodic style of
Shakespeare. Written in1824. It was published six years later. This play
about the pretender Dmitry, dealt with favorite topics in Russian drama and
comedy - duplicity and truth and their relationship. Although the play has
been staged by many generations of Russian directors, it was only really
successful as the libretto for the Mussorgsky opera.
1836 : The Inspector General
In this play Nikoli
Gogol (1809-1852) created another prototypical young man, Khlestakov, who
in contrast to Griboedev's Chatsky cannot tell the truth, He pretends to be
what he is not ( a government official) and gets away with it. The play's
popularity has never diminished since its first performance in 1836. It was a
favorite of Nicholas I. This play began the great Russian tradition of tragic
farce. Productions of the play have been attempted by practically every famous
Russian director and it has found great popularity abroad.
1849-50 : A Month in the Country
Ivan Turgenev (1818-1883) wrote what is thought of as one of the first
"psychological " plays. On a country estate an older married woman
and her ward both vie for the heart of the same young man. Nothing much
happens, but their lives are all changed in the course of what appear to be
mundane conversations and prosaic actions. It continues to be part of the
world repertory and is considered a precursor of Chekhov a half century too
soon.
The Imperial Theaters
The two Imperial Theaters
which dominated the dramatic stage during the 19th and early part
of the 20th century were founded during the reigns of Alexander
and Nicholas.
1839
Maly Theater in
In 1804 the Moscow State
Theater was formed, and in 1824 the company moved into a theater designed by
Osip Bove. The theater was named the Maly ("Small") to distinguish
it from the Bolshoi Theater ("Big"), used mostly for opera and
ballet, and located across the Square. The Alexandrinsky Theater was
completed in 1832. Designed by Carlo Rossi, the theater was named after the
wife of Nicholas I. In 1839 Nicholas I gave the Imperial Theaters
comprehensive statutes, which mandated the practice of the Imperial Theaters.
These remained in force until 1917.
The Circus
1847
In 1847-
The Maly Theater -the House of Shchepkin
1840s
Mikhail Shchepkin, who
started as an actor in the serf theater, first performed on the stage of the
Maly Theater in
In the 1840s, the Maly
Theater was called "the second
·
Alexander II (1855-81)
Realism and the Popular Theater
The realistic movements
in writing, acting and stage technique begun in the first half of the
nineteenth century came to fruition during the last half of the nineteenth
century during the reigns of Alexander II and III.
Important plays written
during this period were by Ostrovsky, and A.V. Sukhovo - Kobylin.
Alexander Sukhova-Kobylin
(1817-1903) is famous for his trilogy, "Krechensky"s
Wedding"(1854), "The Case" (1861), and "Tarelkin's
Death" (1869). He continued the Russian tragi-farce tradition begun by
Gogol and later utilized by Bulgakov and others. He used his own decades long
plight to fight the bureaucratic justice system to clear his name from the
false accusation of the murder of his French mistress as the basis for plays
which bitterly ridiculed the hipocracy and corruption of Russian government
officials and society. His plays were the basis for musicals in the 1970s.
They are still revived in
The Maly- The
House of Ostovsky
1850s
In the 1850s the Russian
stage was dominated by Alexander Ostrovsky (1823-1886).He wrote forty-seven
plays, directed plays at the Maly and fought for the right of playwrights to
receive royalties for their plays. He also fought valiantly but
unsuccessfully to found a national theater based on artistic rather than
commercial principles with a Russian repertory, realistic acting and cheap
prices.
His plays were concerned
with the vagaries and moral problems of of
·
Alexander III (1881-1894)
The Commercial and Imperial Theater
1882
On March 24, 1882,
Alexander III signed a decree abolishing the monopoly of the Imperial
Theaters, opening the way for public commercial theaters. This was to have no
great impact on the repertory of the Russian theaters until the
Commercial
Theaters
Some of the more
interesting private commercial theaters formed in this period, when life in
both
Korsh Theater in
Founded by the
stage-struck lawyer Fyodor Korsh , his theater presented the same
unadventuresome theatrical fare as the Maly - French plays, vaudevilles and
divertissements.
Fantastic Theater in
This open air theater
established by Mikhail Lentovsky specialized in elaborate extravaganzas with
extraordinary stage devices resembling Jules Verne tales involving
supernatural journeys to foreign places and planets, a popular theatrical
genre of the time.
Actors
Some of the great actors
of this period include:
·
Maria Ermolova (1853-1928).
This Maly Theater actress
considered the greatest tragedienne of her day. She was the first actress to
receive honorary title of "People's Artist of the
·
Galikeriya Fedotova (1846-1925).
A protegee of Shchepkin, Fedotova had a
broader acting range than Ermolova . She excelled at comedy and drama,
playing in Ostrovsky, Shakespeare and Schiller.
