среда, 7 декабря 2011 г.

3.2.4. Degree of Comparison of Adjectives - Степени сравнения имен прилагательных

Our Lady of Kazan




Качественные прилагательные имеют непостоянный морфологический признак степеней сравнения.
Существует три степени сравнения —
  • положительной,
  • сравнительной,
  • превосходной.
Положительной степенью сравнения является исходная форма прилагательного, по отношению к которой мы осознаем другие формы как выражающие бoльшую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени признака.
Сравнительная степень прилагательного указывает, что признак проявляется в большей / меньшей степени у данного предмета по сравнению с другим предметом (Петя выше Васи; Эта река глубже, чем другая) или этим же предметом в других обстоятельствах (Петя выше, чем был в прошлом году; В этом месте река глубже, чем в том).
Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень обозначает бoльшую степень проявления признака и образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ее(-ей), , -ше/-же (быстр-ее, выш, рань-ше, глуб-же).
Если в конце основы положительной степени имеется элемент к / ок, этот сегмент часто усекается: глубок-ий — глуб-же.
Некоторые прилагательные имеют супплетивные, т. е. образованные от другой основы, формы: плохой хуже, хороший лучше.
При образовании простой сравнительной степени может присоединяться приставка по- (поновее). Простая сравнительная степень с приставкой по- используется в том случае, если прилагательное занимает позицию несогласованного определения (Дайте мне газету поновее) и не требует введения в предложение того, с чем сравнивается данный признак. При наличии в предложении и того, что сравнивается, и того, с чем сравнивается, приставка по- вносит разговорный оттенок (Эти ботинки поновее, чем те).
Морфологические признаки простой сравнительной степени нехарактерны для прилагательного. Это:
1) неизменяемость,
2) способность управлять существительным,
3) употребление преимущественно в функции сказуемого (Он выше отца). Позицию определения простая сравнительная степень может занимать только в обособленном положении (Намного выше других учеников, он казался почти взрослым) или в необособленном положении с приставкой по- в положении после существительного (Купи мне газеты посвежее).
Составная сравнительная степень обозначает как бoльшую, так и меньшую степень проявления признака и образуется следующим образом:
элемент более / менее + положительная степень (более / менее высокий).
Отличие составной сравнительной степени от простой заключается в следующем:
1) составная сравнительная степень шире в значении, так как обозначает не только бoльшую, но и меньшую степень проявления признака;
2) составная сравнительная степень изменяется так же, как положительная степень сравнения (исходная форма), т. е. по родам, числам и падежам, а также может стоять в краткой форме (более красив);
3) составная сравнительная степень может быть как сказуемым, так и необособленным и обособленным определением (Менее интересная статья была представлена в этом журнале. Эта статья менее интересная, чем предыдущая.)
Превосходная степень сравнения указывает на самую большую / малую степень проявления признака (высочайшая гора) или на очень большую / малую степень проявления признака (добрейший человек).
Превосходная степень сравнения, как и сравнительная, бывает простой и составной.
Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом:
основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х, вызывая чередование): добр-ейш-ий, высоч-айш-ий
При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи-: наи-добрейший.
Морфологические признаки простой превосходной степени сравнения прилагательных те же, что и у положительной степени, т. е. изменяемость по родам, числам, падежам, использование в синтаксической функции определения и сказуемого. В отличие от положительной степени простая превосходная степень сравнения прилагательного не имеет краткой формы.
Составная превосходная степень сравнения прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами:
1) элемент самый + положительная степень (самый умный);
2) элемент наиболее / наименее + положительная степень (наиболее / наименее умный);
3) простая сравнительная степень + элемент всего / всех (Он был умнее всех).
Формы составной превосходной степени, образованные первым и вторым способом, обладают морфологическими признаками, характерными для положительной степени, т. е. изменяются по родам, числам и падежам, могут иметь краткую форму (наиболее удобен), выступают и как определение, и как именная часть сказуемого. Формы составной превосходной степени, образованные третьим способом, неизменяемы и выступают преимущественно как именная часть сказуемого.
Не все качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения, причем отсутствие простых форм степеней сравнения наблюдается чаще, чем отсутствие составных форм.
Отсутствие простой сравнительной и превосходной степени может быть связано:
1) с формальным устройством прилагательного: если прилагательное имеет в своем составе суффикс, совпадающий с суффиксами относительных прилагательных, оно может не иметь простой сравнительной степени (исхудалый — *исхудалее, *исхудалейши; передовой — *передовее);
2) с лексическим значением прилагательного: значение степени проявления признака может быть уже выражено в основе прилагательного — в его корне (босой — *босее) или в суффиксе (толст-енн-ый — *толстеннее, зл-ющ-ий — *злющее, бел-оват-ый — *беловатее, син-еньк-ий — *синеньше).
Составные формы степеней сравнения не образуются только у слов со смысловым ограничением, т. е. во втором случае. Так, нет форм *более злющий, *менее беловатый, но существуют формы менее исхудалый, более передовой.

Икона "Богоматерь Казанская". 16-17 вв., оклад - 1881 год. Ярославский музей-заповедник

Qualitative adjectives have a non-constant morphological attribute of degree of comparison.
There are three degrees of comparison –
  • positive
  • comparative
  • superlative.
The positive degree of comparison is the initial form of an adjective, with respect to which we cognize other forms as meaning a greater / smaller or greatest / smallest degree of an attribute.
The comparative degree of an adjective indicates that the object possesses an attribute to a greater / smaller degree than another object (Peter is taller than Vasily; This river is deeper than the other) or the same object under different circumstances (Peter is taller than he was last year; The river is deeper here than there).
The comparative degree can be simple or complex.
The simple comparative degree indicates a greater degree of attribute possession and is formed as follows: the foundation of the positive degree + one of the form-defining suffixes -ее(-ей), -е, -ше/-же (faster, taller, earlier, deeper).
If, at the end of the positive degree there is element к / ок, this segment is often dropped: deep — deeper.
Some adjectives have irregular comparative forms, i.e., formed based on a different foundation: bad – worse, good – better.
When forming simple comparative degree, prefix по- (newer) may be added. Simple comparative degree with prefix по- is used when the adjective takes position of an uncoordinated modifier (give me a fresher newspaper) and does not require introducing into the sentence that, with which the attribute is being compared. When the sentence contains both what is being compared and what it is being compared with, the prefix по- carries a colloquial meaning (These shoes are newer than those).
Morphological properties of the simple comparative degree are not characteristic of the adjective. They are:
1. Non-variability
2. Ability to govern the noun
3. Usage mainly as the predicate (He is taller than his Father). The simple comparative degree can act as the modifier only in an isolated position (Much taller than other pupils, he seemed almost an adult) or in a non-isolated position with prefix по- after a noun (Buy me fresher newspapers).
The complex comparative degree can mean either higher or lower degree of the appearance of an attribute and is formed as follows:
element more / less + positive degree (more / less tall).
Differences between complex and simple comparative degrees are as follows:
1. Complex comparative degree is broader in meaning as it means lower, as well as, higher degree of the appearance of an attribute
2. Complex comparative degree varies in the same manner as the positive degree, i.e., by gender, number and case, and can be used in abbreviated form (more handsome)
3. Complex comparative degree can be either predicate or modifier, isolated or not (A less interesting article was presented in this journal. This article is less interesting than the previous one.)
The superlative degree of comparison indicates highest / lowest degree in the appearance of an attribute (tallest mountain) or very high / very low degree in the appearance of an attribute (kindest person).
Similar to the comparative degree, the superlative one can be simple or complex.
The simple superlative degree of comparison of an adjective means the highest degree in the appearance of an attribute and is formed as follows:
the basis of the positive degree + form-creating suffixes -ейш- / -айш- (after к, г, х, thus causing alternation): kindest, tallest
When forming the simple superlative degree of comparison, prefix наи- may also be used: kindest.
Morphological properties of the simple superlative degree of comparison of adjectives are the same as the positive degree, i.e., variability by gender, number and case and syntactical usage as modifier and predicate. Unlike the positive degree, the simple superlative degree does not have an abbreviated form.
The complex superlative degree of comparison of adjectives designates either the greatest or the lowest degree in the appearance of an attribute and is formed in one of three ways:
1) element самый + the positive degree (smartest);
2) element наиболее / наименее + the positive degree (smartest / least smart);
3) simple comparative degree + element всего / всех (He was smarter than everybody else).
Forms of the complex superlative degree, created in the first and the second ways, have morphological properties, characteristic of the positive degree, i.e., they vary by gender, number and case, can have an abbreviated form (most comfortable), and act as either modifier or predicate. Forms of the complex superlative degree, created in the third way, are invariable and act mainly as predicates.
Not all qualitative adjectives have forms of degree of comparison. Moreover, the lack of simple forms of degree of comparison is more common than the lack of complex forms.
The lack of simple comparative and superlative degree can be related:
1) to formal construct of an adjective: if the adjective contains a suffix, which coincides with suffices of relative adjectives, then it may be unable to have a simple comparative degree (emaciated – *more emaciated, *most emaciated; progressive – *more progressive);
2) to lexical meaning of an adjective: the meaning of the degree of appearance of an attribute may already be contained in the basis of the adjective – in its root (barefoot - *more barefoot) or in its suffix (enormously thick - *more enormously thick, very angry - *more very angry, whitish - *more whitish, somewhat blue - *more somewhat blue).
Complex forms of degrees of comparison cannot be formed only for words with lexical limitation, i.e., in the second case above. Hence, there are no such forms as *more very angry, *less whitish, but there are forms less emaciated, more progressive.

Icon of the Mother of God of Kazan. Tempera on woodpanel. Russia 1850s

Задания
Задание 1.
Образуйте сравнительную степень от следующих прилагательных.
Сильный
Строгий
Молодой
Массовый
Поздний
Внимательный
Толстый
Ранний
Тихий
Задание 2.
Поставьте прилагательные в скобках в сравнительную степень.
1. Это упражнение ……… (трудный), чем нам сначала показалось.
2. Он становился все …….. (усталый).
3. Эта книга …….. (интересный).
4. Этот чемодан стоит ……. (дешевый).
5. Они отвечали ……… (хороший), чем обычно.
6. ……… (удобный) поехать на машине.
7. Здесь путь ………… (короткий).
Задание 3.
Напишите предложения со следующими прилагательными, образовав от них сравнительную степень.
Маленький
Плохой
Поздний
Глубокий
Хороший
Задание 4.
Прочитайте текст. Найдите прилагательные в сравнительной степени. Выпишите эти прилагательные и объясните способ образования сравнительной степени.
Дни становятся короче. А ночи длиннее. Наступила зима. С тротуаров и дорог убирают снег снегоуборочные машины, тогда они становятся чище. В метель сугробы становятся глубже, появляется гололед. В солнечную и морозную погоду хорошо прогуляться и подышать свежим воздухом, покататься на лыжах. Некоторые катаются с более отлогих спусков, чтобы не упасть. Для людей более рисковых, кто увлекается горными лыжами, не страшны никакие падения. Катайтесь на здоровье!
Задание 5.
Образуйте превосходную степень от следующих прилагательных.
Великий
Красивый
Смелый
Дорогой
Плохой
Интересный
Высокий
Узкий
Задание 6.
Поставьте прилагательные в скобках в превосходную степень.
1. Михаил Лермонтов - …….. (знаменитый) русский поэт и писатель.
2. Черешня - …….. (ранний) ягода.
3. Этот футболист играет в ……… (сильный) клубе Европе.
4. Это ……….. (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира.
5. Джон - ………… (молодой) студент в группе.
Задание 7.
Напишите предложения со следующими словосочетаниями.
Кратчайший срок
Высшая оценка
Величайшее достижение
Сильнейший туман
Задание 8.
Замените сложную превосходную степень простой.
1. Самая сложная теорема – теорема Пифагора.
2. Мы увидели самое глубокое озеро в стране.
3. Это вино обладает самым тонким вкусом.
4. Они пришли к самому правильному решению: поступать на этот факультет.
5. Московский государственный университет – самый старый университет в Российской Федерации.
Tasks
Task 1.
Form the comparative degree of the following adjectives.
Strong
Strict
Young
Massive
Late
Attentive
Thick
Early
Quiet
Task 2.
Place adjectives in parenthesis into the comparative degree.
1. This exercise is more (less) difficult than we thought at first.
2. He is getting more (less) tired.
3. This book is more (less) interesting.
4. This suitcase is cheaper (less cheap).
5. They answered better (worse) than usual.
6. It is more (less) convenient to go by car.
7. The way is shorter (less short) here.
Task 3.
Write sentences with the following adjectives in comparative degree.
Small
Bad
Late
Deep
Good
Task 4.
Read the following text. Find adjectives in comparative degree. Write them down and explain how the comparative degree was formed.
Days are getting shorter, while nights are getting longer. Winter has arrived. Snow-plowing machines clean snow off roads and pavements. Then they become cleaner. During snow-storms snow-banks become deeper, pavements get iced. In sunny cold weather it is nice to take a walk, breathe some fresh air, and ski. Some ride less steep hills so they don’t fall down. The more risky people, who like mountain skiing, are not afraid of any fall. Enjoy the skiing!
Task 5.
Form the superlative degree of the following adjectives.
Great
Beautiful
Brave
Expensive
Bad
Interesting
Tall
Narrow
Task 6.
Place adjectives in parenthesis into the superlative degree.
1. Mikhail Lermontov is the most famous Russian poet and writer.
2. Cherry is the latest (earliest) berry.
3. This football player plays in the strongest (weakest) club in Europe.
4. This is the best (worst) match of the joint team at the world championship.
5. John is the youngest (eldest) student in the group.
Task 7.
Write sentences with the following phrases.
Shortest term
Highest grade
Greatest achievement
Densest fog
Task 8.
Replace complex superlative degree with simple one.
1. The most complicated theorem is Pythagorean theorem.
2. We saw the deepest lake in the country.
3. This wine has the most distinct taste.
4. They have arrived at the best decision: apply to this department.
5. Moscow State University is the oldest university in Russian Federation.

Икона "Богоматерь Казанская". 16-17 вв., оклад - 1881 год. Ярославский музей-заповедник


На Волге. Пейзаж с Преображенско-Казанской церковью
Борис Кустодиев

__________________________________________________________________________________
Вишняков С. А. «Русский язык как иностранный». – М.: Флинта: Наука, 2005. –С.27-36.
Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс. http://gramota.ru
«Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Москва: МГУ, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий