В русском языке имена
существительные изменяют формы и приобретают новые окончания. Эти формы (и их
окончания) называются падежами. Падеж имени существительного
показывает его роль в предложении.
Посмотрите на пример
того, как слово поезд меняется в зависимости от падежа:
Ex много
поездов – именительный
падеж;
Ex ехать
поездом – творительный
падеж.
Часто падеж имени
существительного связан с предлогом, который стоит перед ним.
Имена существительные,
имена прилагательные, имена числительные и местоимения могут иметь разные
падежные формы в предложении.
Таким образом, для того
чтобы понимать русскую речь и правильно говорить по-русски, необходимо освоить
использование русских падежей.
В русском языке существуют 6
падежей:1. Именительный (И. п.) 2. Родительный (Р. п.) 3. Дательный (Д. п.) 4. Винительный (В. п.) 5. Творительный (Т. п.) 6. Предложный (П. п.) 1. Именительный падеж Отвечают на вопросы: · Кто? (одушевленные – человек, животные: Ex студент, молодежь) · Что? (неодушевленные – предмет: Ex стол, стул, окно) 2. Родительный падеж · Отвечают на вопросы кого? чего? · Имеют основное значение «принадлежности». Ex Книга (кого?) студента. Ручка (чего?) двери. · С родительным падежом употребляются следующие основные предлоги:
у, около, из, после,
до, для, из.
3. Дательный падеж · Отвечают на вопросы: кому? чему? · Имеют основное значение «направленности» по отношению к лицу или предмету. Ex Письмо (кому?) студенту. Внимание (чему?) произношению. · С дательным падежом употребляются следующие основные предлоги:
к, по,
благодаря.
4. Винительный падеж · Отвечают на вопросы кого? что? · Имеют основное значение «обозначение объекта действия», лица или предмета, на которого переходит действие. · С винительным падежом употребляются следующие основные предлоги: в, на, за, через, про. 5. Творительный падеж · Отвечают на вопросы: кем? чем? · Имеют несколько основных значений: 1. Орудие действия (Ex писать карандашом). 2. Место передвижения (Ex идти полем). 3. Время (Ex вернуться вечером). 4. Способ передвижения (Ex ехать поездом). · С творительным падежом употребляются предлоги: с, над, под, перед, за, между. 6. Предложный падеж · Отвечают на вопросы: о ком? о чем? когда? где? · Употребляются всегда с предлогами: а) о (об) – со значением обозначения предмета, о котором говорится; б) при, по – для выражения времени; в) на, в – для обозначения времени. |
In Russian
language the nouns change their forms and get different endings. These forms
(and their endings) are called cases. The case of a noun shows what role a noun
plays in the sentence.
Look at an example of
how the word поезд changes depending on the case:
Ex a lot of
trains - the genitive;
Ex to go by
train - the instrumental
Very often the case
of a noun is connected with a preposition which stands before it.
The nouns, adjectives,
numerals and pronouns may have different case forms in the sentence.
Thus, to understand
Russian speech and speak Russian correctly, it is necessary to learn how to use
cases in Russian.
There are six cases in Russian:
1. Nominative. 2. Genitive. 3. Dative, 4. Accusative. 5. Instrumental. 6. Prepositional. 1. The Nominative Answer questions: · Who? (animated - The person, the animal: Ex the student, youth) · What? (inanimate - A subject: Ex a table, a chair, a window) 2. The Genitive · Answer questions of whom? of what? · Mainly, means «belonging». Ex The book (of whom?) of the student. The handle (of what?) of the door. · With the genitive case, primarily the following prepositions are used: (See Russian version) 3. The Dative · Answer the question to whom? to what? · Mainly means “direction” towards a person or an object. Ex Letter (to whom?) to student. Attention (to what?) to pronunciation. · The following prepositions are primarily used with the dative case: (see Russian version) 4. The Accusative · Answer questions whom? what? · Mainly means «designation of object of action», person or subject, to which action is transferred. · With the accusative case the following prepositions are used: (see Russian version) 5. The Instrumental · Answer questions: by whom? by what? · Means one of several things: 1. Instrument of action (Ex to write with a pencil). 2. Place of movement (Ex to walk by the field). 3. Time (Ex to return in the evening). 4. Way of movement (Ex to go by train). · With the instrumental case, the following prepositions are used: (see Russian version) 6. The Prepositional · Answer questions: about whom? about what? when? where? · Always used with the following prepositions: (see Russian version) |
В русском языке имена
существительные мужского рода обычно оканчиваются на твердый согласный, на
-й или на -ь (с окончанием на мягкий
согласный).
Исключения
обычно описывают людей или животных: сокращённые варианты имён (Алёша,
Миша) или такие имена существительные мужского рода, как
папа and дедушка, обычно заканчивающиеся на
-а. Эти имена
существительные склоняются как женские, но согласуясь с окончаниями мужского
рода прилагательных и глаголов.
Ниже следуют склонения
неодушевлённых имен существительных мужского рода с окончанием на твердый
согласный в единственном и множественном числах:
|
Masculine
Russian nouns generally end in a consonant (hard ending),
-й, or a soft sign (-ь) (soft endings).
The
exceptions are generally animate: both diminutive forms of forenames
(Алёша, Миша), and those nouns referring to males, such as
папа and дедушка, most often ending in
-а. These are
declined as if feminine, but with masculine adjective and verb
agreement.
This is the conjugation of a
masculine, inanimate, hard noun in the singular and
plural:
|
Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского
Николай Богданов-Бельский
Падежи -
Cases
|
Единственное
число - Singular
|
Множественное число
- Plural
|
Имени́тельный падеж - Nominative | университет (a university) | университеты |
Роди́тельный падеж - Genitive | университета | университетов |
Да́тельный падеж - Dative | университету | университетам |
Вини́тельный падеж - Accusative | университет | университеты |
Твори́тельный падеж - Instrumental | университетом | университетами |
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative | университете |
университетах |
Падежи -
Cases
|
Кто? –
Who?
|
Что? –
What?
|
Имени́тельный падеж - Nominative |
Кто?
|
Что?
|
Роди́тельный падеж - Genitive |
Кого?
|
Чего?
|
Да́тельный падеж - Dative |
Кому?
|
Чему?
|
Вини́тельный падеж - Accusative |
Кого?
|
Что?
|
Твори́тельный падеж - Instrumental |
Кем?
|
Чем?
|
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative |
О ком?
|
О
чем?
|
Падеж - Cases
|
Склонение -
The
Declension
| |||
I
|
II
|
III
| ||
Именительный - Nominative | кто? что? |
-а, -я
|
[], -о, -е
|
[]
|
Родительный - Genitive | кого? чего? |
-ы, -и
|
-а, -я
|
-и
|
Дательный - Dative | кому? чему? |
-е
|
-у, -ю
|
-и
|
Винительный - Accusative | кого? что? |
-у, -ю
|
-о, -е
|
[]
|
Творительный - Instrumental | кем? чем? |
-ой (-ою),
-ей (-ею) |
-ом, -ем
|
-ью
|
Предложный - Prepositional | (о) ком? (о) чем? |
-е
|
-е
|
-и
|
Ex
дом
Ex платье
|
|
Падежи -
Cases
|
Answer
to:
|
Пример - Example:
Little house,
little dress, little boy
|
Имени́тельный падеж - Nominative |
кто́/что́ это?
|
ма́ленький
дом, маленькое платье
|
Роди́тельный падеж - Genitive |
нет кого́/чего́?
|
ма́ленького
до́ма, маленького
платья
|
Да́тельный падеж - Dative |
дава́ть
кому́/чему́?
|
ма́ленькому
до́му, маленькому
платью
|
Вини́тельный падеж - Accusative |
Вини́ть (видеть)
что́?
кого́? |
ма́ленький дом,
маленькое платье
ма́ленького ма́льчика (little boy) |
Твори́тельный падеж - Instrumental |
горди́ться
кем/чем?
|
ма́леньким
до́мом, маленьким
платьем
|
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative |
говори́ть о ко́м/о
чём?
|
о
ма́леньком до́ме, о маленьком
платье
|
|
Ex Pete |
Падежи -
Cases
|
Answer to:
|
Пример - Example:
My apartment,
my Pete, my dog
|
Имени́тельный падеж - Nominative |
кто́/что́ это?
|
моя́
кварти́ра, мой
Петя
|
Роди́тельный падеж - Genitive |
нет кого́/чего́?
|
мое́й
кварти́ры, моего
Пети
|
Да́тельный падеж - Dative |
дава́ть
кому́/чему́?
|
мое́й
кварти́ре, моему
Пете
|
Вини́тельный падеж - Accusative |
Вини́ть (видеть)
что́?
кого́? |
мою́
кварти́ру, моего Петю,
мою́
соба́ку (my
dog)
|
Твори́тельный падеж - Instrumental |
горди́ться
кем/чем?
|
мое́й
кварти́рой, моим
Петей
|
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative |
говори́ть о ко́м / о чём?
|
о
мое́й кварти́ре, о моем
Пете
|
|
|
Падежи -
Cases
|
Answer
to:
|
Пример - Example:
White door, white
horse
|
Имени́тельный падеж - Nominative |
кто́/что́ это?
|
бе́лая
дверь
|
Роди́тельный падеж - Genitive |
нет кого́/чего́?
|
бе́лой
две́ри
|
Да́тельный падеж - Dative |
дава́ть
кому́/чему́?
|
бе́лой
две́ри
|
Вини́тельный падеж - Accusative |
Вини́ть (видеть)
что́?
кого́? |
бе́лую
дверь
бе́лую ло́шадь
(white horse)
|
Твори́тельный падеж - Instrumental |
горди́ться
кем/чем?
|
бе́лой
две́рью
|
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative |
говори́ть о ко́м / о чём?
|
о
бе́лой
две́ри
|
Дети на уроке
Николай Богданов-Бельский
|
|
Падежи -
Cases
|
Answer
to:
|
Пример - Example:
White tables,
naughty boys
|
Имени́тельный падеж - Nominative |
кто́/что́ это?
|
бе́лые
столы́
|
Роди́тельный падеж - Genitive |
нет кого́/чего́?
|
бе́лых
столо́в
|
Да́тельный падеж - Dative |
дава́ть
кому́/чему́?
|
бе́лым
стола́м
|
Вини́тельный падеж - Accusative |
Вини́ть (видеть)
что́?
кого́? |
бе́лые
столы́
озорны́х
ма́льчиков (naughty
boys)
|
Твори́тельный падеж - Instrumental |
горди́ться
кем/чем?
|
бе́лыми
стола́ми
|
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative |
говори́ть о ко́м / о чём?
|
о
бе́лых
стола́х
|
Особенности склонения
существительных на -ия,
-ий, -ие -
Peculiarities of Declination of Nouns Ending with
-ия, -ий,
-ие
Николай Богданов-Бельский
-ия | -ий | -ие | лекция (a
lecture) планетарий (a planetarium) состязание (a competition) | |
Роди́тельный падеж - Genitive | -и | -я | -я | лекции планетария состязания |
Да́тельный падеж - Dative | -и | -ю | -ю | лекции
планетарию состязанию |
Твори́тельный падеж - Instrumental | -ей | -ем | -ем | лекцией
планетарием состязанием |
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative | -и | -и | -и | (о) лекции
(о) планетарии (о) состязании |
Николай Богданов-Бельский
Бремя (burden).
Время (time).
Вымя (a
udder).
Знамя (a
banner).
Имя (a
name).
Пламя (a flame).
Племя (a tribe).
Семя (a
seed).
Стремя (a
stirrup).
Темя (a
crown),
Роди́тельный падеж - Genitive | -и | племени
пути |
Да́тельный падеж - Dative | -и | племени
пути |
Твори́тельный падеж - Instrumental | -ем (-ём) | племенем
путем |
Предло́жный падеж – Prepositional or Locative | -и | (о) племени (о) пути |
Задания по
теме «Падежи имен существительных» -
Tasks on the
Subject «Cases of Nouns»
Николай Богданов-Бельский
1. Именительный
падеж Задание 1. Задайте вопрос к следующим существительным. Отец Солнце Курсы Преподаватель Расписание Метро Продукты Ручка Племянник Среда Задание 2. Найдите в предложениях существительное и задайте к нему вопрос. 1. Брат учится. 2. Студент пишет письмо. 3. Театр находится здесь. 4. Общежитие рядом. 5. Солнце светит. 6. Студентка улыбается. | The
Nominative Task 1. Ask a question to the following nouns. Father Sun Courses Teacher Schedule Underground Groceries Handle Nephew Wednesday Task 2. Find nouns in sentences and ask questions to them. 1. The brother studies. 2. The student writes a letter. 3. The theatre is here. 4. The dormitory is near. 5. The sun shines. 6. The student smiles. |
2. Родительный
падеж Задание 1. Существительные в скобках поставьте в родительном падеже единственного числа. 1. Студент послушался…. (совет). 2. Спортсмены добились….. (победа). 3. Преподаватель требовал…… (внимание). 4. Это учебник…. (друг). 5. Эти часы… (сестра). 6. У студентов нет….. (лекция). 7. Нас поразила красота…….. (море). 8. Это вопрос большой …… (важность). Задание 2.
Существительные в
скобках поставьте в родительном падеже множественного числа.
1. Она
избегала………… (разговоры).2. Мы встретили……… (девушки). 3. На площади много………. (деревья). 4. Иван увидел ……… (женщины) на футболе. 5. Это одежда……….. (преподаватели). Задание 3.
Поставьте
следующие существительные в родительный падеж.
КнигиПолотенце Деревья Нож Пень Школа Университет Задание 4. Существительные в скобках поставьте в родительный падеж. 1. Дом стоит около ………. (поле). 2. Мы вышли из ……… (квартира) раньше. 3. После ……… (каникулы) он встретил …….. (товарищ). 4. Для ……….. (написание) контрольной работы надо усвоить грамматический материал ……… (урок). 5. Из ……… (окна) открывается красивый вид на парк. | The Genitive Task 1. Put the nouns in brackets in the genitive case of the singular number. 1. The student listened to advice. 2. Athletes achieved victory. 3. The teacher demanded attention. 4. This textbook is the friend’s. 5. This watch is the sister’s. 6. Students do not have lecture. 7. We were amazed with beauty of the sea. 8. This question has great importance. Task 2. Put the nouns in brackets in the genitive case of the plural number. 1. She avoided conversations. 2. We met girls. 3. There a lot of trees in the square, 4. Ivan saw women in the football game. 5. These clothes are the teachers’. Task 3. Put the following nouns in the genitive case. Books Towel Trees Knife Stub School University. Task 4. Put the nouns in brackets in the genitive case. 1. The house is near the field. 2. We walked out of the apartment earlier. 3. After vacation, he met a friend. 4. To write the examination, it is necessary to acquire the grammatical material in the lesson. 5. From the window, there is a beautiful view of the park. |
3. Дательный
падеж Задание 1. Существительные в скобках поставьте в дательный падеж единственного числа. 1. Преподаватель объяснил ……. (Максим) грамматическое правило. 2. Родители подарили …………. (дочь) велосипед. 3. Библиотекарь дал …….. (читатель) книгу. 4. Студент звонил по телефону ……… (подруга). 5. Она сдала экзамен ………. (профессор). Задание 2. Существительные в скобках поставьте в дательный падеж множественного числа. 1. Он всегда рад ……… (встречи) с ними. 2. Дети подарят ……. (родители) сувениры. 3. Преподаватель обучал студентов ……… (языки). Задание 3. Существительные в скобках поставьте в дательный падеж. 1. Они бегут к …….. (поле). 2. Студенты стремятся к …….. (знания). 3. Математика у нас по …….. (вторники). 4. Дети помогают бабушке по …….. (хозяйство). 5. Он закончил работу вовремя благодаря …… (помощь) друга. 6. Она первый раз путешествовала по этому ……. (маршрут). 7. Мы много гуляли по …… (улицы) Москвы. 8. Благодаря …… (советы) товарищей он пришел к правильному …….. (вывод). Задание 4. Вместо точек поставьте подходящий предлог: к, по, благодаря. 1. Экскурсия прошла прекрасно ……… хорошей погоде. 2. Сообщите свой адрес …….. телефону. 3. Дождь стучал ……… окну. 4. Пора готовиться ……… экзаменам. 5. Лодка приближалась ………. берегу. | The Dative Task 1. Put nouns in brackets in the dative case, single number. 1. The teacher explained the grammar rule to Maxim. 2. The parents gave their daughter a bicycle. 3. The librarian gave a book to a reader. 4. The student called his girlfriend on the phone. 5. She passed the professor’s examination. Task 2. Put nouns in brackets in the dative case, single number. 1. He is always glad to meet them. 2. Children will give souvenirs to their parents. 3. The teacher trained students in languages. Task 3. Put nouns in brackets in the dative case. 1. They run to the field. 2. Students aspire to knowledge. 3. We have mathematics on Tuesdays. 4. Children help their grandmother around the house. 5. He finished his work on time due to the help of his friend. 6. She traveled along this route for the first time. 7. We took many long walks along the streets of Moscow. 8. Due to the advice of his friends, he came to the correct conclusion. Task 4. Replace dots with correct prepositions. 1. The excursion was perfect due to good weather. 2. Tell (someone) your address over the phone. 3. Rain-drops were hitting the window. 4. It is time to study for the exam. 5. The boat was coming nearer to the coast. |
4.
Винительный падеж Задание 1. Ответьте на вопросы, используя слова из скобок.
Задание 2.
Существительные в
скобках поставьте в винительный падеж единственного или множественного
числа.
Задание 3.
Существительные в
скобках поставьте в винительный падеж с предлогами или без.
Задание 4. Вставьте подходящий предлог: в, на, за, через, про.
| The Accusative Task 1. Answer questions, using words in brackets.
Task 2. Put nouns in brackets in the accusative case, either the singular or the plural number.
Task 3. Put nouns in brackets in the accusative case, either with or without prepositions.
Task 4. Insert correct preposition.
|
5.
Творительный падеж Задание 1.
Существительные
поставьте в творительный падеж единственного и множественного
числа.
Задание 2.
Существительные в
скобках поставьте в творительный падеж.
Задание 3.
Существительное в
скобках поставьте в творительный падеж с подходящими предлогами.
Задание 4.
Напишите
предложения со следующими глаголами, после которых употребляются существительные
в творительном падеже.
| The Instrumental Task 1.
Put nouns in the
instrumental case, either the singular or the plural number.
Task 2.
Put nouns
in brackets in the instrumental case.
Task 3.
Put nouns
in brackets in the instrumental case with suitable prepositions.
Task 4.
Write
sentences with the following verbs, after which nouns in the instrumental case
are used.
|
6.
Предложный падеж Задание 1.
Существительные в
скобках поставьте в предложный падеж единственного числа.
Задание 2.
Существительные в
скобках поставьте в предложный падеж множественного числа.
Задание 3. Вставьте пропущенные предлоги: о, при, на, в.
Задание 4.
Существительные в скобках поставьте в предложный падеж с подходящими
предлогами.
Задание 5.
Напишите
предложения со следующими глаголами, после которых существительные в предложном
падеже.
| The Prepositional Task 1. Put nouns in brackets in the prepositional case, single number.
Task 2. Put nouns in brackets put in the prepositional case, plural number.
Task 3. Insert missing prepositions.
Task 4. Put nouns in brackets in the prepositional case with suitable prepositions.
Task 5. Write sentences with the following verbs, after which put nouns in the prepositional case.
|
Вишняков С. А. «Русский
язык как иностранный». – М.: Флинта: Наука, 2005. –С.17-25.
Комментариев нет:
Отправить комментарий