·
Alexander Lensky (1847-1908).
Leading Russian actor of
the period joined Maly theater in 1876 and eventually became its Director and
was responsible for bringing Ibsen to the Russian Stage.
·
Vera Kommizerskheva (1864-1910).
Leading actress of the
Alexandrinsky Theater and later director of her own theater during the
symbolist pre-Revolutionary period.
·
Nicholas II (1894-1917)
Beginning of the Modern Theater
1897
Konstantin Stanislavsky,
a textile magnate and amateur director and actor, and Vladimir
Nemirovich-Danchenko, a prizewinning dramatist, critic and head of the drama
section of the
They were critical of the
current state of acting, stagecraft, repertory and audience composition and
were determined to affect changes in all these areas. They wanted more
realistic acting and stage design and plays appealing to the growing
progressive urban audience desiring more than the light fare preferred by the
bourgeois audiences of the Maly and commercial theaters. Their innovations
were to eventually revolutionized world theater practice.
1898
The
Twilight of the Romanovs and Twentieth Century
The Twentieth Century
theater in
·
·
Symbolist theater in the
first decade of the century.
·
Revolutionary theater -
trends and movements - Proletcult, Meyerhold's constructionist and other
avant-garde styles in the 1920's.
·
Russian emigre theater -
actors a nd directors flee to Europe and
·
Socialist Realism of the
Stalinist period beginning in the 1930s.
·
Reactions to Socialist
Realism in the various thaws after Stalin's death in 1953.
·
The theater of perestroika in
the Gorbachev era in the mid-1980's.
Contemporary post Communist theater in the 1990's
Theaters at the margin:
·
·
Studio theaters
·
Children's theater
·
Puppet theater
·
Estrada - theater of variety
arts
·
The circus
|
Константин Сергеевич Станиславский
|
Constantin Stanislavski
|
Станисла́вский К.
С. — русский театральный
режиссёр, актёр и преподаватель. Народный артист
СССР.
Отец — Алексеев, Сергей Владимирович, мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева) (1841—1904). Имел брата Владимира, сестру Зинаиду, сестру А. Двоюродный брат городского головы Москвы Н. А. Алексеева.
В 1888 году был одним из
основателей Московского общества Искусства и Литературы. В 1898
году, совместно с Немировичем-Данченко
основал Московский Художественный Театр,
с которым он ассоциируется и по сей день. Первой постановкой новой труппы
стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» А. К.
Толстого.
Станиславский родился 5 (17) января 1863
года в богатой московской купеческой семье Алексеевых. Для поддержания
репутации семьи (актёрство считалось непрестижным) он взял себе творческий
псевдоним Станиславский. Основные знания об актёрском деле он получил в Малом Театре. Основываясь на традициях
русского театра, где отдавалось предпочтение «переживанию» нежели
«представлению» чувств героя, выработал систему актёрского мастерства,
являющуюяся основой для современных актёров, как в России, так и за рубежом.
Один из учеников Станиславского, Михаил
Александрович Чехов, эмигрировав в Америку, популяризировал данную
систему. Благодаря этому, в настоящее время школа актёрского мастерства,
основaнная американским режиссёром Страсбергом и
носящая его имя, обучает актёров по системе Станиславского.
Умер 7 августа 1938
года в Москве. Вскрытие показало наличие у Константина Сергеевича букета
болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема
легких, аневризмы —
следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные
артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением
мозговых, которые не поддавались этом процессу» — таково заключение врачей.
Система Станиславского
Система Станиславского — научно обоснованная теория сценического
искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром,
актёром, педагогом и театральным деятелем Станиславским,
Константином Сергеевичем в период с 1900
по 1910 годы. В системе впервые решается
проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли,
определяет пути перевоплощения актера в образ. Целью является достижение
полной психологической достоверности актёрских работ.
В основе лежит разделение актёрской игры на три
технологии: ремесло, переживание и представление. По Станиславскому ремесло
основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно
понять, какие эмоции имеет в виду актёр. Искусство представления
основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает
подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих
переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только
воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. Наконец, в искусстве
переживания актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это
рождает жизнь образа на сцене.
Система в полной мере описана в книге
К.Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.
|
(January 17
[O.S. 5 January] 1863 – August 7, 1938)
He was a Russian actor and theatre director.
Stanislavski's innovative contribution
to modern European and American realistic acting has remained at the heart of
mainstream western performance training for much of the last century.
Building on the directorially-unified aesthetic and ensemble playing of the Meiningen company
and the naturalistic
staging of Antoine
and the independent theatre movement, Stanislavski organized his realistic
techniques into a coherent and usable 'Method'.[1] Thanks to its
promotion and development by acting teachers who were former students and the
many translations of his theoretical writings, Stanislavski's
'system' acquired an unprecedented ability to cross cultural
boundaries and developed an international reach, dominating debates about
acting in the West.
Stanislavski treated theatre-making as a
serious endeavour, requiring dedication, discipline and integrity, and the
work of the actor as an artistic undertaking. His 'Method' resulted from a
persistent struggle to remove the blocks he encountered. He developed a
theorized praxis in
which practice is used as a mode of inquiry and theory as a catalyst for
creative development. Stanislavski believed that after seeing young actors at
Stanislavski's work was as important to
the development of socialist realism
in the USSR as it was to that of psychological
realism in the United States.
Many actors routinely identify his 'system' with the American Method, although the latter's exclusively
psychological techniques contrast sharply with Stanislavski's multivariant,
holistic and psychophysical
approach, which explores character and action both from the 'inside out' and
the 'outside in'. Stanislavski's work draws on a wide range of influences and
ideas, including his study of the modernist and avant-garde developments of his time (naturalism,
symbolism
and Meyerhold's constructivism),
Russian formalism,
Yoga, Pavlovian behaviourist psychology, James-Lange
(via Ribot)
psychophysiology
and the aesthetics of Pushkin, Gogol, and Tolstoy. He described his approach as
'spiritual Realism'.
Stanislavski came from one of the richest
families in Russia, the Alekseievs.; he was born Constantin Sergeievich Alexeiev—'Stanislavski' was a stage name that he adopted in 1884
in order to keep his performance activities secret from his parents. The
prospect of becoming a professional actor was "unthinkable" for
someone of his social class;
actors had an even lower social status in Russia than in the rest of
Europe, having only recently been serfs and the property of the nobility. The Alexeievs were a
prosperous, bourgeois family,
whose factories manufactured gold and silver braiding for military decorations and uniforms.
As a child, Stanislavski was exposed to
the rich cultural life of his family; his interests included the circus, the ballet, and puppetry. Sergei Vladimirovich Alekseiev,
Stanislavski's father, was elected head of the merchant class in
In 1885,
Stanislavski studied in the
Stanislavski began attaining a
reputation throughout Moscow as a modern and innovative director with such
productions as Uriel Acosta, Othello (where Stanislavski travelled
to Venice for costumes and artifacts) and The Polish Jew.[13] In 1897,
the Society had a slew of failed productions and unmotivated actors. It was
then that critic, teacher and dramaturg Vladimir
Nemirovich-Danchenko, conversed with Stanislavski for 18 hours
about their problems with modern theatre and their desire to create what
would be known as the Moscow Art Theatre.
In 1897
he co-founded the Moscow Art Theatre
(MAT) with Vladimir
Nemirovich-Danchenko, but the theatre started operating in 1898.
The first production MAT produced was the critically acclaimed and previously
censored Czar Fyodor by Alexei
Tolstoy. Anton Chekhov's
The Seagull was performed. Initially
Chekhov did not grant Danchenko's request to perform the play because he
wanted a more experienced troupe to perform it. Stanislavksi beautified and
innovated Chekov's script, and it created shock in the audiences. According
to The Stanislavski Technique:
Stanislavski's
'system' focused on the development of artistic truth onstage by
teaching actors to "live the part" during performance. Despite
being primarily known in The United States for Realism, Stanislavski
developed the system to be applied to all forms of theater, directing and
producing melodrama, vaudeville, opera, etc. In order to create an ensemble
of actors all working together as an artistic unit, he began organizing a
series of studios in which young actors were trained in his system. At the
First Studio of MAT, actors were instructed to use their own memories
in order to naturally express emotions. Stanislavski soon observed that some
of the actors using or abusing Emotional Memory were given to hysteria. Although he never disavowed
Emotional Memory as an essential tool in the actor's kit, he began searching
for less draining ways of accessing emotion, eventually emphasizing the
actor's use of imagination and belief in the given circumstances of the text
rather than her/his private and often painful memories.
Stanislavski's
'system' is a systematic approach to training actors. This system
is at some point different from but not a rejection of what he states earlier
in affective memory.
At the beginning, Stanislavski proposed that actors study and experience subjective
emotions and feelings and manifest them to audiences by physical and vocal
means - Theatre language.
While his System focused on creating truthful emotions and then embodying
these, he later worked on The Method of Physical Actions. This was developed
at the Opera Dramatic Studio from the early 30s, and worked like Emotion
Memory in reverse. The focus was on the physical actions inspiring truthful
emotion, and involved improvisation and discussion. The focus remained on
reaching the subconscious through the conscious.
Stanislavski survived the Russian
Revolution of 1905 and the Russian
Revolution of 1917, with Lenin apparently intervening to protect him. In 1918,
Stanislavski established the First Studio as a school for young actors and
wrote several works: those available in English translation include: An Actor Prepares,
Building a Character, Creating a Role, and the autobiography My Life in Art.
Stanislavski always thought of his system
as if it were a table of contents for a large book which dealt with all
aspects of acting. His final work, now known as The Method of Physical
Actions (see Stanislavski's
'system'), is in no way a rejection of his early interest in sense
and affective memory. At no time did he ever reject the notion of emotion
memory; he simply found other means of accessing emotion, among them the
absolute belief in given circumstances; the exercise of the imagination; and
the use of physical action.
Stanislavski had different pupils during
each of the phases of discovering and experimenting with a Universal System
of acting. One such student, Ryszard
Bolesławski, founded the American Laboratory Theatre in 1925. One
of Boleslawski's students, Lee Strasberg, went on to co-found The
Group Theater (1931-1940) with Harold Clurman and Cheryl Crawford, the first American
acting company to put Stanislavski's first discoveries into theatrical
practice. Boleslawski had been in Stanislavski's class when experimenting
with Affective Memory. Stanislavski's theory later evolved to rely on Physical
Action inducing feelings and emotions.
Among the actors who have employed
Stanislavski's System in some form are Jack Garfein, Jack Nicholson, Marilyn Monroe, James Dean, Marlon Brando, Montgomery Clift, Harvey Keitel, Steve McQueen, Paul Newman, Warren Beatty, Robert Duvall, Johnny Depp, Gregory Peck, Sidney Poitier, Jessica Lange, William Hurt, Dustin Hoffman, Robert De Niro, Al Pacino, Gene Hackman, Kevin Spacey, Jane Fonda, Vanessa Redgrave, Benicio del Toro, Mark Ruffalo, Vincent D'Onofrio,
Kate Winslet, Adrien Brody, Denzel Washington,
Elizabeth Taylor,
Hilary Swank, Anthony Hopkins, and Sean Penn and John Alexander.
Stanislavski's aim was to have all of his
characters performed as real as possible.
Mikhail Bulgakov satirized Stanislavski
through the character Ivan Vasilievich in his novel Black Snow (also
called "The Theatrical Novel"). (It is no coincidence that Ivan
Vasilievich was the name and patronymic of the notorious sixteenth-century
czar Ivan the Terrible.)
In Bulgakov's novel, Ivan Vasilievich is portrayed as a great actor, but his
famous acting "method" is held up as a farce, in fact often
hindering actors' performances through ridiculous exercises. Bulgakov's
cutting portrait of Ivan Vasilievich likely reflects his frustrating
experiences with Stanislavski during the latter's eventually aborted
production of Bulgakov's play A Cabal of Hypocrites
in 1930-1936.
While this depiction of Stanislavski is in stark contrast to most other
descriptions, including those of Westerners who had met him, it should be
noted that Bulgakov and Stanislavski were otherwise good friends.
|
Владимир Иванович Немирович-Данченко
|
Vladimir Nemirovich-Danchenko
|
Немиро́вич-Да́нченко
В. И. — русский драматург и
режиссёр, один из первых народных артистов
СССР (1936). Брат писателя Василия
Ивановича Немировича-Данченко.
Учился в Тифлисской гимназии и на математическом факультете Московского университета. Сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Стрекоза», был театральным рецензентом и критиком «Русского курьера» (одно время редактировал эту газету).
Вместе с К.
С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский художественный театр и
руководил рядом его студий, в частности, Музыкальной (позже преобразованной в
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко).
25 апреля 1943
года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа.
Литературная деятельность
Из беллетристических произведений В. И. Немировича-Данченко
можно выделить:
«С дипломом» (1892),
«На литературных хлебах»
(1891),
«Старый дом» (1895),
«Губернаторская ревизия»
(1896),
«В степи» (1900) и др.
«Шиповник» (1882),
«Наши американцы» (1882),
«Тёмный бор» (1884),
«Новое дело» (1890)
«Цена жизни» (1896).
|
(December 11(23), 1858
- April 25, 1943,
Moscow)
He was a Russian theatre director, writer, pedagogue, and playwright, who co-founded the Moscow Art Theatre
with his more famous colleague, Konstantin
Stanislavsky, in 1898.
In 1919 he established the Musical
Theatre of the
Nemirovich-Danchenko was one of the very
first recipients of the title of People's
Artist of the USSR in 1936. Later, he was awarded the USSR State Prize (1942, 1943), Order of Lenin, and Order
of the Red Banner of Labor. His descendants continue to work in
the theatre he founded.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий